• 1698 просмотров
Ребёнок зависим от смартфона. Дочь из-за него укусила за руку старшую сестру
– Моя дочь учится в 7-м классе. Мы долго не покупали ей смартфон, не хотели, чтобы она отвлекалась на ненужные вещи. Дочь хорошо учится, занимается спортом. Смартфон пришлось купить, потому что он стал необходимостью. Теперь большую часть времени она проводит за ним, читать не заставишь, хотя раньше ей это нравилось. Доходит до истерик. Недавно сестра потребовала убрать телефон и учить уроки, дочь ее укусила за руку. Она с телефоном ест, засыпает, даже когда делает уроки, он рядом. Это зависимость? Можно ли на нее повлиять? С какого возраста можно детям давать смартфоны, позволять пользоваться компьютером, играть? Сейчас дети уже на горшке сидят с телефонами.
– Сауле

Консультирует Жайнагуль Консбаева [на фото], детский практикующий психолог, нейропсихолог, руководитель центра развития личности «Анима» @animacenter.aktobe.
– Гаджеты – телевизор, телефон, планшет – очень сильно вредят формирующемуся мозгу. Человек рождается с «заготовкой» в мозге, то есть с определенным набором нейронов – нервных клеток. Более 50% нервных клеток, с которыми мы рождаемся, умирают. Нейроны сохраняют жизнь, только если они востребованы естественными внешними раздражителями, а гаджеты к ним не относятся. Если нейроны не будут востребованы естественными внешними раздражителями, высока вероятность того, что умрут не 50%, а 70% нейронов. Оставшиеся нейроны будут формировать нейронные сети. Активное формирование нейронных сетей происходит с 3-7 до 25-30 лет.
Именно эти прочные нейронные связи определяют успешное обучение и социализацию ребенка: скорость восприятия и усвоения информации, способность к концентрации внимания, умение размышлять, общаться с другими людьми.
Гаджет – другая среда с точки зрения воздействия на мозг. С ними мозг ребенка не формируется в естественных условиях, не активизируются те нервные клетки, которые необходимы для мышления, для концентрации внимания, для социального взаимодействия, для фундаментальных вещей в будущем. Чем больше количество потребляемого детьми информационного контента, тем менее успешны они будут в будущем.
ВОЗ не советует детям до 3 лет любой экран – телевизионный, телефонный, планшет, считает, что они противопоказаны. С 3 лет и до подросткового возраста можно за экранами проводить 15 минут в день, взрослому человеку рекомендуют смотреть на экран не более 2 часов в день.
Но в современном мире показатели использования гаджетов выросли до такого уровня, что можно говорить о формировании у людей зависимости от гаджетов. Бесконечное потребление информации, «серфинг» в Интернете, социальных сетях вызывает «дешевый» дофамин (нейромедиатор, вызывающий чувство удовлетворения, любви и привязанности), именно поэтому зависимость формируется очень быстро. Человек не может и секунды провести без гаджета. Как только человек оказывается наедине сам с собой, он сразу хватается за телефон.
Зависимость от гаджетов – это такая же болезнь, как и алкоголизм, наркомания. В физиологическом проявлении у нее такие же симптомы. Подтверждение тому проведенные исследователями эксперименты: когда у людей забирали телефоны, у них возникали скачки температуры и появлялись те же симптомы, что у наркоманов при ломке.
Поэтому, как и любую болезнь, зависимость от гаджетов легче предупредить, чем лечить. Хорошо, если ребенок не приучен к гаджету с малых лет. Очень часто родители сами приучают детей к гаджетам, используя их в качестве «бебиситтеров» (нянь). Дают телефон или включают ТВ, чтобы ребенок «не мешался». Таких детей я вижу ежедневно на своих консультациях.
Чтобы ребенку не хотелось «уходить в мир гаджетов», нужно создать такие условия в реальной жизни, чтобы ему было интересно с окружающими (родителями и сверстниками). Важно, чтобы в возрасте с 5-7 лет ребенок кроме школы был занят на занятиях в дополнительных кружках и секциях. Именно в среде, где есть единомышленники и наставник, у ребенка будет так называемая «референтная группа», благодаря которой у него будет адекватная самооценка и самоидентификация, хорошо сформированные коммуникативные навыки. Ребенок, у которого в распорядке дня есть занятия спортом, творчеством, рукоделием, чтением, не будет «зависать» в телефоне.
Очень важно родителям научиться планировать совместное ежедневное эффективное время с ребенком и совместные выходные дни, чтобы подарить себе и ребенку живые эмоции. Именно эти эмоции способствуют выработке дофамина и формируют крепкую эмоциональную привязанность, которая будет гарантом того, что ребенок не уйдет в зависимость и будет ценить жизнь. Эффективное время – это ежедневное 15-минутное включенное времяпрепровождение – игры, чтение, рисование и просто разговоры без сопутствующих бытовых дел и без телефона в руке.
Даже если ребенок уже вырос и привязан к телефону, все можно исправить, постепенно убирая гаджет, заменяя его на другую совместную деятельность сначала на 5-10 минут, затем на 20-25. Здесь важно родителям взять ответственность на себя, не перекладывая ни на кого.
И еще одна важная рекомендация как для детей, так и для взрослых: за 1-1,5 часа до сна и 1-1,5 часа после пробуждения не брать в руки телефон, это будет способствовать стабилизации нервной системы.
И, конечно же, важен пример взрослых, родителей. Мы не можем требовать от детей «убрать телефон», если сами все время «сидим в телефоне».
Важно ограничить цифровое потребление.Чрезмерное использование гаджетов приводит к тому, что с каждым годом увеличивается количество детей с различными задержками в развитии, в том числе с синдромом дефицита внимания и гиперактивности – это нервное расстройство у детей, для которого характерны беспокойство, импульсивность и невнимательность.
-
Сотни казахстанцев загнали в долговую ловушку
-
Новый мост в Кирпичном откроют в ближайшее время
-
Пенсионер с внуком утонули в машине в Актюбинской области
-
Народный репортёр. Перекопали дорогу, недоделали и бросили работать
-
Горячей воды не будет в Актобе с 26 по 27 июня
-
Народный репортер. Сняли нормальный асфальт и два года ничего не делают
-
Народный репортёр. Опять многочасовые пробки на границе
-
Полицейским вручили ключи от служебных машин
-
Жалгас Жумагулов вошел в историю европейского ММА
-
Бабушка болеет, но дети забирать её не хотят. Совет юриста
-
Очередное ДТП с боллардами произошло в Актобе
Однозначно - вина Подрядчиков... которую они хотят переложить на других лиц -
Устроившего побои в детском саду воспитателя отстранили от работы
Поставите камеры во всех детсадах, чтобы родители в любое время онлайн могли видеть своего ребенка ,иначе этот беспредел ни когда не кончится. -
Задержали экс-вице-министра труда и соцзащиты Акмади Сарбасова
А Жакупова, здесь как будто не при делах. Её саму надо проверить. -
Устроившего побои в детском саду воспитателя отстранили от работы
Её, сволочь, судить мало. Надо отцам детей тоже потаскать её за волосы. -
Народный репортёр. Топит подвал. Упала стена, которая защищала нас от воды
Если не принять срочные меры по укреплению и трамбовки земли, то самый ближайший многоэтажный дом ждёт обрушение -
Задержали экс-вице-министра труда и соцзащиты Акмади Сарбасова
Предатели РОДИНЫ... Продавцы личных данных всех казахстанцев... Раскулачить всю его семейку и того чёрта, который рекомендовал эту иуду на столь высокий пост... -
Устроившего побои в детском саду воспитателя отстранили от работы
ведет себя, как в концлагере. бедные, запуганные малыши! -
Токаев реорганизовал Антикор
Дырявый бюджет сырьевой республики, в котором за тридцать лет лицемерно вранья собственному народу не было введено в строй ни одной действующего промышленного завода, перерабатывающей фабрики... -
Народный репортер. В Бестамаке вдоль дороги появился шумоизоляционный экран
Грамотное и мудрое решение. Безопасность где-попало перебегающих жителей, выскакивающих на главную оживлённую трасса несмышлёных детей, и случайно забредших домашних животных - ОБЕСПЕЧЕНА!!! -
ФК «Актобе» наказали из-за болельщиков
Из-за нервной истерии взяточников из федерации, накажут клуб за действия третьих лиц. Только по какому праву федерация берёт на себя полномочия государственной власти? Как взятки...
Комментарии 0