Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

12410 просмотров

Гульжан Ергалиева решила больше не раздражать власть

Редактор заявила, что ушла из «Свободы слова», чтобы сохранить газету и не подвергать опасности жизни журналистов.

Редактор заявила, что ушла из «Свободы слова», чтобы сохранить газету и не подвергать опасности жизни журналистов. А первым звонком для неё стало избиение актюбинского корреспондента, после которого с ней поговорили представители высокой власти…

Редактор или выживание газеты

– Была стратегия сохранить газету, и когда наступила серьезная политическая кампания в виде референдума, стало понятно, что мне надо уходить, иначе газете не выжить, – сообщила Гульжан Ергалиева радио «Азаттык».

В интервью интернет-изданию «ZONAkz» Гульжан Ергалиева заявила: «Во второй половине 2010 года поступил «сигнал» – избили собкора в Ак Тобе [написание первоисточника. – «Д»], может, «перестарались» на местах, поскольку Астана такое публично осудила [22 марта 2010 года в Актобе трое неизвестных избили собкора «Свободы слова» Игоря Ларру. Сам журналист предполагает, что поводом послужил материал о забастовке неф­тяников в Жанаозене. Нападавшие били со словами: «Ларра, это привет из Жанаозеня». Люди, избившие собкора, не были найдены. – «Д»]. А потом состоялась встреча и беседа с представителем высокой власти… Переговорщик… попросил уяснить позицию, которую его уполномочили озвучить. Если при важных политических событиях в стране со стороны издания будет резкий противоход им, то власти будут вынуждены «принимать меры».

Как говорит Гульжан Ергалиева, она оказалась перед выбором: либо продолжать оппонировать власти в период кампании по референдуму и таким образом неизбежно подвергнуть журналистов и газету опасности, либо уйти с поста главного редактора газеты и таким образом сохранить журналистов и газету.

– Я со своей стороны как главный редактор давала журналистам свободу творчества. И давала гарантии, что они могут спокойно работать. Я хочу, чтобы у них осталась свобода творчества. А гарантии безопасности им должна теперь обеспечить власть. Чтобы газета не преследовалась по политическим мотивам. Эти гарантии стали ценой моего ухода. Я верю этим договоренностям. Я свои обязательства выполнила, теперь очередь за властью. И я не стесняюсь того, что договор такой с властью на самом деле был. И с моей стороны, и со стороны власти это был нормальный, цивилизованный договор. Мы просто нашли приемлемый вариант, который устроил и ту, и другую стороны. Для меня главное – чтобы газета сохранилась, чтобы ее не преследовали и не давили. А дальше, выживет газета или нет, – будет зависеть от человеческого фактора, от редакторов, от журналистов.

Власть и собственность

Гульжан Ергалиева в интервью интернет-изданию «ZONAkz» говорит, что в будущем она не будет раздражать власти.

– Мое следующее начинание не будет в нише «Свободы слова» – эта газета похожа на бурную порожистую реку, а я хочу побывать на море. Много тем, того, что нужно развивать и над чем хочется поразмышлять. Стратегия по задуманному проекту есть, и думаю, что больше власть раздражать не буду, – говорит Гульжан Ергалиева.

Она также коснулась вопроса собственности на газету «Свобода слова». По ее словам, у нее «было 50 процентов прав на газету».

Вместе с тем там же она сообщила, что в числе собственников «Свободы слова» остался Болат Абилов, сопредседатель Общенациональной социал-демократической партии «Азат».

– Вы дали понять, что вашу долю в газете выкупили представители власти. Но там же остался одним из собственников Булат Абилов? Значит ли это, что Абилов перестал оппонировать власти? Или политика – отдель­но, бизнес – отдельно? – спрашивает корреспондент газеты «CA Monitor».

– У Булата Абилова действительно есть определенная доля в газете, он ее поддерживал и поддерживает, надо отдать ему должное. Как финансовый проект «Свобода слова» – это проект Абилова. Только по прошествии времени газета начала сама себя финансировать. Поэтому на газету у него остаются моральные и юридические права. Как он поступит дальше – это его дело и его право. Но, как мне кажется, он не собирается уходить, потому что, извините, партии накануне выборов нужен информационный ресурс.

Одно дело, когда я была главным редактором и членом партии. Тогда были более четкие акценты. Теперь, когда меня нет в кресле редактора, может быть, выступления того же Булата Абилова и других представителей ОСДП «Азат» будут более объективными. Я надеюсь, что «Свобода слова» станет диалоговой площадкой, где оппозиция и представители того же «Нур Отана» смогут конкурировать и дискутировать. Это то, чего нет на телевидении. Когда главным редактором была Ергалиева, «нуротановцы» не шли на диалог. Теперь, когда редактор – абсолютно нейтральный человек, они могут прийти и дискутировать с той же партией «Азат». Кто знает? По крайней мере, я надеюсь на это.

– В узком кругу ходят слухи, что власть купила не «Свободу слова», а «бездеятельность» Ергалиевой. То есть ваше «политическое молчание». Так ли это?

– Как можно купить молчание? Чтобы человек замолчал, его нужно посадить в тюрьму или убить. Ну, сидит в тюрьме тот же Рамазан Есергепов. Но он ведь все равно не молчит. Молчит, правда, Алтеке (Алтынбек Сарсенбайулы), потому что убит… Невозможно заставить человека молчать, пока он живет, дышит, мыслит, пока он в сознании. Все эти слухи естественны. Для многих мой уход стал неожиданностью, но для меня эта ситуация была вполне прогнозируемой. Все эти разговоры – пена на эмоциональной волне. Но скоро она пройдет.

Куда она уходит?

Гульжан Ергалиева подчеркивает, что она остается политиком, ее выбрали членом политсовета ОСДП «Азат», и для нее сейчас важнее работать на парламентские выборы.

– В политике я остаюсь, – ответила г-жа Ергалиева на вопрос журналистов. – Что касается политической журналистики, то могу сказать лишь о том, что другой журналистикой я никогда не занималась. И журналистика для меня – это не профессия, а состояние души. Поэтому если будет желание и повод написать статью, отреагировать на какое-то событие или явление, я обязательно буду это делать. Как публицист я буду жить. В этих ипостасях я остаюсь. Здесь у меня уже никто ничего отобрать не может. Что касается следующего проекта, то пока я ничего конкретного сказать не могу. Это, возможно, даже не один проект, а два или три. Сейчас мне нужно выбирать, обдумывать, просчитывать все.

– Я поднимаю уже пятый проект, и на каждом из них работали и работают разные люди. Можно сказать, что параллельно создается некая школа. Поэтому переманивать и перекупать людей – это абсолютно не в моих правилах, – ответила Гульжан Ергалиева на вопрос, не будет ли ее новое издание конкурировать со «Свободой слова». – Новый проект не будет дублировать «Свободу слова», я не буду мешать этой газете, не буду ее вытеснять. Это будет проект, который будет работать в другой нише. Необязательно в общественно-политической или критически-оппозиционной. Есть же масса жизненных тем, которые нуждаются в интересном освещении.

Сменился главный редактор газеты «Свобода слова». Новый руководитель Евгений Рахимжанов был представлен коллективу редакции во вторник, 11 января. Гульжан Ергалиева основала газету «Свобода слова» в 2005 году и была ее главным редактором до последнего времени. Сегодня оппозиционная газета имеет рекордный тираж – 90000 экземпляров.

— По материалам «Азаттык»; «ZonaKZ» и «Central Asia Monitor»

 

Автор — nata

Комментарии 0

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.