Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

11443 просмотра

Монголия: один человек на квадратный километр

 В соседней с Казахстаном Монголии выращивают яков, а бензин стоит более 200 тенге за литр. Чтобы попасть на базар, там нужно заплатить за вход. 

В соседней с Казахстаном Монголии выращивают яков, а бензин стоит более 200 тенге за литр. Чтобы попасть на базар, там нужно заплатить за вход. Актюбинские путешественники побывали в этой удивительной стране и поделились своими впечатлениями от увиденного. 

Путешествие через несколько часовых поясов 

Посетить загадочную Монголию решились Юрий и Константин Парусимовы. В Актобе семейный тандем отца и сына известен, они любители экстремальной езды на внедорожниках, постоянно выступают в соревнованиях по джип-триалу и выигрывают турниры. На родину Чингисхана они выехали из Актобе 25 мая на своем внедорожнике «Тойота Ланд Крузер 105». Компанию им составили два французских экипажа. Оба на внедорожниках «Тойота». Один из них, Дидье, приехал в наш город из города Шампань. А другой француз по имени Паскаль в Актобе занимается бизнесом. У него здесь своя фирма. 

– Из Актобе мы на трех машинах выдвинулись в сторону России, – рассказывает Юрий Парусимов. – Начали движение на Орск, были в Магнитогорске, Челябинске, проезжали Омск, Новосибирск, Красноярск, Ачинск, Курган и Тюмень. Помню, заезжали в Иркутск, там огромная пробка на въезде в город, часа полтора стояли. Набрали продуктов, воды и двинулись дальше. Останавливались на озере Байкал. Вот где действительно красивейшие места. Поразило, что в озеро впадает около 30 ручьев с кристально чистой водой. После отправились в столицу Бурятии Улан-Удэ. А затем завернули на приграничный с Монголией населенный пункт Кяхта. Впереди была Монголия. Поразило на границе то, что пропускной пункт работает только до 18 часов, ровно в это время шлагбаум закрывают. Утром шлагбаум вновь поднимают. Мы успели проскочить границу буквально перед самым закрытием. На границе при осмотре российские пограничники были лояльными, вежливыми. А на монгольской стороне местные проявили большой интерес к нашим машинам, особенно к французским экипажам. Рассматривали оборудование. 

Такси за 80 долларов

– Первым делом при въезде в страну решили обменять деньги на местную валюту, монгольские тугрики. Но все было закрыто, обменные пункты не работали вечером. Подошли мест­ные менялы, пришлось у них обменивать деньги. Валюта у них недорогая, один рубль обходится в 40 тугриков. А тысяча тугриков на наши деньги – это 120 тенге. За въезд трех машин мы заплатили пошлину около 500 тугриков, в тенге это сущие копейки. Населенных пунктов у границы немало. Однако очень мудреные названия, прочитать сложно. Уже по дороге в сторону Улан-Батора привлекло внимание множество холмов с различными ритуальными фигурками и вещами. Мы поднялись на один из холмов. Заметили, что местные водители останавливаются и бросают камешки, там уже целая горка образовалась. Поднялись, увидели, что там валяются костыли, различные аксессуары от автомобилей. По всей видимости, попали на место поклонения для водителей, чтобы дорога была безаварийной. Мы тоже кинули монетки и отправились дальше.

До монгольской столицы ехали по асфальту. Слухи, что в Монголии асфальта нет вообще, оказались ложными. Да, как узнали позднее, много грунтовых дорог, но и асфальтированных направлений хватает. В Улан-Батор мы доехали ближе к вечеру, решили пока не заезжать в город, а дождаться утра. Расположились на ночлег у первой речушки. А на следующий день заехали в столицу и отправились на заправку. Цены на дизтопливо и бензин нас поразили. Дизельное топливо обошлось около 230 тенге, бензин немного дешевле. По их деньгам получается около 2 тысяч тугриков за литр. 

На улицах монгольской столицы с удивлением наблюдали большое количество дорогих внедорожников. Много «Тойот», «Лексусов», а «Опелей» не видели ни одного. Сложилось впечатление, что «Тойота Ланд Крузер» для монголов народная машина. Движение по улицам довольно интенсивное, чем-то напоминает езду в Шымкенте. Решили, чтобы не заблудиться, поймать такси и отправиться в банк, обменять больше денег. Таксист нас без проблем отвез за 80 долларов. Такси там очень дорогое. Но зато таксист помог нам выехать из города в нужном направлении.    

Солнечные батареи на юртах

– Не обошли своим вниманием мы и местные магазины. Специально зашли по­смотреть. На прилавках множество различной бытовой техники, в основном китайского производства. Поразило, что при магазинах действуют специальные площадки, где можно купить даже транспорт­ную технику, начиная от тракторов и заканчивая экскаваторами. Местные продукты старались не брать, запаслись на этот случай основательно. Сравнивали цены на мясо. Покупали на шашлык баранину, обошлось в 680 тенге за килограмм. Купил в подарок друзьям местную водку «Чингисхан» в красивой бутылке за чуть более тысячи тенге. 

В Монголии на валюту купить ничего не получится, обязательно нужно обменять на местные тугрики. Но когда заправляешься, платишь огромную стопку денег, целый веер. Продукты, как мы поняли, завозят из России. Нагруженные грузовички регулярно курсируют от границы с Россией, фермеры завозят свою продукцию на территорию Монголии и реализуют ее. Даже минералка там российского производства. 

Запомнилось в магазинах большое количество солнечных батарей. Одна такая батарея обходится около 22 тысяч тенге. Сначала удивились, но потом поняли, почему солнечных батарей в магазинах с избытком. На различных джайляу, на пастбищах на каждой юрте – своя солнечная батарея. Там недостатка в солнечной энергии нет. Народ там кочует. Едешь по дорогам, стоят юрты, пасутся овцы и лошади, крупнорогатого скота мало. Но зато видели яков. Их доят и пьют молоко. 

На границе с Россией заезжали в один городок. Там есть небольшой базарчик, где вход по талонам. Один талон стоит около 50 тенге. Заходишь туда и закупаешься. Но праздно шатающихся там нет вообще. Крупные города в Монголии можно пересчитать по пальцам: столица Улан-Батор, города Сухэ-Батор, Алтай. Остальные – небольшие поселки. Показалось, что в крупных городах живут хозяева многочисленных пастбищ. Но сильного расслоения в доходах среди людей не заметил. Все живут достаточно простенько. 

Запомнился небольшой населенный пункт, где есть целый парк с огромными фигурками динозавров. В Монголии находили скелеты этих доисторических животных, поэтому решили соорудить такое место для развлечений местных жителей и туристов. Посреди степи можно встретить гостиницы. Мы заезжали в одну из них. Там было 12 юрт, ресторан, бассейн. Сняли одну юрту, обошлось около 10 долларов с человека. Поужинали, поспали. Посреди юрты стояла буржуйка, складывалось такое впечатление, что сидишь у камина. Также запомнилось в монгольских больших и малых городах множество караоке-баров. Видимо, местное население очень любит петь.

Снег в начале лета

– Вдали от столицы Монголии асфальтированных дорог нет. В основном грунтовые. А порой встречается даже не дорожное полотно, а просто направление, что частенько можно и у нас увидеть. Иногда едешь 200 километров, и нет ни одного населенного пункта, ни одного дерева, голая пустыня. Встречаются карликовые деревья и растения обычно там, где скапливается влага. Зато есть горы. Мы решили заехать на одну из них и попали в зиму. Снег лежит на земле и идет сверху. Температура была около 4 градусов выше ноля. Очень красивое зрелище. 

Почва там попадается разная. Есть и песок, и камни. Водоемов очень мало встречается. Пыль стоит страшная. 

Из местной экзотической живности сын Костя видел скорпиона. Решил поискать красивый камень, поднял один из них, а оттуда выскочил маленький скорпион. Также встретили варанчиков, которые бегали по­всюду. Они очень красивые и их расцветка практически ничем не отличается от вида местности. 

В целом по Монголии мы проехали около 2,5 тысячи километров. А общий наш пробег составил 12 тысяч километров, которые мы преодолели за 15 дней.


Интересные факты о Монголии

Территория Монголии – это огромное плоскогорье, которое приподнято над уровнем моря. Горы высотой 1500-3000 метров занимают 40% площади страны, а высокогорные участки высотой более 3000 м – порядка 2,5-3%. 


Монголия занимает 17-е место в мире по территории.


Монголия самая маленькая страна по плотности населения, ее плотность примерно – 1,7 человека на квадратный километр. А общая численность населения достигает около 3 миллионов человек.


Монголия – страна, в которой можно проехать сотни километров и не встретить ни одного человека. 


В Монголии находится самая высокая в мире статуя всадника на коне, всадник – Чингисхан.


Монгольская столица Улан-Батор – это самая холодная столица в мире.


В Монголии постоянно проживает 25% всех снежных барсов, обитающих на нашей планете.

— По материалам Интернет-источников

Монголия — государство в Центральной Азии. Граничит с Россией на севере и с Китаем на востоке, юге и западе. Выхода к морю не имеет. Площадь – 1 564 116 км.

Государство является участником некоторых структур СНГ. Официальный язык – монгольский, с письменностью на кириллице. На нем говорит более 95% населения. В средних школах также изучают традиционную монгольскую письменность.

Автор — Николай СЫРБОВ

Комментарии 0

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.