• 25027 просмотров
Химия, космос, саксофон. Сергей Летов выступил в Актобе на Суховее
На фестивале независимой музыки «Суховей» в Актобе особо выделялся Сергей Летов. Бывший казахстанец – учёный, ныне более известен как джазовый авангардист-импровизатор, пишущий музыку для кино и театра. Корреспондент «Д» узнал, как химик, работающий в космической отрасли, стал музыкантом.


На фото: На «Суховее» Сергей Летов участвовал в двух проектах: «3F Project» и «Адаптация». || Фото Владимира ЗОБЕНКО
На фестивале независимой музыки «Суховей» в Актобе особо выделялся Сергей Летов. Бывший казахстанец – учёный, ныне более известен как джазовый авангардист-импровизатор, пишущий музыку для кино и театра. Корреспондент «Д» узнал, как химик, работающий в космической отрасли, стал музыкантом.
Беседа получилась разносторонняя. Старший брат Егора Летова*, которого считают краеугольным камнем сибирского рока, Сергей рассказал о том…
…как ему актюбинская жара и давно ли он был на исторической родине
– Давно. Бывает, что я проезжаю через Петропавловск, когда еду из Челябинска в Омск, но это не считается. Накануне я вспоминал, что последний раз был на Байконуре – Ленинске, Тюратаме. Бывал там, так как занимался нашим космическим шатлом «Бураном». Я автор теплозащитного покрытия «Бурана». Это были 87-88 годы. Как раз летом. Там было еще жарче. Даже в мае было около 40 градусов. Там очень жаркая пустыня.
…Как попал из космической отрасли в артисты
– В советское время большой пропасти между ученым и артистом не было. Что касается джаза, то он развивался в академгородках, многие занимались любительской музыкой. Я совершенно не планировал быть профессиональным музыкантом. Я хотел в свободное от работы время, вечером, после работы, поиграть на саксофоне. Мне казалось, что это совершенно нормально. И на работе в институте меня поддерживали, мне старались командировки оформлять, когда мне нужно было куда-то съездить с концертом. Так продолжалось до 1989 года, до перестройки, когда по понятным причинам наука не то чтобы закончилась, она впала в летаргический сон. Нужно было как-то зарабатывать деньги. Я пошел в театр. Стал играть свою музыку в театре. В постсоветское время такая музыка как фри-джаз успехом не пользовалась, а театры имели какую-то господдержку. Это был Театр на Таганке, я больше 20 лет там. Писал для МХТ, некоторых других театров. Постепенно это стало моей профессией. На рубеже 80-90-х я перешел в музыканты.
…Может ли ученый стать артистом
– Я не думаю, что эта такая невозможная вещь. В позапрошлом году меня пригласили в Германию выступить с докладом на философском симпозиуме, посвященном проблеме работы. Мой доклад назывался «Фри-джаз и научные работы в позднесоветскую эпоху». Оказывается, многие артисты в нашей стране имели научное образование, но прославились как артисты или писатели. Например, писатель Василий Гроссман занимался аналитической химией. Писатель Марк Алданов тоже был химиком. Александр Филипенко актер, а окончил физтех. Андрей Мягков из «Иронии судьбы» два года работал в институте пластмасс, он тоже химик. Екатерина Фурцева окончила институт тонкой химической технологии, как и я. А она министром культуры была! В Советском Союзе это было не редкость. Это же советский идеал разностороннего человека. Искусство и спорт не профессия, а дополнительное развитие личности. И я как-то в это поверил. Но, к сожалению, сейчас уже так не получается.
…Что удивляет в современной молодежи
– Раньше молодые люди и немолодые значительно больше читали книг. И вообще, больше знали в области культуры. И это несмотря на то, что все было малодоступно. Нельзя было пойти в книжный магазин и купить любую книгу Достоевского. Ее надо было достать! Или выменять. Были книжные рынки, где меняли книги. Допустим, у тебя был какой-нибудь детектив, который оценивался как два томика Томаса Манна. А если у тебя 10 детективов, то за них давали одного Кафку. Сейчас такого нет. Все доступно.
…Почему низок уровень музыкальной критики
– Лет 12 назад меня уговорили преподавать в Московском институте журналистики и литературного творчества. Дело в том, что очень упал уровень музыкальной критики. Сейчас полно непрофессионалов. Люди слабо представляют теорию музыки, не могут анализировать. Могут написать: похоже или не похоже, нравится или не нравится. «А по-моему, он ничего – прикольный». А в чем прикольный, человек не может понять, потому что он не может анализировать. И я решил пойти на ликвидацию этой безграмотности. Зачем? Для того, чтобы у будущего музыкального критика, когда он начал работать, была база, основа. А не случайные надерганные сведения из Гугла или Яндекса. Этим можно пользоваться, но они не дают системного знания. Современная музыка – это не только поп-музыка, есть разнообразные формы.
…Почему образование потеряло актуальность
– Современная молодежь утратила веру в систематическое знание. Они считают, есть поисковик в Интернете, обо всем можно получить исчерпывающую справку. Но она будет не очень глубокой. И, кроме того, сегодня эта справка в Википедии такая, а завтра пришел человек и все там исправил наоборот. А когда собственных знаний нет, проверить невозможно. Получается сложная картина. С одной стороны, общая информированность возросла, а с другой – исчезла системность знания, глубина. Современного молодого человека можно легко убедить в чем угодно, придумать ему фантастическую историю, например, государства. Научить его тому, что Черное море вырыли его предки, а горы насыпали, что в войне победила Америка. Когда у человека нет системы знаний, то он объект манипуляций и средств массовой информации, и всяких недобросовестных историков. Общий уровень грамотности упал. Я преподаю в институте, выпускники его будущие литераторы-писатели, они сплошь и рядом элементарно неграмотные. Не знают, как запятые расставлять. Упущены какие-то школьные вещи. Прогресса в общем смысле нет.
На самом деле молодежь хочет знать, просто ей не предоставляется возможность. Я веду дипломные работы как научный руководитель. Бывают очень интересные и яркие работы. Одна студентка написала на красный диплом работу «Брит-поп и русский плагиат». Как наша рок-сцена беззастенчиво передирает и крадет. В качестве приложения она приводила фрагменты песен британских и наших известных коллективов. Вот такая у меня смежная с музыкой работа.
…Как попал в сферу музыки для кино
– В 1996 году умер Сергей Курехин**. И после его смерти до конца 90-х я не оставлял попыток делать какой-то мультимедийный проект, в котором были бы и фольклорные музыканты, ди-джеи, танцовщики, видеопроекции и слайды. На это обратил внимание институт немецкой культуры. Они продолжили мне озвучивать немецкие немые фильмы. Постепенно я перешел к русским, японским фильмам, самое разное кино. Гете-институт заказал фильм «Фауст». Они заказали его ди-джею Алексею Борисову – моему соратнику, а ему нужен был саксофонист-флейтист, для того чтобы эмоционально оживить. После этого я начал делать какие-то собственные проекты, в которых, как правило, я не очень активно играю на саксофоне. Я там больше электронной музыкой занимаюсь и преимущественно как композитор. Но приглашаю других солистов. Сейчас и у меня больше 30 фильмов. Это оказалось очень интересным и востребованным. Буквально каждый месяц у меня сеанс. У меня заготовлено много различных сэмплов, фрагментов музыкальных произведений – вальсы, польки, музыка кабаре, звуки пламени, рушащегося здания, тревоги или радости, восходящего солнца или полета бабочки над лугом. И они смешиваются вживую. Я, как ди-джеи, микширую их. Если я знаю, что фрагмент будет длинный, то могу схватить саксофон или флейту и сыграть что-то на 30-40 секунд. В начале сентября в Екатеринбурге пройдет фестиваль современных таперов. Я еще не знаю, какой будет фильм, я предложил свой вариант, Екатеринбург колеблется. 9 сентября фильм Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом» буду озвучивать на Ленинградской студии документальных фильмов. Я озвучиваю вместе с барабанщиком группы «Аквариум» Олегом Шарром. Андрей на барабанах, я на электронике, флейте и, может быть, на старинном саксофоне. С нами будет исполнитель-импровизатор на терменвоксе Владимир Китляр. Это уже не просто киносеанс, это мини-концерт. Скоро будет выставка, посвященная русскому авангарду, буду озвучивать фильм Лили Брик.
…Почему рок-музыка потеряла былую актуальность
– Мне кажется, это нормально. Рок повторяет историю джаза, который был чрезвычайно популярной музыкой. Все танцевали под джаз в 20-е годы, а сейчас трудно себе представить, как под джаз можно танцевать. Современный человек под джаз уже не станцует – надо учиться. Как двигаться под фокстрот? Потом пришла эпоха рока, который был массовой музыкой, а потом стал клубной. Причем не в каждом городе еще и есть рок-клуб. Теперь на первый план выходит электронная музыка, рэп. Но я думаю, что и для этих жанров придет время, когда они будут звучать не на дискотеке в огромном помещении, а в клубах. Приходит время всего, появляются новые стили. Так устроена современная западная культура, в ней есть категория моды, а мода должна быть скоротечной. Потому что иначе производитель не может продавать одежду другого фасона. И появление субкультуры – это отчасти искусственный процесс. Музыкальная субкультура связана с формой современного капиталистического общества – создание общества потребления. Производитель и потребитель связаны между собой. Субкультура – это желания молодых сбиться в небольшую стаю. Очень трудно быть одному, выносить свое собственное суждение. Молодым хочется отделиться от поколения родителей, а с другой стороны, оно нуждается в поддержке и выстраивании своих иерархий, где есть главарь и какая-то периферия. Поэтому и возникают субкультуры. Изначально рок возник как музыка протеста. И поэтому некие бунтарские тенденции в роке должны сохраняться, чтобы он был роком. Когда они из рока уходят, он превращаются в поп-музыку.
…Что стало с советским роком
– В значительной степени беда советского рока в том, что произошли события 91 года. До этого все подавлялось, был эзопов язык, а запретный плод сладок. А когда стало все можно, это превратилось в поп-музыку – стадионы, гастрольные поездки, зарабатывание денег. Содержательная сторона ушла. В определенной степени некоторые рок-деятели сознательно культивируют протестность. Рок уже мертв, а я еще нет. Хочется еще продлить свою молодость, подольше быть актуальным. Существуют политические явления, есть те, кто не согласен с капитализмом. Понятно, что многие рокеры – анархисты. Мне кажется, с каждым годом будет больше коммунистического рока, который будет непримирим с обществом производства и потребления. В нашей стране не так мало политизированных рок-групп. Очень много ярких и интересных. Настоящий рок – там всегда должно быть что сказать. Вот чем рок отличается от любой другой музыки. Слушаешь электронную музыку... а там, как правило, людям сказать нечего. Хотя вот рэп на русскую культуру очень легко ложится. Русская культура в большей степени вербальна, а в рэпе все идет от «слова».
…Как жизненный путь пересекся с группой «Адаптация»
– Лет 18 назад я делал диск для «Адаптации». Кажется, это был «Джут» или «Так горит степь». Занимался мастерингом диска, но общался с автором через издателя. Я делал какие-то свои варианты, а потом издатель обсуждал с Ерменом Ержановым, как это звучит. Там были споры, но в конце концов моя версия восторжествовала. Тогда я узнал об «Адаптации». Было очень интересно, напоминало направление, которое интересовало моего брата Егора Летова. Это круг близких ему людей по духу и содержанию. Это не совсем был сибирский рок, но было больше сходства, чем отличий. Сейчас мне нравится проект Ермена, который мы делаем втроем с Вадимом Курылевым. «3F project» – яркое поэтическое и музыкально-импровизационное высказывание. Постепенно проект обрастает единомышленниками. Не исключено, что Ермен предложит еще кому-то примкнуть к нам. Сейчас это «3F», а со временем может будет 4 или 5 импровизаторов.
…Как он повлиял на брата – Егора Летова
– Конечно, на брата я влияние оказал, но не решающее. Я был старше на 8 лет, и его жизнь прошла в виде некоего диалога и спора со мной. Читая его интервью, я замечаю: его ответы – это что-то мне в пику сказанное. Или, наоборот, признание, повтор каких-то моих мыслей. Давление было неосознанное. Я, конечно, хотел, чтобы брат занимался фри-джазом, у нас был совместный авангардистский проект «Оркестр братьев Летовых». Но я жил в Подмосковье, а Игорь в самом пролетарском районе Омска, где жили рабочие и освободившиеся из заключения. Там на улицах людей били-резали и была не такая интеллигентски рафинированная обстановка, как в Москве. Игорь прожил всю жизнь в «хрущевке». И глядя на это, мир московских снобов ему был не интересен. И его музыка была реакцией, диалогом с его окружением. Я много раз предлагал ему переехать, но он постоянно отказывался, не хотел. Ему не нравилось в Москве, ему нравилось в Омске. Где он ни разу не выступал, ни с кем особенно там не общался и не дружил. Он дружил с людьми из Тюмени, Новосибирска. Дело в том, что в Омске ему никто и возразить не мог, не было собеседников, с которыми он мог бы считаться. Я не давил на него, возможно, он так это воспринимал. Он изначально был ориентирован на рок-музыку, а я интересовался современным искусством, музыкальным авангардом. И для меня контакт с рок-музыкантами – это способ обрести аудиторию. На самом деле рок-эстетику я не очень в душе разделяю. Здесь, пожалуй, и есть наше основное противоречие.
* Егор Летов — лидер группы «Гражданская оборона», одна из ключевых фигур в «сибирском андеграунде» — музыкально-поэтическом движении, возникшем в Западной Сибири в конце 1980-х годов.
** Сергей Курёхин — музыкант-авангардист, композитор. В 1982-1993 годах работал с Сергеем Летовым как дуэтом, так и в проекте Курёхина «Поп-механика».
-
Воспитателям может жить в садике? Актюбинцы высказались о приеме детей в садики с 7 утра
-
Учительнице дали срок за финансовую пирамиду с самокатами
-
В детсадах нужен новый график. Родители хотят приводить детей пораньше
-
Новые автобусы пустили в жилые массивы Актобе
-
Каменное здание, которому 120 лет, сносят в Актобе
-
Почти 300 лет – стаж актюбинской семьи на одном заводе
-
Кому завтра может прилететь штраф
-
Два человека утонули в Актобе
-
Куда делся снег? В первый день зимы в Актобе вместо снега пыль
-
Соли нет на прилавках, но есть на складах
-
Каменное здание, которому 120 лет, сносят в Актобе
Это была казарма,куда после зверств над местным населением возвращались и набирались сил для следующих преступлении "освободители" востока..... -
Каменное здание, которому 120 лет, сносят в Актобе
Колониальный период??? -
Каменное здание, которому 120 лет, сносят в Актобе
А почему в росии уничтожено всё что касается Золотой Орды???Ведь именно Золотая Орда дала русским государственность... -
Каменное здание, которому 120 лет, сносят в Актобе
У кого у нет истории, нет и будущего!!..... -
Премьера. О коррупции и «доходном месте» для чиновника рассказали в театре
Отдельные неграмотные обыватели посещают храм искусства лишь для никому-неинтересного селфи: Мол, вот оно - я... Тут уж не до отсутствующих мозгов выключить смартфон -
Народный репортер. Разбита дверь, сломана скамейка
Позор полицаям!!! Самый центр оживлённого участка города!!! Вандалы надсмехаются над наружной службой ДП, которые все поголовно заняты истеричным блюдением лишь ПДД. Видеокамер понабрали, откаты за... -
На владельцев квартир-наркопритонов завели уголовные дела
Давно пора город очищать от скверны -
Два вагона соли везут в Актобе
Мошенники из палаты предпринимателей и фонда социальных продуктов потирают свои шаловливые ручонки. Виссарионыч за саботаж и провокацию расстрелял бы эту кодлу из пулимотов. Но один... -
Два вагона соли везут в Актобе
Бауыржан, ты правда такой наивный? Соль, сахар, растительное масло это прекрасный повод навариться недобросовестным перекупщикам. Какая там разница, Ресей, Кытай... -
Два вагона соли везут в Актобе
Покупал вчера вечером хлеб в магазине шаговой доступности, хлеба не было, взял лепёшку. До меня нормальный вроде бы мужик, лет сорока, спросил, сколько у них...
Комментарии 0