Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

36141 просмотр

Серик Акшулаков, гендиректор научного центра нейрохирургии РК: Мой дед был в Шалкаре костоправом

Сын военного лётчика и внук костоправа с детства мечтал стать врачом. Сегодня Серик Акшулаков возглавляет НЦ нейрохирургии в Астане. «Мы лечим больных с эпилепсией, ДЦП, с опухолями мозга, среди которых много беременных. Почему-то именно во время беременности опухоль растёт быстрее», – говорит профессор.

На фото: «К нам в Астану едут лечиться из-за рубежа, в том числе из Америки, Германии. Надо развивать медицинский туризм. Даже санитарки теперь учат английский». || Фото автора

Сын военного лётчика и внук костоправа с детства мечтал стать врачом. Сегодня Серик Акшулаков возглавляет НЦ нейрохирургии в Астане. «Мы лечим больных с эпилепсией, ДЦП, с опухолями мозга, среди которых много беременных. Почему-то именно во время беременности опухоль растёт быстрее», – говорит профессор.

– Мой дед по материнской линии был емшы – лекарем и костоправом. К нему приходило много людей. Я тоже хотел лечить и после школы поступил в мединститут, думал стать травматологом. Но в 78-м, тогда я работал в областной больнице, к нам приехал профессор Коновалов – директор НИИ им. Бурденко в Москве. Мы с Коноваловым провели неделю, и за это время мои планы изменились: я решил стать нейрохирургом. Я прошел специализацию в Новокузнецке и уехал в Москву. Хотел поступать в аспирантуру, но Коновалов сказал: «Учись работать руками». В аспирантуру я поступил позже, работал младшим научным сотрудником в НИИ нейрохирургии. В эпоху распада переехал из Москвы в Алма-Ату, а в 2007 году – в Астану. Там начали создавать госпиталь будущего – медицинский кластер, в который входил и НЦ нейрохирургии. Я участвовал в проектировании этого центра, строительстве, сегодня возглавляю его. За это время мы внедрили более 50 новых технологий.

Операции на мозге без трепанации

– Мы применяем малоинвазивные методы лечения сосудистых заболеваний головного мозга. Такие операции проводятся без трепанации черепа: в сосуды заходят катетером, лечение помогает предупредить инсульт, – рассказывает Серик Акшулаков. – Мы проводим реконструктивные операции при патологии позвоночника и спинного мозга, открыли отделение функциональной нейрохирургии, которого нет во всей Средней Азии, лечим болезнь Паркинсона, различные двигательные нарушения, эпилепсию, заболевания головного мозга у детей, некоторые виды ДЦП. При оперировании глубинно расположенных опухолей головного мозга применяем навигационную систему. Это дает возможность точного попадания. В головном мозге находятся жизненно важные участки, на миллиметр ошибка – и человек может потерять речь или его вообще может парализовать.

Мы облегчаем состояние детей с ДЦП. Но операция показана не всем, только 10 из 100 больных. Это дети с тяжелой формой ДЦП – болезнь связана с поражением глубинных структур головного мозга, после операции у них улучшается двигательная функция.

15% больных могут после операции забыть об эпилепсии. Причина болезни в головном мозге. Суть операции – найти пораженный участок и иссечь его или разъединить соединения нервов, из-за которых происходят припадки. Также в нашем НЦ проводят реконструктивную операцию на спинном мозге и позвоночнике. Такая возможность появилась после получения титановых сплавов. Из них создают каркас, который фиксирует позвоночник.

Когда у будущей мамы опухоль

Профессор отмечает, что в НЦ нейрохирургии стали чаще поступать беременные с опухолями мозга.

– Если есть опухоль, во время беременности она начинает бурно расти, – говорит он. – В 2009 году я оперировал женщину, у которой в роддоме произошел инсульт. Ее привезли к нам. Я удалял гемостому, аневризму, а гинекологи делали кесарево сечение – я эту операцию тогда впервые увидел. Она заняла всего полчаса. Наша операция шла почти 8 часов. У женщины родился мальчик, сейчас ему 6 лет. 21 день пациентка была в коме, после этого полностью восстановилась и в прошлом году родила второго ребенка.

Была еще женщина из Алматы, забеременевшая после ЭКО, на 5-м месяце у нее произошло кровоизлияние в мозг. Терять ребенка она не хотела. Мы рискнули, сохранили беременность. Пока шла операция, гинекологи следили за состоянием ребенка. Через 3 месяца женщина благополучно родила.

Мы делаем сегодня такие операции, о которых наши старшие товарищи и не мечтали. Изменились технологии. А школа нейрохирургов в Актобе и в 70-х была одной из лучших. Ее возглавлял профессор Бирючков. И тогда делали операции при опухолях мозга, но методы были другие.

Актюбинцев принимаю без очереди

– Сейчас на операции к нам едут не только из Казахстана, мы оперировали более 150 граждан Киргизии, России, Таджикистана Узбекистана, Монголии. Были пациенты из Германии и Америки. Операции для них стоят до 3 миллионов тенге. Чтобы войти в 30-ку лучших стран мира, нужно развивать медицинский туризм. Не только врачи, но и медсестры, санитарки должны знать английский. В нашей клинике этому обучают всех.

О чем сожалею? Что врачи и пациенты пока не стали союзниками. Казахстанцы плохо смотрят за своим здоровьем, приходят в запущенном состоянии. Нам надо менять культуру здоровья. Мой принцип здоровья – не пить, не курить, вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, быть с семьей. Я нахожу на это время. Самые счастливые моменты, когда я с внуками, их у меня трое.

– Актюбинцы к вам часто обращаются?

– Да, и к землякам у меня особое отношение. Они не стоят в очереди.

– Не боитесь, что после этого к вам повалит народ?

– Нет, актюбинцев среди моих пациентов и так полно.

Автор — Альмира АЛИШБАЕВА

Комментарии 0

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.