Мазар и три стелы появились на месте могилы хана Абилкайыра

Мемориальный комплекс хану Абилкайыру открыли в 70 километрах от посёлка Толыбай в Айтекебийском районе. В ко мплекс входят три стелы, означающие три жуза, и мазар высотой 15 метров великому полководцу и хану младшего жуза Абилкайыру. Обошёлся комплекс бюджету более чем в 270 миллионов тенге.

На фото: Площадь могилы хана была 5 на 5 метров. Высота нового мазара 15 м, диаметр 8,5 м. Его строительство обошлось в 30 млн тенге. || Фото автора

На открытие съехались потомки хана, ученые, историки, антропологи, археологи и генетики. Презентовал комплекс перед нынешним акимом Бердибеком Сапарбаевым и сенатором Елеусином Сагиндиковым экс-аким области Архимед Мухамбетов. Архимед Бегежанович рассказал, как прошли работы, какие были трудности и из чего сделан комплекс.

Елеусин Сагиндиков, он был инициатором исследовательских работ могилы хана Абилкайыра, сказал, что к работе по изучению могилы привлекались ученые и из Казахстана, и из зарубежья. Привлечены антропологи, генетики, историки, были изучены исторические материалы, охватывающие 300 лет.

Завкафедрой археологии, этнологии и музеологии Аманжол Капыш говорит, что наши историки опирались на труды Рычкова и Левшина. Нашли кладбище, на территории которого захоронен хан, но долго не могли определить нужное захоронение. Все могилы были пронумерованы, останки предполагаемого хана отправили венгерским антропологам, по ним была составлена форма скелета хана.

– Многие обвиняли Абилкайыр хана, что он якобы присоединил казахский народ к России. Но хан принял только протекторат, внутреннюю политику мы вели сами. Но потом независимо от воли казахского народа начали отбирать наши земли, призвали казахский народ в трудовую армию России, этого не стоило делать, – говорит историк.

Замдиректора института общей генетики и цитологии Бакытжан Бекманов [на фото ] рассказал, что исследовательские работы ведутся с 1978 года.

– К нам, генетикам, в 2011 году поступили останки под №№92, 178. Мы изучали ДНК потомков и останков по 17 маркерам, принятым мировым сообществом. По ним в останках под №92 определили сходство ДНК и хромосом на 99,35%. Правда, генетики не могут точно сказать, что останки принадлежат именно хану Абилкайыру, мы только выявляем схожесть. Возможно, это он, возможно, близкий родственник, сын или брат, – говорит он.

По словам Бекманова, в могиле хана росло дерево, в которое попала молния.

– Я своими глазами видел останки сгоревшего дерева, – говорит он.

Археолог Серик Ажигалиев [на фото ] не скрывает, что по молодости думал, что, опираясь на труды российских историков, они быстро найдут место захоронения хана. Но на месте молодые ученые увидели только возвышенность. Год ушел на работу в архиве Оренбурга. В Актюбинский уезд был командирован фотограф Фишман. Ему было поручено запечатлеть достопримечательности Актобе и могилу хана младшего жуза, документ о командировании нашли в Оренбурге. Правда, сделанные им снимки не нашли, – рассказывает Серик Ажигалиев.

На торжественное открытие комплекса приехали потомки из Уральска, Атырау, Астаны, Кызылорды.

– Когда-то мы не могли говорить, что мы потомки хана. Помню, в детстве старшие говорили об Абилкайыре, его подвигах. Потомки жили в основном на территории ЗКО, сейчас живут кто в России, кто в Узбекистане, – говорит Есенгали Ергалиев. – У меня два сына, оба медики. Внука назвали в честь сына хана Абилкайыра – Нуралыхан.

Строительство комплекса началось в апреле этого года. Главный архитектор проекта Бек Ибраев. За короткое время нужно было освоить более 270 миллионов тенге: 230 млн на строительство стел и дорожек и более 30 млн – мазара. Привлечены более 50 работников. Питьевую воду привозили за 80 километров, продукты – из областного центра. Три стелы высотой 25 метров означают три жуза, на каждой обозначены знаки родов, у старшего жуза 19, у среднего – 18 и у младшего – 25. Строили комплекс из так называемого белого камня агылай из Мангистау.

– Мне сейчас 50 лет, еще на 50 лет могу гарантировать качество комплекса, – говорит представитель строительной компании Зулкожа Кожаев.

По его словам, вокруг могилы хана еще 940 могил. В будущем их планируется оградить.

– Как предприниматель лично от себя я посадил 400 деревьев. Завтра мы уедем, той пройдет, а деревья должны расти. В ходе строительства были трудности: в этом районе много змей, насекомыых, они мешали работать.

– Археологи обнаружили, что могила хана была сделана из сырцевых кирпичей, ее площадь была 5 на 5 метров, мы никак не могли изменить ее, – говорит руководитель «Курылыс консалтинга» Жанибек Каржауыл. – Наш мазар должен был быть больше, чем подземный. Высота нового мазара 15 метров, диаметр 8,5 м, он восьмигранный, скоро тут появится бюст хана.

Жители села Толыбай предложили переименовать аул. Как рассказал аким Айтекебийского района, Толыбай – это название реки. И народ уже сделал соответствующий запрос районным депутатам. А они в свою очередь поддержали и направили просьбу в ономастическую комиссию.

– В селе Толыбай живет 71 семья. В будущем планируется строительство дорог. Расстояние от мемориала до Костаная 500 километров, до Актобе – 400. С вводом новой дороги по программе «Нурлы жол» дорога сократится до 280 км, – говорит аким района.

Автор — Аскар АКТЛЕУОВ