Главные новости Актобе,
Казахстана и мира

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

2402 просмотра

Мне снился погибший друг, и я нашёл его могилу

Актюбинца Сергея Гребенюка после техникума сразу призвали в армию. Несколько месяцев он отслужил в Дзержинске, затем его отправили в Афган.

На фото: Осень 1982 года, Пули-Хумри. Сергей Гребенюк (в центре) вместе с однополчанами вышли посмотреть на снег, в Афганистане это редкое явление.

Актюбинца Сергея Гребенюка после техникума сразу призвали в армию. Несколько месяцев он отслужил в Дзержинске, затем его отправили в Афган, передает корреспондент «Диапазона» @gazeta_diapazon

– Мой дед тоже воевал, он прошел Великую Отечественную и советско-японскую войну. Но он не любил рассказывать детям о войне, чуть позже я понял почему. Я помню, в Дзержинске, в учебной части мы сидели в столовой, когда пришел солдат и сообщил, что меня и еще троих моих друзей отправляют в Афган. Тогда мы уже знали, что там творится.

На вертолете молодых солдат отправили через Ташкент в Кундуз, а затем в Пули-Хумри охранять горючие смеси, солярку и керосин.

– В трубопроводном батальоне я был младшим сержантом. Когда мы только прибыли в Пули-Хумри, меня поразила их жизнь. Мы как будто переместились в 13-й век, на центральной улице был базар, женщины ходили в паранджах, а мужчины в галошах. Вначале было страшно, жить-то хотелось, совсем молодые были. Когда первый раз нас обстреляли, я ничего и не понял. Мы ехали со связистами и услышали громкие щелчки, в итоге пули продырявили танк насквозь, а нас не задели.

Весна, 1983 год. Сергей Гребенюк (слева) вместе со своим другом из Актобе Виктором Одарченко, которого сейчас уже нет в живых.

Младшего сержанта Сергея назначили связистом, каждый час солдаты ему сообщали о поджогах.

– Душманы постоянно устраивали пожары, минировали и простреливали трубы. Давление в трубах было очень большое, а когда керосин или соляру поджигали, образовывался факел с 5-этажный дом. Для них топливо было ценнее хлеба, по ночам они его воровали. В кишлаках электричества не было, все пользовались керосиновыми лампами. На связи я был недолго, было совестно сидеть, когда другие ребята под обстрелом, я ушел обратно к однополчанам.

Сергей Гребенюк пробыл в Афгане полтора года и получил контузию.

– У многих солдат были ранения серьезнее. Я терял очень близких друзей. С одним мы делили кров. После его дня рождения он попал под обстрел и погиб. А с другим товарищем мы прошли Афган, оба вернулись домой, в Актюбинск и до сих пор общаемся. Помню, на перевале обстреляли наш БТР, столько ребят ранило. Еще мы попали в засаду, наш КамАЗ подбили из гранатомета, и все получили контузию. Как-то в БТР граната разорвалась, он на месте подпрыгнул, внутри нас 7 человек было, и все чудом остались живы. Война сильно отражается на человеке, меняет полностью мировоззрение и не забывается.

В 1982 году Сергей Гребенюк вернулся на родину, но его долго мучили страшные сны о войне.

– Мне часто снился погибший друг Сережка Богданов, во сне он спрашивал меня, чего в гости не приезжаешь. В итоге я взял отпуск и поехал его искать, я не знал точно, где он живет, в Калинине или Калинин­граде. Приехал в Калинин, обошел все военкоматы и только в последнем узнал, где он похоронен. Сразу же поехал под город Бологое, в село Березайка. В 1985 году я и еще два актюбинских афганца, Игорь Долгов и Виктор Константинов. стали поднимать афганское движение в нашем городе.

Весна 1983 года. Сергей Гребенюк (справа третий) с солдатами из пехотной роты возле кишлака.

Сергей Гребенюк всю свою жизнь посвятил заводу и сейчас до сих пор продолжает работать электромехаником.

Автор — Инна ГИЗАТУЛИНА

Комментарии 0

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.