Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

4091 просмотр

Воров в законе у нас не было, с криминальными авторитетами переговоры не вели - полковник Маруев, гроза актюбинского преступного мира

Полковник Анатолий Маруев в советское время ловил воров и скотокрадов, в 90-х боролся с рэкетирами и задерживал убийц. «Это было время беспредела», – говорит он.

Анатолий Маруев начинал работу в органах с инспектора детской комнаты милиции в Бадамше, дослужился до замначальника ДВД по оперативной работе.

30 лет Маруев проработал в уголовном розыске и в службе криминальной полиции, был первым замначальника ДВД по оперативной работе. Накануне своего 70-летия Анатолий Андреевич рассказал «Диапазону» @gazeta_diapazon о службе и самых громких делах.

СУДЬБУ РЕШИЛИ… НАЛЕТЧИКИ ИЗ ОРСКА

- Я родом из Кемпирсая, сейчас это Каргалинский район, раньше он был Степновский, - рассказывает Анатолий Андреевич. – Мама наша была домохозяйкой, отец трактористом. В семье было 5 детей, две сестры и три брата, я старший. После 8 класса, как и многие, пошел в Алимбетовское СПТУ, выучился на тракториста-машиниста, работал в колхозе им. Ленина, потом ушел в армию, служил в Германии. Мне хотелось стать военным, но все планы изменил случай. Во время отпуска, приехав домой, я помог поймать преступников. В те годы к нам в район часто наведывались «гастролеры» из Орска, совершали кражи из магазинов. Как-то вечером я встретил в поселке трех мужиков. Они показались подозрительными: на них из-под старой рубашки были видны новые, под воротом торчали еще два. Они сказали, что идут на водохранилище. Я сел на велосипед, и – в милицию. Меня посадили в машину, мы догнали этих мужчин, оказалось, они и обворовали магазин. Взяли оттуда деньги, водку, приоделись. А через время командованию в Германию прислали на мое имя благодарность за проявленную бдительность при задержании преступников. Когда вернулся из армии, мне предложили работу в органах, и 4 января 1974 года я был принят инспектором детской комнаты милиции Ленинского РОВД. Сейчас это Каргалинский район. Руководителем у меня была Екатерина Петровна Николаенко, азы милицейской службы я познал у нее. Потом меня назначили участковым, затем оперуполномоченным, старшим оперуполномоченным уголовного розыска РОВД. Самые громкие преступления в районе были тогда связаны с набегами орчан на магазины в Алимбетовке и Ащелисае. Это в 70-е годы. Они залезали в магазины по ночам. РОВД тесно работал с отделами милиции Орска. Коллеги делились оперативной информацией, раскрываемость была неплохая. Кеншилик Жумабаев, он потом возглавлял УВД области и УВД на транспорте, был первым замначальника РОВД по оперативной работе, я был старшим опером, Василий Федорович Николаенко опером.

Кемпирсайская начальная школа, здесь будущий сыщик (6-й слева во 2-м ряду) учился до 4-го класса.

ВОРИШКА ВАНЯ ИЗ ДЕТСКОГО ДОМА

- Как-то в Бадамше обворовали ювелирный отдел в магазине. Поработали профессионально. В помещение проникли ночью через форточку, сигнализация не сработала. На витрине наполовину отрезали стекло и унесли золото. Двое суток мы искали вора. Задержать его помогли… детские кеды. Полупара осталась на месте преступления. Я вспомнил, что такие же кеды я видел на бродяжке Ваньке. Он, конечно, не признавался, но когда на тете, которая его приютила, обнаружили золото, пропавшее из магазина, ему пришлось расколоться. Ванька был из детдома, его отправили в спецшколу.

Разные преступники попадались. Помню, в Орске жила известная семейка воров – 5-6 братьев, и они были очень похожи между собой. После очередной кражи мы поехали к ним. Дело было ночью. Стоит парень. Спрашиваем: вы Виктор? Говорит: да. Мы взяли этого Виктора, женщину, еще одного брата, привезли в РОВД. И тут мужчина говорит: а я не Виктор. Оказалось, тот брат, которого мы искали, сидел… в кухонном шкафу. Он был небольшой, с двумя дверцами, и мужчина ростом 160 см умудрился в него влезть и закрыться. Побежали назад, а Виктора и след простыл. Потом, конечно, мы его задержали.

Школьные годы Анатолия Маруева прошли в Жусалы. На фото он второй слева.

КРИМИНАЛЬНЫЙ КАНДАГАЧ

Со временем Анатолий Маруев поступил в Карагандинскую школу милиции, его направили на работу в Кандагач начальником угро. Город тогда гремел своими жуткими преступлениями.

- Там строили завод по выпуску фосфорных удобрений, открывались нефтяные предприятия, очень много было приезжих. Я узнал о таких преступлениях, о каких только в книжках читал, – вспоминает Анатолий Маруев. – В Кандагаче было 2-3 спецкомендатуры, к которым относились осужденные, отпущенные на вольное поселение, они работали на стройках. Со всего Союза в Кандагач ехали вахтовики. Были кражи, убийства, наркотики. Тогда не было таких технологий, как сейчас: фото по телефону можно отправить в любую точку мира. Когда я уже уезжал из Кандагача, там появился эксперт-криминалист. До этого все делали сами следователи, они и отпечатки пальцев снимали. Снятое отправляли на обработку в областное управление.

– Как тогда раскрывали преступления?

- Я не все могу говорить даже сейчас. Собирали информацию, говорили с людьми, кто-то что-то видел, знал. Если происходило тяжкое преступление, из областной прокуратуры выезжал эксперт-криминалист. Случаи бывали разные. Помню, в Кандагаче нашли труп в районе вокзала. Через 1,5 месяца преступление мы раскрыли, у убийцы изъяли пальто убитого. Но личность убитого так и не установили. Я уже в ДВД работал, а он так и оставался неопознанным. Все проверили, всех пассажиров – отправляли ориентировки в Россию, Киргизию, Узбекистан – ноль. И никто его не искал.

80-е годы. Кандагач. На таком «Москвиче» ездили тогда сотрудники уголовного розыска.

ВОР В ТАПОЧКАХ

- Как-то в Кандагаче обворовали квартиру. С хозяйкой квартиры мы каждый день встречались на остановке. Вора никак не могли найти, и когда я видел эту женщину, мне казалось, что она смотрит на меня с укором. Вор был серийным. Приходил в квартиру в тапочках из предыдущей квартиры, которую обворовал, оставлял их и уходил в тапочках из этой квартиры. Но мы его все-таки нашли. Он обворовал кассу, купюрами осыпал ребенка и сфотографировал его. Фото показал кому-то, информация дошла до нас, – вспоминает Маруев.

До 88-го года он работал замначальника Октябрьского РОВД по оперативной работе. После этого его направили в Карабутак начальником РОВД.

- После Кандагача эта была тихая гавань, – смеется Анатолий Андреевич. – Главной бедой там было скотокрадство. Были группировки, которые этим занимались. Тогда скот не чипировали. Он был на вольном выпасе. Его угоняли, резали, продавали на мясо. Ловить барымтачей было непросто, в остальном в районе ситуация была спокойной.

МОСКВА, КИРГИЗИЯ, ОШСКИЕ СОБЫТИЯ

Вскоре Маруев на два года уедет в Москву, на учебу в академии МВД.

- Семью я забрать не мог, она оставалась здесь, и все заботы о детях, а их у нас трое, о доме, хозяйстве ложились на плечи супруги, Екатерины Николаевны. Все, что смог, – я перевез ее с детьми в Бадамшу, где жили родственники.

Учеба в Москве пришлась на 90-е годы, время развала страны.

- Как раз в то время произошли ошские события и нас отправили в Киргизию. Ночью подняли по тревоге, загрузили в самолет, и три месяца мы работали там, расследовали уголовные дела, занимались задержанием после массовых убийств. Убитых было очень много и с узбекской, и с киргизской стороны. Были и огнестрельные ранения, людей и вилами кололи, и топором зарубали. Жили мы в Узгене, там я прошел еще одну школу оперативной работы, – рассказывает Анатолий Андреевич. – После академии мне предложили возглавить Хромтауский РОВД. Коллектив там был хороший, сотрудники грамотные. Это было время безденежья у самого государства. Нам машинами, бензином, формой хорошо помогал ДГОК.

1990 год. Киргизия. Слушателей академии МВД (А.Маруев в центре) направили для расследования ошских событий в Узген.

Те, кто трудился с Маруевым, отмечают его удивительную скромность. Один из его коллег рассказал, что, работая в Хромтау, он долгое время был без жилья. Семья оставалась в Бадамше, сам начальник РОВД жил в одной из комнат профилактория, а когда райотделу выделили квартиру и предложили ее начальнику, он от нее отказался, отдал сотруднику, который ее ждал.

Через два года Маруева пригласили работать в следственный комитет, оттуда он перешел в ДВД, возглавил службу кримполиции.

ЛИХИЕ 90-Е

- 90-е были временем беспредела, – рассказывает Анатолий Андреевич. – В центре города стреляли из гранатомета, были разборки рэкетиров. В бригады бандитов в те годы ушло много спортсменов. За этим стояли большие деньги. Кто что мог, то и хапал. Преступные группировки делили сферы влияния.

Самым громким преступлением того периода можно назвать убийство шести человек на даче, пяти мужчин и женщины. В их числе были бывшие сидельцы. 20 дней мы работали, но преступников нашли. Оказалось, они не поделили наркотики. Убивали жертв жестоко – топором, ломом, тем, что попадало под руки. Когда осмотр места провели, зацепок было ноль. Стоит на отшибе домик. Зима. Соседей нет. Как раскрыли? Стали искать каналы связи, отрабатывать их. Сначала задержали двоих, потом еще двоих и одного. Убийц было пятеро, сроки они получили большие.

Громким было и двойное убийство возле «Рахата». Там тоже были криминальные разборки. Всех преступников задержали.

– Часто жалуются, что во время следствия применяют пытки.

- Это выдумки. Я говорю о том периоде, когда работал сам. Сейчас для раскрытия преступления намного больше возможностей. Почти на каждой улице камеры, есть современные технологии, эксперты, которых не было. Даже при раскрытии самых тяжких преступлений пытки у нас не применяли, я это контролировал сам. В органы шли ребята, которые были заряжены работой, они готовы были быть на службе 24 часа и никто не ныл.

– А извиняться приходилось перед незаконно задержанным?

– Бывало. Помню, в Кандагаче за кражу задержали подозреваемого. Все указывало на него. Мы могли по 109-й статье задержать на трое суток, но за это время надо было предъявить веские доказательства. В этом случае пришлось мужчину отпустить. Нашли реального вора и я перед задержанным извинился. Даже если перед тобой прожжённый преступник, надо оставаться порядочным.

– У вас есть любимый фильм о сыщиках?

- Я не люблю такие фильмы. Мне на День угрозыска подарили сериал «Опера». Ну, посмотрел. То, что в кино и то, что в жизни – это небо и земля. В кино все очень легко и просто. В фильмах еще показывают, как опытный сыщик выходит на криминального авторитета, ведет переговоры для раскрытия преступления… Ерунда все это. Криминальные авторитеты у нас были, в 90-х их стало больше, но никто с ними переговоры не вел. Воров в законе в Актобе не было. Помню, был один проездом из Грузии, мы даже допрашивали его, вот и все.

После службы в криминальной полиции Маруев ушел из органов, но его отозвали, назначили первым замначальника ДВД, он курировал всю оперативную работу. Отработав два года, он вышел на пенсию, но не отдыхает. Вначале перешел в службу безопасности банка, сейчас работает в охранном агентстве, курирует области западного Казахстана.

– О чем сейчас мечтает полковник Маруев? – спрашиваю я его.

- Хочется, чтобы дети были рядом, - говорит он. – Всю жизнь я слишком был занят работой, они выросли незаметно для меня. Сейчас времени больше, а дети уже разъехались. Дочь одна в Краснодаре, сын в Америке, внучка в Милане. Но самое главное, все они выросли достойными людьми. И я очень благодарен за это своей супруге. Воспитанием детей по большей части занималась она. Супруга с пониманием относилась к моей работе и настолько все тонко чувствовала, что ей не надо было ничего объяснять. Екатерина Николаевна – настоящая жена офицера.

Анатолий Маруев с супругой Екатериной Николаевной.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Мечта стать учителем сбылась на пенсии

Автор — Альмира АЛИШБАЕВА

Комментарии 0

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.