Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

2052 просмотра

Город-картинка. Урбанист знает, как сделать город лучше

Почему в Актобе люди гибнут на дорогах? Нур Актобе может превратиться в гетто? Надземки против людей? Популяризатор урбанистики* рассказал «Диапазону» @gazeta_diapazon, как сделать наш город лучше и удобнее для жизни.

Одна из главных проблем в Актобе – транспортное развитие. Это не только строительство дорог, но и развитие альтернативного транспорта, велоструктура, общественный транспорт. || Фото Б. КУСАИНОВА

Руководитель проекта «Житель Актобе» Батыржан Кусаинов уже два года рассказывает о проблемах нашего города и предлагает пути их решения. 

– Я родился и вырос в Актобе. Преподаю английский язык. Два года назад начал интересоваться урбанистикой, сравнивал Актобе с другими городами и странами. Сначала я писал о том, что меня волнует. Появились подписчики, они были солидарны с моим мнением, так я нашел себе команду. Примерно в это же время появился молодежный проект по развитию городской среды «Qala Lab», который направлен на архитектуру и сам город в целом. Меня больше интересовала транспортная инфраструктура: городская мобильность, общественный транспорт, транспортная система города и так далее, – поделился с «Диапазоном» Батыржан Кусаинов, популяризатор урбанистики. 

Железнодорожный вокзал нуждается в новой концепции, а пока люди вынуждены получать стресс и ужасаться обстановке.

Железнодорожный вокзал. Стресс и театр безопасности

– Одна из первых тем, которую затронули в проекте «Житель Актобе», – это железнодорожный вокзал. У нас, как только приезжаешь на вокзал, сразу же видишь невероятное скопление машин, большую несуразную неконтролируемую парковку, везде ларьки, непонятные услуги предлагают. Пару лет назад на привокзальной площади пытались систематизировать все, сделать парковку платной, но все пошло не так, потому что сама организация хромала. А если человек впервые в Актобе, он не знает, что ему делать дальше, где уточнить информацию. Не совсем очевидно, где находится автобусная остановка. Внутри здания тоже мало информационных табло, все хаотично, легко запутаться, – рассказал Батыржан Кусаинов. – Мы сделали эскиз-предложение для улучшения вокзала. Если говорить о доступной среде, к примеру, человек с чемоданами на колесиках не сможет нормально передвигаться внутри вокзала. Ему постоянно нужно поднимать чемодан. Это микростресс, ведь человеку нужно быстро ориентироваться, а наш вокзал – это место препятствий. У человека портится общее впечатление от города из-за того, каким образом Актобе его встречает или провожает. Досмотр при этом не играет никакой роли, это театр безопасности. Для обычных людей досмотр багажа – еще один стресс и ощущение небезопасности. Да и у входа скапливаются люди. В Европе вы такого не увидите, потому что они понимают, что надо работать над этим спецслужбам, а не охране вокзала. 

Нур Актобе может превратиться в гетто, трущобы, если уже сейчас не переделать инфраструктуру. || Фото из архива «Д»

Нур Актобе – будущее гетто?

– Нур Актобе или Нур Сити, как его называют в народе, невероятно ужасный проект. Построили еще один «город» посередине пустого поля, вдали от Актобе. Люди, живущие там, страдают. Такси по 2 тысячи тенге, общественного транспорта никакого… Строительство коробок-муравейников за городом ни к чему хорошему не приведет. И вот почему. 

Большая нагрузка на транспортную сеть, идет маятниковая миграция. То есть, люди утром садятся в автобусы, машины и уезжают оттуда в Актобе. В Нур Сити нет возможности работать, людям приходится ехать в город. Затем вечером они возвращаются обратно домой, и опять идет нагрузка, что приводит к пробкам во всем городе. Этот район чисто для того, чтобы там переночевать. Он больше ни на что не годен, к сожалению. Это бомба замедленного действия, со временем, скорее всего, его превратят в трущобы или гетто. Те, кто изначально покупал квартиры, их продадут, квартиры начнут падать в цене и их заполнят неблагополучные, маргинальные люди. Сколько бы они ни пытались строить новые районы, микрорайоны, это только усугубляет ситуацию в целом. Нашим потомкам придется все это уничтожать, это ляжет на их плечи, к сожалению. В таких районах нужны не только школы и больницы, людей нужно оставлять в том же районе жить, работать, отдыхать. Если нужно что-то купить, то жителям Нур Сити снова нужно ехать в город, если нужно сходить в кафе, то опять же нужно ехать в город. Они не будут оставаться в своем районе, получать какие-то услуги, досуг. Они будут искать их в городе. В Европе такие районы сейчас или сносят, или переделывают их инфраструктуру. Нужны районы смешанного типа, где есть не только школа, садик, но и офисы, магазины и многое другое, чтобы человек мог получить все необходимое на месте, – разъяснил Батыржан Кусаинов, руководитель проекта «Житель Актобе». – Мой самый любимый район в Актобе – старая часть города. Она компактная, человеческого масштаба. Там очень красивая архитектура, если хорошо над ней поработать, появится туристический потенциал. Жилгородок мне тоже нравится, но он для меня на втором месте. Там много уютных мест, с хорошей архитектурой. К сожалению, сейчас там просто покрасили дома, но нет масштабного и комплексного решения.

Надземные пешеходные переходы обходятся бюджету дороже, нежели обычные «зебры» со светофором. 

Надземки сделаны против людей

– Наши надземные пешеходные переходы – антигуманное решение. Это лишний раз подчеркивает, что в приоритете у нас машины, а не люди. Словно бы говорят: «Да, мы хотим, чтобы у нас были широкие дороги», «пусть у нас будет больше машин на дорогах», «мы хотим, чтобы машины быстрее ехали». К сожалению, это так не работает. Люди все равно будут переходить там, где им удобно. Надземные пешеходные переходы обходятся бюджету дороже, нежели обычные «зебры» со светофором. Лифты не работают и работать не будут, никто не умеет ими управлять, и инвалид не будет ждать, пока ему спустят лифт. Лишние 200-300 метров переходить по надземкам нерационально. Говорят, это магистральные улицы, но я считаю, проблему создали искусственно, – говорит актюбинец.

Актобе – город для машин. От этого и смерти

– Какие основные проблемы нужно решить? Первое, у нас отсутствует стратегия в плане транспорта. Транспортное развитие – это не только строительство дорог, но и развитие альтернативного транспорта, велоструктура, общественный транспорт.

Второе. У нас большая смертность на дорогах. Но есть простые решения, они уменьшат количество смертей. Сначала нужно ввести неотвратимость наказания. Проехал на красный – штраф, не пристегнул ремень – штраф, не пропустил пешехода – штраф. Затем нужно снизить скорость. Это проблема республиканского масштаба, в городе у нас стоит ограничение 60 км в час, можно ехать до 70 спокойно, но шансы погибнуть под колесами есть и при 50 км в час. Многие говорят, что в городе много машин. На самом деле на 1000 человек водителей всего 125. Просто водители – это самая громкая группа людей. Но если собрать всех пешеходов в городе и сказать, что мы хотим ограничить скорость в городе до 40 км в час, это без­оговорочно сделают. Автомобилисты умеют требовать, аргументируют все налогами. Но все транспортные налоги – это 11 млрд, совсем немного. У нас 13 млрд на дороги тратят, условно говоря, нам должна вся республика платить и все равно не хватит.

Третье – дизайн улиц. Это не о красоте, а о безопасности. В некоторых местах люди переходят дорогу там, где им удобно. Почему так? Люди существа ленивые, иррациональные, они не будут тратить энергию, чтобы обойти еще лишние 500 метров до перехода, а потом еще 500 метров пройти до своего пункта. Если большое количество людей переходит дорогу в этом месте, значит, именно тут и нужен пешеходный переход. Не надо ставить знаки заранее. И нужно сужать полосы для машин. Чем уже полоса, тем внимательнее водитель. У нас в Актобе дороги делают все шире и шире. Водитель потом едет быстрее, даже не замечая этого. Нужны островки безопасности, они покажут человека издалека. Это все делается в рамках программы «Vision Zero», она помогает привести к нулю количество жертв в ДТП. В Осло, Норвегия, удалось таким образом снизить смертность на дорогах до нуля. То есть у них за весь прошлый год на дорогах умер всего один человек! Последствия аварий в Актобе – это признак того, что дизайном улиц у нас не занимаются, – перечислил руководитель проекта «Житель Актобе».


Автор — Адина ЖАСАГАНБЕРГЕНОВА

Комментарии 6

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.

  • Бауыржан

    Бауыржан

    Батыржан, Максима Каца и Варламова смотрите?

    1
    1
  • diap

    diap

    Не помешало бы в начале научиться культуре питья, культуре вождения, культуры пешехода, культуре разговора. -Да что там говорить, всё это в школе надо проходить. -Учителя должны все эти темы с детьми конкретно изучить. -В будущем ,может и получиться всем в культуре жить...

    2
    5
  • diap

    diap

    Да и сервиз не тянет до высоты. Когда у нас люди живут с советскими паспортами полученными ещё аж в 1980х гг. А, когда спрашивают , куда вы смотрели миграционные службы, это прямая ваша обязанность ? Ответ был:- им было не надо , а нам и подавно.

    3
    5
  • diap

    diap

    Нет культуры вождения. едешь и только слышишь, "овца, куда прёшь" " баран да быстрей едь" " кобыла, и ты туда же " сука левев левее бери" вот и вся пробковая жизнь на дороге.

    3
    4
  • diap

    diap

    Что за досмотр багажа, что за тема? мы ,что с кем то воюем? В Европе ,как только сумерки вся детвора одевать куртки со светоотражателями, ну или на рукава лепят специальные ленты светоотражающие от машинный свет фар. На рюкзаки- на всё ,что можно прилепить. Когда идут в школу ,если тёмное время суток утром, то все в куртках со светоотражателями. ит.далее . Старый город можно в туристический кластер превратить с маршрутом туристический автобусов до жилгородка. Но жилгородок также немного переделать. Надземные пешеходы отлично функционируют в некоторый частях Европы, надо уметь с надземками работать а не пилить их бюджет. С жд вокзалом.. это отдельная, длинная тема, также нур сити. Но ,что бы всё это воплотить в жизнь нужны люди ,кто хотя бы видел , как в европе всё это функционирует. А ну нас? многие богатые и не гении открывают глянцевые европейские журналы и тычут пальцем- тоже хочу. А ,когда построят все эти прелести, они не функционируют, потому ,что нет людей, которые могут всё это обслуживать. Талантов нет сервиза. Так и плачем ,видя ,как красота погибает. П/С. С велодорожками надо уметь их строить и где надо. А мы видим где надо а где не надо. Но надо, если новую дорогу строят. В голоде не везде пешеходные дорожки есть.

    3
    7
  • Т-62А

    Т-62А

    1) Надо каждый нерегулируемый пешеходный переход оградить лежачим полицейским. 2) Не понял о требовании на фото: зимой коммунальные службы не будут чистить велодорожки, так как ведосипедистов зимой не бывает. 3) Согласен, Нур-Сити находится слишком далеко. 4) В Европе при входе в аэропорт тоже есть досмотр багажа. На жд вокзалах вроде действительно нет.

    5
    5