Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

8611 просмотров

Чтобы не было войны

– Я видел, как особисты расстреливали дезертиров, как гибли боевые товарищи, как после войны старики попрошайничали на вокзалах,

– Я видел, как особисты расстреливали дезертиров, как гибли боевые товарищи, как после войны старики попрошайничали на вокзалах, – рассказывает бывший командир зенитного орудия Сарбас Шагалаев. Сегодня ему 96 лет.

В начале 30-х годов вся наша семья из-за голода перебралась в Каракалпакию. В 18 лет я поступил в речной техникум в Чарджау. Там прошел военную подготовку, в 37-м окончил техникум, а через год меня призвали в армию. Служил в Баку, попал в зенитную артиллерию противовоздушной обороны. Изучал орудия, приборы. Часть наша занималась охраной нефти. В 40-м, отслужив 2 года, я собирался домой, но тут вышел приказ министра обороны о продлении срока службы до 3 лет. Пришлось остаться.

22 июня 1941 года нас всех подняли по тревоге. Было время завтрака. Нам даже поесть не дали, приказали ехать в лагерь в 50 километрах от Баку. На сборы было всего 5 минут. Мы ехали на тракторах, машинах, везли с собой орудия. В тот день нам сообщили, что началась война. Часть наших солдат забрали на фронт. Меня оставили – зачислили в полковую школу младших командиров там же, в Баку. Через два года я сам попросился на фронт. Таких было много. Через Москву нас повезли на Украинский фронт, но до­ехали мы только до станции Аткарск. Дальше дороги не было – немцы разбомбили. Сидели мы там долго, потом все же добрались до Москвы. Там на поезд загрузили зенитные орудия, снаряды, отправились на фронт. Это было 1 мая 1943 года, а 9 мая я был уже на передовой. Меня назначили командиром зенитного орудия.

25 июля 1944 года мы форсировали реку Друть. Близ Белостока был сильный бой. Налет совершили 12 немецких самолетов. Меня ранило, но город мы отстояли. Я попал в госпиталь, а после выписки мне вручили медаль «За отвагу» и орден Красной Звезды. Потом были бои еще. 9 мая 1945-го я встретил в Берлине.

Многое я перевидел за эти годы. Видел дезертиров, которые хотели бежать с фронта, их расстреливали без суда и следствия. В Польше наш лейтенант ворвался в дом молодой женщины, напал на нее. Она прибежала к нам – вся испуганная, волосы белые... Повела она нас домой, там наш лейтенант лежит. Пистолета нет, ремня нет, сам пьяный и еще водки требует. Женщину мы взяли под свою защиту, а за лейтенанта стыдно было.

Домой я вернулся в ноябре 45-го. Доехал до Акбулака, оттуда – в Актобе. На станции Акбулак мне встретились старики-попрошайки. Когда мы уезжали с фронта, нам дали по 5 тысяч рублей. Я подал им. Война принесла несчастье всем...

Вскоре после войны я женился. Работы не было. Я пошел на учительские курсы, после этого работал учителем математики и физики в поселке Бегалы Хобдинского района. У нас с супругой было 7 детей, учительской зар­платы не хватало, в 1958-м я перешел продавцом в сельпо. На пенсию ушел из хобдинского архива. Сейчас живу с семьей сына. У меня 20 внуков и 5 правнуков. Каждый день я молю Аллаха, чтобы им не пришлось узнать, что такое война.

Воспоминания, связанные с войной, и фото присылайте по адресу: ул. Есет батыра, 99. Фото возвращаются. Ведущая акции  «Неизвестная война» Альмира Алишбаева.

Автор — nata

Комментарии 0

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.