Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

12605 просмотров

Актюбинские солдаты из лагеря смерти

 Родных актюбинских солдат, попавших в годы войны в плен и погибших в лагере «Гросслазарет» в Хмельницкой области, разыскивает областное общество инвалидов. 

 Родных актюбинских солдат, попавших в годы войны в плен и погибших в лагере «Гросслазарет» в Хмельницкой области, разыскивает областное общество инвалидов. Им передали списки 77 военнопленных из нашей области, которые до сих пор числятся пропавшими без вести. «Д» узнал подробности о лагере смерти. 

Областное общество инвалидов получило списки узников «Гросслазарета» из Актобе на прошлой неделе. Методист общества Хамиля Балгазина [на фото] который день занимается розыском их родных. Телефоны ищет через справочную.

– Я обзвонила человек 10, – говорит она. – И пока безуспешно. Те, кто отвечает на звонки, не знают погибших. За телефонную справку надо платить, а денег у нашего общества не так много. Если списки военнопленных опубликуют в «Д», конечно, дело пойдет быстрее. Родственников просим связываться с нами по телефону 54-59-62. Списки составлены по Книгам Памяти. Первоначально списки были рукописные, их вели члены подпольной группы, поэтому в фамилиях и названиях местности могут быть неточности. 

«Д» решил опубликовать не только имена узников «Гросслазарета» из Актюбинской области, но и рассказать читателям, что это был за лагерь. Узнать подробности «Д» помогли российские поисковики.  

Актюбинцы в лагере смерти

Руководитель Оленинского военно-исторического поискового центра «Орел» Дмитрий Жук прислал в «Д» газету «Правда» от 2 августа 1944 года. В ней сообщение чрезвычайной комиссии, расследовавшей дело «Гросслазарета». 

Итак, лагерь находился примерно в 2 километрах от города Славуты. Фашисты заняли его осенью 41-го. Лагерь размещался в буденовских казармах – так местные жители называли действовавший до войны военный городок. Сюда фашисты свозили больных и раненых советских солдат, взятых в плен. Есть сведения, что за 3 года, что действовал «Гросслазарет», через него прошли более 5 миллионов узников. 77 из них были из Актюбинской области.

«Гросслазарет» занимал десять 3-этажных каменных зданий-блоков. Полностью он  назывался «Гросс­лазарет Славута, цвай лагерь 301». Условия в «лазарете» были хуже некуда. Военнопленных морили голодом, пытали, среди них специально распространяли инфекционные болезни, при этом принуждали к каторжному труду.

Обо всем этом стало известно от заключенных «Гросслазарета», которые чудом дожили до освобождения Славуты советскими войсками. Фашисты не успели расстрелять 525 узников. 

Позже выяснилось, что заключенные вели журнал со списком военнопленных и замуровали его в стену. Так стали известны их имена. 

Живые трупы

В ходе расследования дела о «Гросслазарете» судмедэксперты эксгумировали 500 трупов и осмотрели освобожденных узников. 435 из них были крайне истощены, у 59 были осложненные раны, у 31 – психические расстройства. 

Из армейской газеты «Смерть немцам!» от 5 февраля 1944 года: «…Среди освобожденных находился красноармеец Петр Савельев из Полтавской области, который сошел с ума после жестоких побоев. Истощенный до крайности, он сидел на госпитальной койке, не выпуская из рук куска хлеба, и все время просил есть. Он забыл свое имя, но помнил имя Генрих. Так звали палача».

Суп из падали с примесью стекла

Военнопленным давали 250 г эрзац-хлеба и 2 л баланды. Эрзац-хлеб выпекался из муки, присылаемой из Германии. После освобождения лагеря в одном из складов «лазарета» было обнаружено около 15 тонн этой муки, хранившейся в бумажных мешках с фабричными этикетками «Шпельцмель». Институт питания Наркомздрава СССР исследовал эту муку и выяснилось: продукт представлял собой мякину с примесью крахмала (1,7%). Еще в муке была солома. Питание таким «хлебом» влекло за собой голодание, дистрофию, вызывало тяжелые кишечно-желудочные заболевания. 

Баланду готовили из шелухи гречихи и проса, неочищенного и полусгнившего картофеля, всякого рода отбросов с примесью земли и осколков стекла. Нередко пищу готовили из падали, подбираемой по распоряжению коменданта в окрестностях «лазарета».

Иногда эсэсовцы забавлялись, наливая суп в желоба и наблюдая, как люди едят без ложек, прямо руками. Иногда суп наливали в умывальник. 2000 голодных человек боролись за еду, которой могло хватить всего 20.

Как пытали 

Больных заключали в карцер – холодное помещение с цементным полом. Заключенные на несколько дней лишались пищи, многие там умирали. Больных и слабых немцы с целью еще большего истощения заставляли бегать вокруг зданий «лазарета», а тех, кто не мог бегать, пороли до полусмерти.

Нередки были случаи убийства военнопленных немецкой охраной ради потехи. Немцы бросали на проволочные заграждения внутренности павших лошадей, и когда оголодавшие военнопленные подбегали к заграждениям, охрана открывала по ним огонь из автоматов. 

Раненых, больных и истощенных военнопленных заставляли работать. Они перевозили тяжести, вывозили из лагеря трупы. Изнемогающих и падающих военнопленных конвоиры убивали на месте. По пути на работу образовалось немало могильных холмиков.

Похороны каждый день

Покойников в «Гросслазарете» складывали штабелями в умывальных комнатах и сараях. Похоронные команды рыли общие могилы. В каждой такой могиле хоронили по 25-30 военнопленных. 

Чтобы продлить свое существование, члены похоронной команды нередко вырезали у трупов сердце и печень, пекли их на костре и ели. Фашисты их расстреливали за людоедство. На их место назначали новых и снова расстреливали, и снова назначали. Круглые сутки военнопленные, впряженные в повозки, вывозили трупы к заранее подготовленным ямам. Если они не успевали, для ускорения «транспортировки» трупы выбрасывали из «лазарета» прямо из окон и  складывали штабелями во дворе. 

Свидетели рассказывают

В «Правде» приводятся показания на Нюрнбергском процессе санитарки «Гросс­лазарета» П. Молчановой. Она рассказывает: 

– Больные и раненые, в большом количестве сосредоточенные в соседнем с нами помещении, за дощатой перегородкой, не получали никакой медицинской помощи. Днем и ночью из их палаты доносилась непрерывная мольба о помощи, просьба о том, чтобы им дали хоть каплю воды. Сквозь щели между досками проникало тяжелое зловоние от гноящихся и запущенных ран.

Выжившие узники рассказывали, что в бараках не убирали. Больные спали безо всякой подстилки. Многие были полураздеты или совершенно голые. Помещения, в которых они содержались, не отапливались. Печки, сооруженные самими военнопленными, уничтожались. 

Из рассказа бывших военнопленных И.Иноземцева, Е.Чигрина и П.Жданова: «В «Гросслазарете» периодически отмечались вспышки неизвестного заболевания, которое немецкие врачи называли «парахолерой». Заболевание было плодом варварских экспериментов немецких врачей. Исход «парахолеры» в 60-80% был смертельный. Пленных специально заражали разными болезнями».

Фашисты старались замести следы своих преступлений. На местах захоронений они сажали деревья, прокладывали дорожки. Были и массовые захоронения. Их число доходило до тысячи. Но на крестах, где значились фамилии 8 человек, находили останки 30 и более. 

...Сейчас на месте «Гросс­лазарета» в Славуте – мемориальное Поле Памяти. На нем 640 братских могил, где покоятся останки 150 тысяч солдат и офицеров, погибших в лагере смерти. Среди них и наши земляки.

Автор — Альмира АЛИШБАЕВА

Комментарии 1

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.

  • dalg781

    dalg781

    для ариицев жестокостью это не считалось - это была норма их жизни, как сейчас америкоты которые ссут на трупы и фотографируются над расчлененными трупами (они сами коментировали свои действие - это ведь нормально. (типа что тут такого)) - это не улыбка, а грамматика. ВОЙНА - ЭТО УЖАС

    0
    0