Шесть дней войны
События последней недели в Темирском районе напоминают хронику военных лет. Погибли, расстреляли, окопались в лесу, привлечена авиация…
События последней недели в Темирском районе напоминают хронику военных лет. Погибли, расстреляли, окопались в лесу, привлечена авиация… Что происходило в эти дни в Шубарши и близ него, узнавали корреспонденты «Д».
1 июля
Утром жители Шубарши узнают, что убиты двое полицейских. Верующих, посещавших местную мечеть, их жен беременных и с детьми среди ночи забирают в отделение. В домах проводят обыски.
12:00 ДВД сообщает: «30 июня около 12 часов ночи к полицейскому УАЗу, где находились двое сотрудников ППС, подъехали неизвестные на «Мицубиси» и обстреляли их. Нурлан Алпысбай и Айдос Боранбаев погибли на месте».
В сообщении ни слова о религиозной подоплеке конфликта. Между тем жители Шубарши, сообщившие о случившемся «Д» раньше ДВД, утверждают, что дело связано с посетителями шубаршинской мечети. Ее еще называют «Ак мешит». Лидер этой мечети Азамат Каримбаев с еще пятью своими последователями – жителями Мугалжарского и Темирского районов – были осуждены в 2009 году за попытку теракта и желание создать халифат. Тогда следствие пришло к выводу, что все осужденные – члены ваххабитского течения. Их осудили за подготовку взрывов на нефтепроводе. Таким образом они хотели выступить против засилья иностранных инвесторов. Осужденные выезжали в степь, рыли окопы, проводили учения, говорилось в деле. Каримбаев вскоре после суда умер в колонии. Официальная версия – самоубийство.
18.30 По улице 50 лет Казахской ССР в Шубарши все еще валяются осколки стекла и куски тонировки – следы ночной перестрелки. Судя по всему, была погоня. Лужи крови присыпаны песком, во дворе дома, где добивали полицейских, видна часть нацарапанного на земле силуэта.
– Хозяева – родственники погибшего полицейского – уехали на похороны, – сообщают соседи. Стрельбы никто из них не слышал. Но трупы утром видели.
19:00 Здание отделения полиции в Кенкияке продолжают осаждать родственники задержанных.
– Моего сына забрали в 6 утра, ему 23 года, – говорит Насихат Турмагамбетова. – Он читает намаз. Это что, преступление?
Среди собравшихся тесть разыскиваемого Акылбека Мамбетова Бауыржан Маратов.
– Я жду вестей от дочери, – говорит он. – Полиция держит ее с 4 утра. Ботагоз после кесарева сечения, больше 12 часов она без еды и воды, а с ней грудной ребенок. Зять среди преступников. Он ходил в мечеть. Если он виноват, пусть наказывают, но женщин и детей жалко.
Женщин с детьми, как станет известно позже, отпустят только ближе к полуночи. Отец Ботагоз Мамбетовой, и раньше не разделявший религиозных убеждений зятя, на следующий день заберет дочь с детьми домой.
Жену Токтарбека Мамбетова, брата Акылбека, тоже объявленного в розыск, полиция продержит до 12 ночи вместе с 2-летним ребенком. Остальных отпустят на следующий день. Среди них дети местных учителей, безработных, всех, кто читает намаз.
– ЧП здесь, – показывает вокруг аксакал Сабыр Имангалиев. – Под ногами нефть. А как люди живут? В Сарколе нет воды. Во дворе из колонок идет вода с нефтью. Пить ее невозможно, но мы ею поливаем огород, овощи горькие. Недавно на месторождении 4 дня была авария. Воняло так, что люди в обморок падали, а по телевизору передали: газ до сел не дошел. У нас каждый день по ночам выбросы. Мне за 70, всю жизнь работал нефтяником. Нам скоро умирать. А как детям жить? Сюда я пришел за внуком. Ему 24. Забрали в 4 утра.
У Каратаева Жанибека 1 июля так и не состоялась свадьба. Гости приехали, невесту привез, но сам жених оказался в полиции. Он носит бороду, ходит в мечеть.
…В толпе разносится новость, что идет перестрелка в соседнем Кумсае, и якобы вертолет везет в больницу еще 8 трупов. ДВД это отрицает. Женщина рядом получает сообщение: «Узнайте, трупы наши или это кафиры [неверные. – А.А]?» и становится реально страшно.
19.20 «Д» удается пообщаться с матерью 23-летнего Айбека Джумагазина. Он в розыске, мать задержана. Женщине вызвали «скорую», вывели на улицу.
– Всю нашу семью привели в 2.30 ночи под дулом автоматов, – говорит Айман. – Айбек уехал 26 июня. Сказал, за дипломом. Он работал в «М-Техсервисе» водителем, заочно учился в университете Жубанова. Где он сейчас, не знаю. Сказали, у сына нашли ролики с призывами бен Ладена, и на нем чужая кровь. Допрашивали мужа, сноху, меня просто заперли. Когда стало плохо, вывели .
19:20 В полицейский участок нас не пускают. Сообщают, что в здании никого нет. Услышав такое, толпа бежит к забору, и из участка тут же высыпают с десяток полицейских. И снова никакой информации.
В небе над поселком тем временем кружит вертолет и снижается в районе больницы.
19.30 В Кенкияке, в доме погибшего Айдоса Боранбаева родные ждут выдачи тела, чтобы увезти его в Байганинской район.
– Айдос не вернулся ночью, я не могла заснуть, – плачет его вдова Бибигуль Тукбаева. – Сегодня мы собирались переезжать в город, муж ждал перевода, а утром сообщили, что он погиб. Айдос был старшим сержантом, работал в юридическом колледже, здесь он всего 2 года.
Дом Нурлана Алпысбая закрыт. Родные уже увезли тело в Бестамак, где живут родители Нурлана. У него остались две дочери, у Айдоса Боранбая – тоже.
Аким области Е.Сагиндиков выразил семьям погибших соболезнование и выделил им по миллиону тенге.
20.00 «Ак мешиты» Шубарши. Здесь, по сведениям жителей, 29 июня была встреча мусульман с главой «Нур-гасыра». На этой встрече якобы присутствовали полицейские, которых потом убили.
– Их не было, – уверяет старший «Ак мешиты» [имама здесь нет] Калдыбай Утебасов. – Меня тоже доставляли в полицию, там все наши верующие. Ничем незаконным мечеть не занимается.
Но позже департамент по делам религии сообщит, что «Ак мешит» в Шубарши закроют.
23:35 На пути в Актобе всюду блок-посты. В сторону Кенкияка движутся БТРы и машины с солдатами.
2 июля
На магазинах Кенкияка и других сел вывешивают объявления о розыске шестерых подозреваемых и о вознаграждении за информацию о них, но объявления вскоре исчезают. Говорят, владельцы магазинов боятся за свою жизнь.
После полудня из полицейского участка Кенкияка отпускают всех задержанных.
Жители боятся выходить на улицу. Ходят слухи, что боевики засели в лесу за селом.
– Куаныш Алимбетов, старший из подозреваемых, опытный охотник, хороший стрелок и местность знает очень хорошо, – говорят сельчане.
3 июля
Утром в Бестамаке и Байганинском районе с почестями хоронят погибших полицейских.
Из Шубарши нам сообщают: поселок который день в дыму. Здесь жгут камыш вдоль Темира, чтобы вытравить боевиков.
– Мы боимся выйти даже в туалет, кругом полиция, летают вертолеты, – говорит житель соседнего Кумсая Нурболат Даулетов. – Говорят, преступники рядом.
17:30 ДВД сообщает, что убит сотрудник спецназа. Трое сотрудников спецназа ранены, их доставили в БСМП. О потерях со стороны противников ДВД молчит.
– Мы не обнаружили место укрытия подозреваемых. Их не шесть, куда больше, – говорит пресс-секретарь ДВД Алмат Имангалиев. В полиции не скрывают, что противники хорошо вооружены.
В самом Шубарши утверждают, что преступников более 50 и что они грозят взорвать газоперерабатывающий завод. Трасса до Темира открыта, кругом блок-посты, но вахтовиков работодатели просят не выезжать.
4 июля
ДВД сообщает об убитом в Кенкияке гражданине У. и находке с деньгами и оружием [подробнее – на стр.2 «Бойня в Темирском районе»].
5 июля
В Кенкияке хоронят гражданина У. – оператора НГДУ Жениса Уразова. На похороны пришли считанные. Не все решились посетить его дом.
6 июля
На праздник ко Дню Астаны в Шубарши и Кенкияке полицейские просят не привлекать детей. Праздника здесь и нет. На улицах Шубарши в этот день звучал только радиоконцерт.
Актобе-Кенкияк-Шубарши-Актобе
Сбрить бороду – значит унизить
Толеген ТАЛДЫБАЕВ,
религиовед департамента по делам религий Актюбинской области:
– События в Шубарши связаны не только с религией. Прихожане «Ак мешит» считают себя салафитами и придерживаются нетрадиционного мусульманского течения. Люди, называющие себя салафитами, активно действуют в Западном Казахстане – в Кулсары, Бене, Аксае и не случайно. Там – месторождения.
Мы к салафитам отнести их не можем. Салафиты – это мусульмане, жившие в первые три века. Их идеологии полностью придерживаются в Аравии, у нас это неприемлемо. У нас только 20 лет как признали ислам. По их понятиям человек, который не читает намаз, – не мусульманин. В Аравии нет таких, у нас же 95-98%. Борода для них уажип – обязанность. Чтобы унизить авторитет, они верующему ее отрезают. Хиджаб, который носят их женщины, это тоже не наше. В «Ак мешит» Шубарши филиал духовного управления мусульман неоднократно направлял имамов, но верующие их не принимают. Они даже не становятся с ними на намаз.
Мы встречались с верующими Шубарши, всего их человек 60. Это молодые люди от 18 до 35 лет, они даже арабский язык не знают. Они не застали советского воспитания и выросли, когда независимый Казахстан только становился. Они легко приняли ту веру, какую им преподнесли.
Настало время внести изменения в закон о свободе вероисповедания, ужесточить его. Надо более тщательно проводить экспертизу религиозной литературы, регулировать выезд молодежи в зарубежные теологические учебные заведения. Многие едут учиться в Египет, Саудовскую Аравию, потом по-своему толкуют Коран.
«Это настоящий социальный взрыв»,
считает Булат АБИШЕВ, член президиума ОСДП «Азат», экс-депутат мажилиса парламента, бывший аким Темирского района в 1992-1999 годах.
– Конечно, я слежу за событиями, которые происходят в Актюбинской области. Издалека мне судить сложно [сейчас Б.Абишев живет в Алматы. – Прим. ред.], но я считаю, что последние события и образование там религиозного течения произошли из-за сложной социальной обстановки. Экологические проблемы, безработица, незанятость молодежи, десятилетиями нерешаемая проблема с водой, неравенство условий труда в китайских компаниях, ущемление прав местных рабочих, коррупция – все это привело к большому социальному взрыву. Ударило по самому незащищенному слою. Люди стали объединяться в какие-то непонятные группы. Говорят, что последние события в Шубарши – из-за противоправных действий правоохранительных органов. Что бы там ни было, довести людей до такого состояния – это ненормальная ситуация во власти. Я руководил районом в самые сложные годы. Была полная разруха, и то старались находить с людьми общий язык. Сегодня мне больно за население. Я знаю, они отличные люди, очень трудолюбивые.
ВАХХАБИТЫ ИЛИ САЛАФИТЫ
Ваххабизм – религиозное движение в исламе, признанное сектой во многих странах, оформившееся в XVIII веке. Ваххабизм назван по имени Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими (1703-1792). Представители этого течения отрицают зачастую данное именование, указывая, что они салафиты. Салафия означает «понимание религии в том виде, в котором ее понимал пророк и его сподвижники».
Мухаммад ибн Абд-аль-Ваххаб полагал, что настоящий ислам практиковался только первыми тремя поколениями последователей пророка Мухаммеда, и протестовал против всех последующих инноваций.
Ваххабизм – течение, вызванное обострением социально-экономических и политических условий, между частью бедуинского населения, а также части религиозных деятелей, выразившейся как протест против богатства городских жителей и богачей.
Экстремизм – приверженность к крайним взглядам и в особенности мерам (обычно в политике). Среди таких мер можно отметить провокацию беспорядков, гражданское неповиновение, террористические акции, методы партизанской войны.
Росту экстремизма обычно способствуют социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, тоталитарный политический режим с подавлением властями оппозиции, преследованием инакомыслия.
– Источник: Википедия
Альмира АЛИШБАЕВА
Комментарии 3