Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

2684 просмотра

Время исполнителей

Особенностью кадровых перестановок в этом году стал необычно высокий процент высокопоставленных и высококвалифицированных управленцев, переместившихся из министерского или гендиректорского кресла не в кабинет акима или резиденцию посла, а в изолятор временного содержания. Кадровые решения последних месяцев говорят о том, что государственное управление вскоре распространится на всю отечественную экономику.

Особенностью кадровых перестановок в этом году стал необычно высокий процент высокопоставленных и высококвалифицированных управленцев, переместившихся из министерского или гендиректорского кресла не в кабинет акима или резиденцию посла, а в изолятор временного содержания.

Кадровые решения последних месяцев говорят о том, что государственное управление вскоре распространится на всю отечественную экономику.

В конце февраля—начале марта этого года сотрудниками Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция) были задержаны два заместителя министра экологии — Альжан Бралиев и Зейнулла Сарсенбаев. Им было предъявлено обвинение в злоупотреблении должностными полномочиями и хищении бюджетных средств на сумму 1,1 млрд тенге. Министр охраны окружающей среды Нурлан Искаков подал в отставку, но вскоре тоже был арестован как соучастник тех же преступлений.

18 марта 2009 года финансовой полицией был арестован председатель комитета по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства Анатолий Рябцев.

Он обвиняется в злоупотреблении служебными полномочиями при проведении тендера по госзакупкам. Ущерб, нанесенный этими действиями государству, оценивается в 16,9 млн тенге. В отношении должностных лиц этого комитета расследуется еще одно уголовное дело. Как сказал официальный представитель финансовой полиции Мурат Жуманбай: «Они без проверки фактического объема выполненных работ строительства группового водопровода Кентау — Туркестан в Южно-Казахстанской области подписали акты приемки с завышенными объемами работ на сумму 1,4 млрд тенге. Акт приемки фактически нефункционирующего водопровода утвержден Рябцевым».

Пожалуй, самым громким арестом стало задержание в конце мая главы нацкомпании «Казатомпром» Мухтара Джакишева. Хотя он подозревается в совершении экономических преступлений, арестован он был не финполицией, а Комитетом национальной безопасности (КНБ). Наконец, в минувшую среду активность проявили уже финансовые полицейские — они арестовали зампреда Агентства РК по статистике Нурмана Баянова, которого подозревают в хищении бюджетных средств.

Эксперты и коррупция

Когда коррупция в стране принимает системный характер, то есть начинает служить неформальным, но действенным инструментом регулирования общественных отношений, механизмом перераспределения национального богатства — транзакций нефтедолларов с вершины социальной пирамиды к ее основанию, тогда актуальным становится вопрос о разделении вовлеченных в эти процессы на две категории. На коррумпированных экспертов и экспертов по коррупции. На тех, кто не без оснований считается профессионалом, много сделавшим для развития своей отрасли (к ним можно будет отнести господ Рябцева и Джакишева — если будет доказана их вина), и тех, чьей единственной способностью является выстраивание коррупционных схем в любой отрасли и любом ведомстве.

Арест Анатолия Рябцева протестов в обществе не вызвал. Демократическая общественность осталась к нему равнодушна. Зато задержание Мухтара Джакишева всколыхнуло всех. Разумеется, все оппозиционные СМИ дружно выразили сомнение в правомерности и даже законности действий казахстанских спецслужб. А пресс-секретарь Комитета национальной безопасности Кенжебулат Бекназаров подобные обвинения публично отверг, равно как и «какую-либо политическую подоплеку в возбуждении данного уголовного дела».

Письмо группы отечественных бизнесменов в адрес президента с просьбой не губить «талантливого топ-менеджера» Джакишева многое объясняет. В душе все подписанты также причисляют себя к топ-менеджерам, разумеется, талантливым. А партия «Азат», возглавляемая Булатом Абиловым, чьими бизнес-структурами управлял в прошлом Мухтар Джакишев, выступила с заявлением, в котором сказано: «Удар по руководителю, назначенному 10 лет назад на лежащий в руинах «Казатомпром» и сумевшему вместе с командой не просто поднять всю атомную отрасль страны, но и вывести компанию в ближайшие претенденты на международное лидерство, означает удар именно по той единственной сфере, в которой Казахстан уверенно двигался к ведущим позициям на мировом рынке».

Лояльность важнее профессионализма

Борьба с коррупцией, как бы ни пытались ее представить набором пиар-акций, в практике финпола превращается в постоянно обновляющийся список уголовных дел, в которых фигурируют более или менее крупные суммы и фигуры. Это не просто превращает финансовую полицию в один из главных инструментов кадровой политики, но и постепенно меняет качественный состав управленческой и бизнес-элиты. Управленческое поле тщательно пропалывается, убираются все самостоятельные и авторитетные фигуры. Их место занимают исполнители.

В нормально функционирующей управленческой системе примерно поровну тех, чье главное достоинство — лояльность государственной власти, и тех, кто является профессионалом-технократом. Уникальность Мухтара Джакишева и секрет его управленческого долголетия в том, что он сочетал в себе профессионализм с политической лояльностью. А его деловые, дружеские и родственные связи с различными, порой враждебными группами влияния были столь очевидны и разнообразны, что скорее добавляли ему устойчивости, чем расшатывали под ним опору. И делали его одним из немногих независимых (пусть относительно) и самостоятельных (пусть в определенных рамках) управленцев.

Если происходит заметный перекос в какую-то сторону, вся система госуправления утрачивает свою устойчивость, а ее эффективность резко снижается. Если государство жертвует профессионалами в пользу лояльных исполнителей, на то должны быть серьезные причины. Широко распространенное в среде бывших министров и независимых экономистов мнение о том, что глупость — это имманентное свойство нашего правительства, исправить которое можно лишь путем включения в его состав этих самых бывших и независимых, выглядит правдоподобным, но ничего не объясняет.

Оппозиционные партии, признающие за правительством способность к рациональным мыслям и поступкам, а также дружественные оппозиции СМИ называют в качестве причины возникновения данного перекоса стремление Тимура Кулибаева расширить сферу своего влияния.

Это предположение кажется вполне вероятным, поскольку любая империя, в том числе и финансово-промышленная, стремится к расширению своих границ. Отметим, что в день смещения г-на Джакишева со своего поста г-н Кулибаев, являющийся зампредправления «Самрук-Казыны», был назначен главой совета директоров сразу трех нацкомпаний: «КазМунайГаза», «Казахстан темир жолы» и «Самрук-Энерго». Но почему Тимур Кулибаев, ранее не замеченный в любви к экономическим войнам, кадровым скандалам и вообще любым театральным эффектам, сегодня вдруг резко изменил манеру поведения, эта теория объяснить не может. Не говоря уже о том, что г-н Кулибаев, по версии оппозиционных СМИ, занимающийся расстановкой своих людей все последние пять-семь лет, сегодня должен бы уже иметь в составе своей команды не только управленческую верхушку, но и менеджеров среднего звена, а также офисный планктон всех более-менее крупных компаний Восточного полушария.

Поддерживаемая близкими к Мухтару Аблязову СМИ версия о том, что Мухтара Джакишева чуть ли не взяли в заложники для того, чтобы выманить из Лондона беглого банкира (с которым г-н Джакишев поддерживает давние дружеские связи), выглядит несколько фантастичной. Но она хоть в целом не противоречит версии Комитета нацбезопасности, который заявил, что проведенным расследованием установлено, что в период с 2004 по 2006 год с целью хищения денежных средств от реализации урановой продукции Джакишев М., Аблязов М. и аффилированные с ними лица создали за рубежом ряд офшорных компаний, в частности New Power Sistems Ltd, UrAsia London Ltd, Jefcott Ltd.

В последующем, как выяснили следователи-чекисты, при участии указанных иностранных компаний были созданы совместные предприятия — ТОО «Кызылту», ТОО «Бетпак Дала», ТОО «Кен Дала Kz», ТОО «Байкен-U», ТОО «Кызылкум» и еще ряд предприятий. Указанным СП на безвозмездной основе были переданы права недропользования на крупнейшие урановые месторождения «Акдала», «Инкай», «Харасан-1», «Мынкудук» и другие, с запасами урана более 200 тыс. тонн и фактической стоимостью в десятки миллиардов долларов, а также Степногорский горно-химический комбинат.

По разработанной преступной схеме хищений доли участия НАК «Казатомпром» в созданных предприятиях по незначительной стоимости Джакишевым были переданы в им же созданные вышеуказанные офшорные компании, которые фактически становились собственниками урановых месторождений.

Добываемая на указанных урановых месторождениях продукция через офшорные компании реализовывалась за рубежом, полученная прибыль распределялась между Джакишевым, Аблязовым и другими лицами. При этом часть направлялась в виде кредитов и займов от компаний New Power Sistems Ltd, UrAsia London Ltd на расширение и увеличение принадлежащих им урановых месторождений и производств.

Очень похоже на то, что в руках у чекистов достаточно материалов для того, чтобы отправить под суд и самого Джакишева, и его заместителей, и руководителей всех входящих в «Казатомпром» подразделений.

Стремясь к предельной концентрации

Место Мухтара Джакишева занял Владимир Школьник, чья компетентность в области ядерной физики никем под сомнение не ставится, но чья лояльность президенту вообще на грани возможного. В кресло министра индустрии и торговли, опустевшее после ухода Школьника, пришел молодой, но многообещающий Асет Исекешев, прошедший ускоренный курс молодого топ-менеджера в Минюсте, Минэкономики, фонде «Казына», администрации президента, да и в должности вице-министра индустрии и торговли успевший поработать. Он с ходу предложил передать в ведение Министерства индустрии и торговли корпорацию по продвижению экспорта «КАЗНЕКС», Национальный инновационный фонд, Центр инжиниринга и трансферта технологий и семь региональных социально-предпринимательских корпораций. А в фонде национального благосостояния «Самрук-Казына» объявили о новой кадровой политике и начали со смены руководства Банка развития Казахстана.

Все это позволяет сделать несколько взаимосвязанных предположений. Во-первых, контроль над всеми государственными ресурсами и резервами передается в руки людей, безусловно, лояльных. Во-вторых, кадровых ресурсов и резервов если не критически мало, то, по крайней мере, намного меньше, чем казалось еще год назад. Наконец, перестановки будут продолжены… по прежней схеме выдвижения лояльных управленцев на все значимые позиции. Поэтому актуальным в ближайшее время станет вопрос о степени лояльности главы фонда «Самрук-Казына» Кайрата Келимбетова, — его экономические таланты сегодня для тех, кто принимает решения на высшем уровне, ценности, видимо, не представляют, скорее им нужны просто послушные исполнители.

 

expert.ru

Автор — bobby

Комментарии 0

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.