• 18352 просмотра
Очередь в интернат для психбольных стала как за жильём
В интернат для психохроников люди стоят в очереди по 10 лет. Учреждение расширили до 400 мест, но очередь остаётся. Часть больных имеют высшее образование. В интернат они попали после родов, развода, защиты диссертации. Число таких больных, по прогнозам, будет расти. Есть ли выход?
На фото: Библиотека интерната для психохроников. Здесь проводят время те, кто любит читать, рисует, умеет играть в шахматы. Некоторые вяжут, шьют, разводят цветы. Но таких немного. Больше тяжелобольных. Работать они не хотят, гулять им разрешают только во внутреннем дворике и то под присмотром персонала. || Фото автора
В интернат для психохроников люди стоят в очереди по 10 лет. Учреждение расширили до 400 мест, но очередь остаётся. Часть больных имеют высшее образование. В интернат они попали после родов, развода, защиты диссертации. Число таких больных, по прогнозам, будет расти. Есть ли выход?
Горе от ума
Сегодня интернат для психохроников, что рядом с медцентром в Новом, это целый комплекс со своими медкабинетами, жилыми корпусами, теплицей и столярным цехом. Во дворе уютно, кругом цветы.
– В 96-м, когда я пришла сюда работать, ничего этого не было, – рассказывает директор интерната Клавдия Пан [на фото]. – Корпуса стояли полупустые. Денег не давали даже на зарплату. Чтобы выжить, выращивали во дворе картошку и свеклу. Больных в 96-м было всего 150. Сейчас интернат забит. Он рассчитан на 360 мест, но к нам очередь, и с января мы расширились до 400 мест: уплотнили комнаты, соединили «бытовки», но очередь остается. Поток больных пошел с 2000 года. Смертности у нас нет, поэтому места не освобождаются. У опекаемых шизофрения, олигофрения, эпилепсия, умственная отсталость. 20% с высшим образованием.
Некоторые в интернате живут по полвека. Несибели Бакировой 87 лет, Валентине Макрецовой – 80, большую часть жизни они провели здесь, и такие есть еще. Женщин в учреждении 222, мужчин – 170. Образованные в основном шизофреники, это бывшие учителя химии, математики, музыки, выпускники художественной школы. Большую часть времени они проводят в библиотеке.
Здесь мы встретили Райхан апай.
– Вы только меня не снимайте, – улыбается она. – Перед студентами неловко. Я в пединституте преподавала гидравлику и теплотехнику. В аспирантуре поиграли на нервах, и я оказалась здесь. Меня подлечили, наладилась речь. Сестра хочет забрать меня, но я сама не хочу.
Акилгек привезли из Хромтауского района. Тоже бывший учитель. Любимое занятие в интернате – шитье. Бывший библиотекарь Орык из Шалкара любит вязать. Ее обучает Лариса Николаевна, раньше она преподавала в начальных классах.
– Меня сюда под ручки привели, – говорит женщина. – Сейчас мне лучше. Домой, конечно, хочется. Сыновьям-близнецам уже по 26 лет. Чтобы увидеть их, даже убегала.
– А меня сфотографируете? – интересуется Сауле, оторвавшись от холста, на котором пейзаж. – Меня как-то по телевизору показали. Я сказала, что больше всего хочу, чтобы родители приехали. И они приехали. Я их не видела 4 года, они живут в Мартуке. Пусть видят, что у меня все хорошо. Здесь я рисую, пишу стихи.
– Талантов и мастеров у нас много, – говорит Клавдия Пан. – Если вовремя принимают лекарства, такие люди ничем не отличаются от остальных. Эдик у нас монтер, Алексей художник. Иллюстрирует свои сборники стихов, их уже выпустили два, Коля – сапожник.
Проблемы с психикой у людей возникли после семейных скандалов, родов, кого-то муж бросил, – говорит директор. – Здесь они находят общение, занимаются тем, что по душе, успокаиваются. Работы продаем на выставках, вырученные деньги идут на покупку материалов.
Тяпка вместо смирительной рубашки
– Когда мы стали сажать огород, тут же пошли разговоры: пришла, мол, кореянка, теперь и на окне лук сажать будут. Но в 90-х за счет огорода мы выжили. Лекарств не было – с больными ромашку, кору собирали, делали отвары, – говорит Клавдия Пан. – Потом ситуация стала выправляться. Пять лет назад ввели новые стандарты оказания услуг в соцучреждениях. Теперь мы в обязательном порядке оказываем опекаемым трудовые, медицинские, культурные, правовые и другие услуги, на это выделяют деньги. Получили медоборудование на 10 миллионов, есть свой лечебный корпус. Построили теплицы, открыли столярный цех. 20% опекаемых трудоспособны. Причем наших больных отличает основательность. Они могут сидеть подолгу, чтобы выполнить работу тщательно. Если их организовать, можно было открыть швейный цех, сапожную мастерскую, другие предприятия, вернуть людей в семью. Они были бы полезны обществу, а места в интернате освободились бы для других больных.
ОДНА ЦИФРА
966 тысяч тенге – во столько обходится содержание 1 больного в год в интернате для психохроников.
Бакыт Туменова,
президент ОФ «Амансаулык»:
– По данным ВОЗ в развитых странах число психически больных составляет примерно 10%. Через 15-20 лет их число может вырасти до 25%. У нас к таким больным относятся с презрением, родственники их стесняются, сдают в интернат. Если бы семье отдали половину той суммы, которую выделяет государство на их содержание в интернате, а это почти полмиллиона тенге, возможно, часть больных забрали бы. Их можно было бы интегрировать в общество. В Алматы открыли кафе, где работают люди с проблемами ментального здоровья, – они моют посуду, полы, помогают готовить, и бизнес неплохо развивается. Таких людей можно привлечь к труду в других городах. Нужны инициативные люди, которые возьмутся за это дело. В стране 74 НПО получают госзаказ на социальные услуги, но проблемами людей с психическими заболеваниями не занимается никто.
-
Чьи мобильные переводы будет проверять налоговая?
-
Три футболиста перешли в «Актобе» перед еврокубками
-
В депо Актобе произошел хлопок. Двое рабочих скончались
-
Как казахстанцы отдохнут на День столицы
-
Горячей воды не будет в некоторых домах Актобе
-
110 км дороги Кандыагаш - Эмба - Шалкар - Иргиз сделают в этом году
-
Несовершеннолетнего студента избили толпой и добили ножом: 10 человек получили большие сроки
-
52-летний студент стал выпускником университета
-
Крупные суммы в валюте и тенге нашли силовики в домах бывших вице-министров
-
Письмо читателя. Задохнешься, пока доедешь
-
Народный репортёр. Начали делать площадку и забросили
Бесконтрольность Заказчика из гор.акимата... Продавшего тендер, разгильдяйство -
Касым-Жомарт Токаев поздравил Нурсултана Назарбаева с юбилеем
Разрешите облызать вашу пятку... Застрелить иуду и забыть нахер про наш позор ссыкливости -
Касым-Жомарт Токаев поздравил Нурсултана Назарбаева с юбилеем
Просто нет слов. Такое может быть только в феодальном государстве и ничего, кроме унижения и позора, не вызывает. -
Актюбинец пытался продать почку за 20 млн тенге
Двойственное чувство после этой истории. Его можно штрафовать но не посадить так как он поставил на кон свое существование!! Он после операции может и умереть.... -
Актюбинец пытался продать почку за 20 млн тенге
Бедолага, попавший в силу жизненных обстоятельств в не очень хорошую ситуацию и не решившийся на совершение криминала... -
В депо Актобе произошел хлопок. Двое рабочих скончались
где возбуждение уголовного дела на непосредственного работодателя? за ненадлежащее предоставление условий труда, согласно Трудовому Кодексу РК -
Мобильные консультационные пункты для безработной молодежи появились в Актобе
Я знаю такие центры эта система пришла к нам из Британии там она правда называется job+ кажется, идешь к ним а они выполняют роль работодателя,... -
Письмо читателя. Задохнешься, пока доедешь
Да та же беда живу в 4 микрорайоне на Конечной Остановке, рядом с ЖМ Рауан и Кызылжаром на 2-ке страшно ехать, тяжело дышать, народ набивают... -
Муж хочет уменьшить алименты. Совет юриста
Сама заработай. У нас же равноправие. -
Чтобы попасть к стоматологу, в Актобе занимают очередь с 5 утра. Почему?
Просто лавки поставить для страждующих людей и выдачу талонов в режиме он-лайн у главрвача бесплатной стоматологии и обл.здрава мозгов естесстно не хватит...
Комментарии 0