Мне обидно за Актобе, когда вижу, что с ним сделали
Я живу в Актобе с 1980 года, выпускник Днепропетровского инженерно-строительного института. Работал в ДСК до его распада, участвовал в строительстве 8, 11, 12 микрорайонов, других районов города и области.
Батыс-2. В арыках мусор, решеток нет. После того как весной в такой канаве едва не утонула школьница, арыки закрыли бетонными плитами, часть огородили. || Фото «Д»
Вся моя жизнь связана со строительством. Участвовал в восстановлении Киевской области после аварии на ЧАЭС, трудился в стройотряде. То есть о строительстве знаю не только по книжкам – своими руками клал кирпичи, заливал бетон.
Сейчас я живу в Батысе-2 и каждый день вижу некачественно построенные дороги со сплошными ямами, проваленные тротуары с рассыпавшейся брусчаткой, остатки бетона. Я вижу, как рассыпаются на глазах недавно возведенные памятники и мне становится стыдно. Дренажные канавы наполовину засыпаны грязью и мусором, ограждения разбиты. Стройки не ограждают, вокруг мусорные свалки, которые оставляют горе-строители.
Для горожан, увы, этот бардак стал привычным. Никогда раньше я не видел наш город в таком плачевном состоянии.
Недалеко от нашего дома стройка. Рядом СШ №64, детсад «Айлин». Каждый день мимо стройки проходят дети, но объект не огражден. Через соседний дом не пройти, калитка наглухо закрыта. Это ошибка проектировщиков или земкома, если не предусмотрен проход, и сотни людей должны обходить дом, чтобы попасть в школу или детсад.
Кто дает разрешение на строительство в городе без ограждений?! Куда смотрит архстройконтроль? Дренажная канава берет начало с этой стройки и уже наполовину заполнена строительным мусором, вся грязь течет по канаве и забивает ее. На подземных дренажных трубах нет решеток, по этой причине весной туда провалилась школьница и ее еле спасли.
Вспомните канавы около «Океана» и в районе «Казахтелекома», построенные в 60-х годах, глубиной и шириной около 3 метров, метровые в диаметре сточные трубы и сравните с новыми канавами в Батысе-2 глубиной и шириной 1 м, сточные трубы диаметром около 60 см, с оградой высотой около 40 см. Поэтому эта канава со своей задачей весной не справилась.
Кто это рассчитывал? Откуда брали такие расчетные данные? В 60-х годах город был в 4-5 раз меньше, чем сейчас, но проектировщики смотрели вперед. А теперь?
У меня такое впечатление, что в городе нет хозяина. Наши акимы посещают городские объекты? А депутаты? Мне непонятно, куда смотрят специалисты по технадзору. Если бы они были более принципиальными, такого бардака не было бы. Посмотрите на объекты, которые построили немецкие пленные в Жилгородке, и на то, что возвели в последние десятилетия. Неужели в технадзоре сидят люди некомпетентные, не знающие строительных норм?
В ХХI веке – веке высоких технологий, цифровых приборов, образованных геодезистов – почему не могут построить нормальную ровную качественную дорогу и тротуары? Почему разрешают укладывать основания дорог, тротуаров без достаточного уплотнения? Почему принятые дороги приходят в негодность уже через год? Почему миллиарды бюджетных денег доверяют ненадежным, неспециализированным компаниям? А если они специализированные, то почему качество выполненных работ такое?
Коллеги-строители, что мы оставим после себя будущему поколению? Кого мы вырастим среди такой грязи!
Наш Актобе – промышленный город. Почему бы его территорию не закрепить за организациями, чтобы они поддерживали на ней порядок? Коммунальщики не справляются со своей задачей. Если дождь, город превращается в болото, если ветер – пыль столбом.
Когда-то грязным городом считали Атырау. Там невозможно было ходить без резиновых сапог. Сейчас он чище Актобе и дороги гораздо лучше, чем у нас.
Мы тоже хотим жить в чистом красивом городе, поэтому я обращаюсь к ветеранам, молодежи, школьникам. Предлагаю создать сообщество из числа грамотных, независимых юристов, журналистов, педагогов, программистов, налоговиков, инженеров, строителей, проектировщиков, сметчиков, санврачей, ветеринаров и следить за тендерами, за работой стройкомпаний, качеством дорог, тротуаров, памятников, парков, новых домов. На все это тратятся наши народные деньги. Если будет общественный контроль, может, тогда на объектах, как и положено, появятся паспорта строительства, на дорогах вместо битума под асфальт не будут применять непонятную жидкость, бордюры будут монтировать ровно, дома строить качественно, а мусор вывозить каждый день.
Ищу единомышленников, жду откликов и предложений от своих земляков. Мой телефон есть в редакции.
Амандык СУЛТАНОВ, инженер-строитель с 32-летним стажем и эксперт по технадзору
Читайте также: Все загубили - актюбинцы о проекте по расширению русел рек
Комментарии 3