Главные новости Актобе,
Казахстана и мира

ВЫ СТАЛИ ОЧЕВИДЦЕМ КАКОГО-ТО СОБЫТИЯ? ПРИСЫЛАЙТЕ ФОТО И ВИДЕО НА + 7 775 797 11 11

1062 просмотра

10 лет назад мы сняли кино. В ролях – только актюбинцы - Серик АЙЖАНОВ, режиссёр

Ровно 10 лет назад в кинотеатрах Актобе прошла премьера актюбинского полнометражного художественного фильма «Бедный богатый жених». Я хочу сегодня вспомнить о некоторых людях, без которых не было бы этого фильма.

2012. Съемочная группа на премьере фильма «Бедный богатый жених» в Актобе. Слева направо Аскар Исаев, актер, Серик Айжанов, режиссер, Аслан Умбеталин, исполнитель главной роли, Станислав Зинченко, сыгравший Баура. || Фото из архива автора (второй слева)

«ПАТРИОТ CINEMA» – так называется наше творческое объединение, в ту пору мы активно занимались изготовлением документальных, художественно–публицистических фильмов, ну и, конечно же, игровым кино.

Весь созидательный процесс начинался с замысла, а чтобы приступить к его реализации, необходимо базисное помещение. Офис и репетиционные залы нам любезно предоставил любящий искусство человек, коренной актюбинец Абдулмажит Искакович Раимбергенов.

Мы приступили к написанию сценария, а помощники–ассистенты параллельно подбирали актеров и локации. В целом фильм снимался почти год, за это время в его создании участвовали почти 200 человек, это члены съемочной группы, главные герои, актеры эпизодических ролей и массовок. Немало сцен было снято в Алгинском детском доме. По сценарию один из героев, Баур и его сестренка, Мадина были воспитанниками этого детдома. Уместно сказать, что роль Баура хорошо сыграл типажный актер, талантливый и разносторонний человек, актюбинский бизнесмен Станислав Зинченко. По сюжету Баур – известный предприниматель, он был замешен в криминальном бизнесе, его постоянно преследовали, и в целях безопасности он прятал сестренку в самом надежном месте, в стенах детского дома, «под крылом у бати», так тепло он называл директора, ставшего для него близким и родным человеком.

В роли главного героя, Самата снимался очень старательный парень Аслан Умбеталин, а его возлюбленную играла Русалина Гайнатулина. Все фильмы творческого объединения «ПАТРИОТ CINEMA» мы позиционируем как местные, а звучит это так: «Актобе – право на наше кино», поэтому актеры – только актюбинцы.

Вспоминая съемочный процесс, я бы отметил еще одного актера, и не как типажного, а как опытного профессионала, и даже более того, для него нужно создать новую номинацию «Актер с первого дубля», прямо скажем, это большая редкость. Его имя Сергей Викторович Вишняк. Он известный в Актобе предприниматель, общественный деятель, депутат областного маслихата и меценат. Роль московского адвоката он исполнил легко.

– Сергей Викторович, во время съемок я заметил, что у вас есть актерский опыт, но не киношный, а скорее театральный. Откуда это у вас?

– Когда–то, в эпоху строительства развитого социализма, в нашем городе, во Дворце пионеров на Ленинском проспекте открылась балетная студия под руководством Полины Петровны Озёрной. Приехала она к нам из Ленинграда. В творческом коллективе в основном были девочки, мальчишки шли неохотно. И средь дюжины девчат было три Сергея: Сергей Вишняк, Сергей Черепанов и Сергей Расколодько. Тогда–то мы впервые услышали балетные термины: па де де (танец вдвоем), антраша (прыжок со скрещиванием ног), сотэ (прыжок с двух ног), па де буре (мелкие танцевальные шаги), антре (танцевальный выход на сцену) и так далее… В то время нам приходилось заучивать незнакомые французские слова, и каждый звук мы должны были подтверждать движением. Таким образом из грациозных элементов бризэ, глиссад, круазэ, батман рождался зрелищный язык классического танца. Позднее балетную студию реорганизовали, и я перешел в ТЮЗ (театр юного зрителя) «Современник», который открыли в том же Дворце пионеров под руководством московского актера и режиссера Марка Владимировича Межерицкого. Это был очень деятельный и скрупулезный человек, он прошел школу театра им. Вахтангова. Здесь было все: сценическая речь, сценическое движение, а чтобы освоить тонкости сценического боя, мне пришлось дополнительно посещать спортивную секцию фехтования. Часто вспоминаю ребят, с которыми занимался любимым делом. Состав труппы всегда начинался с Юрия Соловьёва, он по сей день в Актобе, учит наших детей техническому творчеству. Хорошо помню Куаныша Дарибаева, Сергея Неповим, сейчас он живет в Чехии, Сергея Черепанова, Юрия Югая, Татьяну Коротиченко, Лизу Витцель, Елену Иленко, Галину Шелепину, однофамильцев – Ирину и Игоря Макаровых. В ТЮЗе жизнь была активная, мы ставили сказки для младших классов, отрывки из «Молодой гвардии» старшеклассникам. Нам, 14–летним мальчишкам приходилось играть взрослых людей, Куаныш Дарибаев был директором колледжа, а я исполнял роль 67–летнего старика. Однажды после спектакля мы прямо в гриме и костюмах помчались на автобусную остановку. На Ленинском проспекте, ныне пр. Абулхаир хана, ходил 15 маршрут. Дождавшись очередного «ЛиАза», мы запрыгнули в салон и величественно уселись на дерматиновые сиденья. Реакция пассажиров была «нулевая», это означало, что грим и костюмы были безукоризненны, никто из присутствующих не разглядел в нас школьников.

К нашему наставнику, режиссеру Марку Владимировичу Межерицкому часто приезжали известные актеры театра и кино. Помню народных артистов Людмилу Чурсину, Льва Прыгунова, Ролана Быкова и других. Мне даже довелось участвовать в миниатюре с Людмилой Алексеевной Чурсиной, я играл Яшку– артиллериста, а она – Гарнину Дормедонтовну, мы исполняли сцену с элементами танца и песней. Весь коллектив участвовал в изготовлении костюмов, мы шили даже космические скафандры для фантастических спектаклей, а знаменитую «Лунную походку Джексона» мы с лёгкостью исполняли, изображая невесомость. Одним словом, подготовка у нас была серьезная, и мы смело могли составить конкуренцию профессионалам, – рассказал Сергей Викторович Вишняк.

Вот с такими людьми мы снимали наше актюбинское кино. А что касается слогана «Актобе – право на наше кино», он все еще актуален. Актюбинцы имеют право снимать и смотреть собственные фильмы. Считаю, что в кинотеатрах нужно показывать фильмы актюбинского производства. Чтобы возродить добрые традиции ходить в кино. И не просто в кино, а на наше кино.

– Серик АЙЖАНОВ, режиссер, продюсер

Кадры из фильма «Бедный богатый жених». На верхнем кадре – актер, предприниматель и депутат Сергей Вишняк. || Фото из архива

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В 1990 году многие нас осуждали, но я горжусь, что причастна к независимости Казахстана - Галина Искакова, депутат Верховного Совета КазССР

Автор — Серик АЙЖАНОВ

Комментарии 1

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.

  • Кайкенов Кадыржан Кадирбекович

    Кайкенов Кадыржан Кадирбекович

    Где можно найти этот фильм.

    5+