• 2600 просмотров
Гран-при Великобритании: Прощание с легендой
21 июня станет для британского автоспорта грустной датой. В этот день, в воскресенье, завершится славная формулическая история одного из самых культовых автодромов в истории Королевских гонок. Автодрома в Сильверстоуне.
21 июня станет для британского автоспорта грустной датой. В этот день, в воскресенье, завершится славная формулическая история одного из самых культовых автодромов в истории Королевских гонок. Автодрома в Сильверстоуне.
Уже решено, что со следующего сезона Гран-при Великобритании будет принимать Донингтон (доселе этого никогда не делавший), а бывший военный аэродром в Нортгемптоншире канет в Лету. А ведь именно там 13 мая 1950-го года…
Именно на военном аэродроме в нескольких милях от деревушки Сильверстоун 13 мая 1950-го года в присутствии короля Великобритании Георга VI было зафиксировано историческое событие – рождение Формулы-1. Да, именно там и тогда и появилось на свет то самое соревнование, которые все мы ценим и любим. Так что Британию можно считать родоначальницей не только футбола, но и Больших призов.
До 1948-го года ни о каких гонках в окрестностях Сильверстоуна никто не помышлял. Да и то, кто же даст гоняться на военном аэродроме. Война, знаете ли, затем послевоенные годы, когда было немного не до развлечений. А вот когда стало до этих самых развлечений – тогда как раз бывший военный объект и пригодился. Пригодился как раз благодаря своему милитарному прошлому. Все довоенные автодромы по понятной причине пришли в негодность (бомбы, они ведь не разбирали, куда им падать), а в Сильверстоуне покрытие взлетно-посадочных полос достаточно хорошо сохранилось – грех было им не воспользоваться.
И воспользовались, проведя первую гонку в 1948-м. Гонщикам на новом месте понравилось, поэтому гонку включили в список первого чемпионата мира. Причем как удачно включили – под первым номером. Понятное дело, на месте Сильверстоуна мог оказаться любой из шести автодромов, но судьба распорядилась таким образом, чтобы им стал именно британский военный аэродром.
Первым победителем – и сразу с поула – стал Эмилио Джузеппе Нино Фарина. По ходу гонки ему пришлось побороться (причем не так, как нынешние – с помощью пит-стопов) с такими зубрами, как Луиджи Фаджиоли (лучшие годы которого, правда, пришлись на межвоенный период, когда он становился серебряным призером европейского первенства) и Хуан-Мануэль Фанхио (а этот только начинал свой великий путь). Фанхио из-за проблем с маслопроводом сошел, а Фаджиоли проиграл победителю всего 2,6 секунды.
А Фарина выиграл после этого еще два этапа, в Швейцарии (ныне запрещенной – после страшной аварии 1955-го в Ле-Мане, когда погибло почти 90 человек; в 1982-м Гран-при этой страны принимал французский Дижон) и Италии, и стал также и первым чемпионом мира.
Сильверстоун не принимал участия во всех чемпионатах мира. С 1955-го по 1962-й Гран-при Великобритании проходил поочередно то на бывшем аэродроме, то в Эйнтри. А после этого, вплоть до 1986-го, Сильверстоун чередовался Брэндс Хэтчем. Все это время в конструкцию трассы вносились коррективы - как объективные (автодром был новым, поэтому надо было подогнать кучу всяких мелочей), так и субъективные (скорости в те далекие времена были достаточно высоки, а уровень безопасности оставлял желать много лучшего).
Например, в 1973-м будущий чемпион мира Джоди Шектер устроил в повороте Woodcote на первом же круге грандиозный завал – и организаторы Гран-при тут же отреагировали добавлением медленной шиканы в этот скоростной поворот. Или 1985-й год, когда Кейо Эрик Росберг, больше известный как Кеке, устроил на своем Уильямсе с турбонаддувной Хондой такое похохотать – скорость финна на квалификации составляла 258,9 км/ч! Чтобы было понятно – этот рекорд был побит аж в 2002-м, когда в Монце на квалификации Гран-при Италии известный своей бесшабашностью Хуан-Пабло Монтойя проехал свой круг со средней скоростью 259,8 км/ч.
Разумеется, руководство автодрома обратило на это внимание – и на Гран-при Великобритании 1987-го Сильверстоун встречал гостей уже с новым медленным поворотом Bridge Bend, предшествующим все тому же Woodcote. После череды перестроек и изменений мы имеем на данный момент длину гоночного кольца 5141 метр.
Кольцо это скоростное, охотно позволяющее обгоны – но пожирающее при этом резину. Так что комплект Хард снова будет в фаворе по сравнению с Софтом. А еще свое веское слово может сказать английская погода. Нет, дело не только в дожде – хотя и в нем тоже. Здесь даже резкий порыв ветра может добавить или отнять несколько десятых секунд – и прощай (или, наоборот, здраствуй), поул.
Больше всего на Гран-при Великобритании побеждал, конечно же, британец – легендарный Джим Кларк, с 1962-го по 1965-й не подпускавший никого к первой ступени пьедестала, а последнюю, пятую победу одержавший в 1967-м. Спустя 24 года к нему присоединился Профессор Ален Прост.
Но француз все свои победы одержал именно на Сильверстоуне, тогда как Кларк по разу выигрывал в Эйнтри и Брендс Хэтче. Двумя дуплетами, 1986-87 и 1991-92, попытался втиснуться с список лучших еще один культовый англичанин, Найджел Мэнселл, но пятую победу Биг Найдж так и не сумел одержать.
Сам Михаэль Шумахер побеждал в Сильверстоуне всего три раза – а после жесткой аварии в Stowe в 1999-м лишился шансов побороться за первую корону в составе Ferrari. И чуть не подарил этот шанс Эдди Ирвину. Интересно, как бы пошла история Королевских гонок, если бы первый за много лет титул Скудерии принес не прославленный двукратный чемпион мира, а скромный ирландский работяга… А из нынешних пилотов первыми видели клетчатый флаг в конце гонки всего четыре гонщика. В 2003-м Гран-при Великобритании выиграл Рубенс Баррикелло, а с 2006-го начиная здесь побеждали только чемпионы того сезона – Алонсо, Райкконен и Хэмилтон.
Казалось бы, чего еще желать: история, зрелищность, традиции, скорость. Вроде бы все, что нужно, наличествует. Но есть еще одна составляющая, которой в нынешнее время уделяется очень много внимания. Это комфорт. Сильверстоун никогда не баловал зрителей удобствами, а в 2000-м, когда гонку перенесли с лета на апрель, и она попала в полосу дождей, и вовсе заставил шлепать несколько километров по грязи – машинам так и не удалось доехать по раскисшим дорогам до самого автодрома.
Это и многое другое и подтолкнуло FIA к тому, чтобы перенести Гран-при Великобритании в более удобное место. Не знаю, случайно это получилось или нет – но легендарный Сильверстоун заканчивает свою формулическую историю в те самые тревожные дни, когда под угрозой существование самой Формулы-1. Возможно, это некий знак свыше? Мол, нельзя было трогать культовую гонку – а раз тронули, то поплатитесь всем чемпионатом. Шутка, конечно, но, как известно, в каждой шутке всего лишь доля шутки, а остальное правда.
Во всяком случае, представить Формулу-1 без Сильверстоуне тяжело. Но придется. Или придется представлять Сильверстоун без Формулы-1 - ведь такой исторический автодром наверняка устроит альтернативный чемпионат, если он таки появится на свет. Возможно, именно в Сильверстоуне и появится – традиция, как-никак. Но это уже совсем другая история…
uaSport.net
-
Актюбинцы раскупают сайгачатину
-
Цена на бензин выросла
-
Питьевой фонтанчик уже сломан
-
Шестиуровневый стадион хотят построить в Актобе
-
Мы уже ничему не удивляемся - актюбинцы об остановке, возле которой автобуса не дождешься
-
Следующий домашний матч «Актобе» сыграет с новым тренером
-
Актюбинцам советуют не выходить на улицу 17 августа
-
На "ГАЗели смерти" приехали рок-музыканты в Актобе
-
Надземные переходы: починить нельзя убрать
-
В счёт боя посуды вычли ползарплаты. Совет юриста
-
Народный репортер. Весь двор перерыт уже несколько лет
двор ужасен, как проходной двор. Стоит ЦОН, стоянки рядом полноценной нет. Куаныш заезд, со стороны малой Алии заезд идет по грунту, грязь сплошная. Для Куаныша... -
Техничку из школы в Актобе наградил министр
Не только в образовании и здравоозранении нужно продвигать, а везде и повсеместно, т.к. технички работают во всех крупных и малых предприятиях и организациях. -
Техничку из школы в Актобе наградил министр
Такую новизну награждения простых работяг как в образовании так и в здравохранении нужно продвигать и дальше -
Благотворительная ярмарка собрала 1,5 млн тенге на лечение ребенка
Живи долго, малыш... Скорейшего выздоровления -
Штрафовать за поход к гадалкам собираются в Таджикистане
С таким же успехом таджикские власти могут штрафовать владельцев любого имущества, чтобы лишить воров заниматься грабежами... УМОРА!!! Видать и там сидят бездельничающие на горбу народа... -
Не умеют ценить - актюбинцы высказались о сломанных фонтанчиках
Скотство от наших с Вами варваров... Вся дикость идёт от семьи, огрехи недополученного воспитания -
Будут ли скамейки в «НЛО»
Обычно скамеек (обещанного) 3 года ждут. Подождём, твою мать (из песни). -
Будут ли скамейки в «НЛО»
Делайте ваши ставки, господа, как быстро их разнесут, и НЛО эти, и скамейки... :)) -
Уберут ли болларды с улицы 101 Стрелковой бригады
Поставьте туда 1 патруль ГАИ, и всё. И так сотрудников ГАИ много, без дела по городу мотаються. Чем тратить миллионы на эти болларды, которые постоянно... -
Трамп встретится с Путиным и Зеленским 22 августа
С огромным нетерпением жду провозглашения мира и окончания братоубийственной войны...
Комментарии 0