Кто рулил криминальным Актюбинском в 70-х?
Читатель прислал в «Диапазон» свои воспоминания о «криминальной романтике» и авторитетах Курмыша, Оторвановки и других районов города 60-70-х годов.

На фото: Молодые люди делили Актюбинск на «свои» и «чужие» районы. В каждом районе были свои криминальные авторитеты. Кинотеатр «Казахстан» в 70-х располагался на ул. Коммунистической, рядом был единственный цветочный магазин в городе. Судя по афише, в репертуаре было два фильма: «Королева Шантаклэра» и «Засада». || Фото из архива
Читатель прислал в «Диапазон» свои воспоминания о «криминальной романтике» и авторитетах Курмыша, Оторвановки и других районов города 60-70-х годов. Редакция обратилась за консультацией к милиционеру в отставке, который работал в нашем городе в те годы. Эксперт подтвердил, что описанные в письме типажи реально существовали.
С удовольствием читал публикацию Руслана Абубакирова «Пацаны 80-х». Возможно, коренным актюбинцам будет интересно вспомнить и другие городские истории и персонажей. Все это происходило раньше, в 60-70-х годах. Среди молодежи Актюбинск еще до войны ревниво делился на свои и чужие районы. Но это уже окончательно ушедшие дела. Начнем с Курмыша. Те, кому теперь за 60, могут вспомнить некоего инвалида по кличке Батрак [фамилии не называем по этическим соображениям. – Ред.]. Он жил на Курмыше, на ул. Саздинской. Его возили на коляске своего рода телохранители. Завсегдатай парка Пушкина. Помню его привычку при появлении милиции кричать:
– Люди, смотрите, инвалида забирают!
А между тем, в коляске за спиной он возил обрез. В воздух стрелял точно, были случаи. Ходил он кое-как. Но руки были, как у молотобойца. Он и двое его друзей были серыми кардиналами Курмыша. Без этих людей на Курмыше абсолютно ничего среди молодежи не решалось.
Все мы родились в 40-х. В здании «Химпласта» когда-то проводились дискотеки. Ходили туда курмышане и парни из Кирпичного. Не знаю, кто открывал эту дискотеку, но закрывалась она в любое время по приказу Батрака. Все на выход, и все. В 80-х он уже оставил этот мир. Дальше парка Пушкина его влияние не простиралось.
Затем старый город. Не настолько большой район, но это центр, его миновать нельзя. В центре заправлял некий Нугзар или Нузик. Жил напротив драмтеатра и там же, в подъезде собственного дома был застрелен в 70-х.
Оторвановка, этот район всегда держался особняком, я могу ошибаться, но там, по-моему, в то время были живы какие-то казачьи традиции. Авторитетные парни оттуда в криминальную романтику особо не окунались. Драка – это все, что их интересовало. На Оторвановке гремел некий Баташ. Жил кажется на Черкасской. Здоровенный, черноволосый детина, основными его конкурентами на Оторвановке были братья, кличка одного из них была Бандит.
Оторвановка в то время периодически враждовала с Москвой. Про гормолзавод в то время практически не было слышно. Татарка неразрывно связана с рынком, а рынок – это уже воровское движение, и тамошние пацаны более были криминализированы. Среди лидеров Татарки были такие, как Ступа, Нурум, Ибрагим-бек. Например, Ступа славился тем, что мастерски отливал кастеты и не менее мастерски ими пользовался.
Самым отмороженным районом считалась Москва. Так сложилось, что там почему-то много было дерзких семейных тандемов.
В криминальном мире тех лет всерьез были знамениты Мытя и его брат Грязный, он был так прозван за смуглый цвет лица. Оба будут убиты в собственном доме на улице Шмидта в начале 80-х. Еще была такая личность, как парень по кличке Тюрьма. Очень серьезная фигура в уголовном мире Казахстана тех лет. Почему кличка Тюрьма? Курьез, его отец долгое время работал в актюбинском СИЗО. А сын пошел в другую сторону.
Чем еще отличалась Москва от других районов? На Москве был летний кинотеатр «Спутник» и свой собственный небольшой парк. Примерно там, где теперь железнодорожная больница на Москве. Там еще осталась во дворе пара старых деревьев от парка тех лет. В отличие от парка Пушкина, куда стекался весь город, в этот парк на Москве можно было прийти только в сопровождении кого-то из серьезных «москвичей». Чужакам сюда дороги не было. Там не признавали никого. Ни курмышанских, ни остальных авторитетов.
Очень хотелось бы еще раз увидеть тот парк на Москве. Может, у кого-то остались фотографии? У Сегедина [известный актюбинский геолог, фотограф и краевед Ростислав Сегедин. – Ред.] их нет.
Комментарии 15