Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

1856 просмотров

Актюбинские реки. Расширять, расчищать или не трогать?

В Актобе продолжается скандал из-за расширения русел рек. Проект обошёлся в 6,6 млрд тенге. Подрядчики вырубили деревья, в их числе редкие, занесённые в Красную книгу, засыпали родники. Дачи остались без воды. «Волга и Каспийское море тоже обмелели», – говорит на это автор проекта. Что будут делать с реками дальше? 

Река Бутак недалеко от Актобе. «На дне торчат коряги от вырубленных деревьев, глина, щебень, которыми облагораживали берег, упали в воду. Родники закрыты, 9 садовых коллективов остались без воды», – рассказывают дачники. || Фото из архива «Диапазона» 

Для обсуждения этого вопроса в Актобе приехал проектировщик, главный инженер ТОО «Антарес Платинум» из Алматы Еркин Тажгалиев, гендиректор «Казводхоза» Булат Арыстанбаев. Они встретились с членами сообщества «Актобе, дыши!», «SOS Актобе», председателями дачных коллективов, сообщает "Диапазон" @gazeta_diapazon. На встрече были два замакима области – Амангали Бердалин и Руслан Хамбаров, аким Актобе Асхат Шахаров. О чем они говорили?


Я проиграл три суда




– Проект появился после паводка 2017 года, – сказал Еркин Тажгалиев, автор проекта. – Причина паводка была природного характера. Расход воды был 700 куб./сек., на слиянии Илека и Каргалы под мостом в Кирпичный все было заполнено. При критической ситуации мосты могут не выдержать. Водотоки по рекам в Актобе заужены, водоохранные полосы застроены. Раньше там были дачи, во время паводка никто не жил, сейчас – дома и банные комплексы. 

Проект нужен был для защиты города от техногенной аварии. Выше города два водохранилища, одно объемом 263 млн кубометров, второе – 220 млн кубометров. Сырдарьинское водохранилище, которое прорвало 1 мая, намного меньше, самоизлив произошел только половины чаши, рельеф там равнинный. В Актобе в случае прорыва все будет куда масштабнее. Поэтому для защиты города надо расширить реки.  

Защищать природу – позиция правильная, но на чаше весов безопасность города. Актобе выделили порядка 4 млрд тенге [изначально сообщали, что проект обошелся в 6,6 млрд тенге. – Ред.]. Территориальный орган добился выделения средств после аварии. Кто на себя возьмет ответственность остановить проект? Прокуратура возбудила дело, я три судебные инстанции проиграл, но ошибок в проекте нет. Он прошел вторую экспертизу, комиссия рекомендовала его для дальнейшей реализации с учетом корректировки и минимизации вырубки деревьев. Дноуглубление рек в Актобе невозможно: размыты фундаменты мостов. 

Для использования земснаряда глубина посадки минимум должна быть 1-1,5 м, вся грязевая и песчаная масса вместе с водой будет транспортирована на берег и лесистая зона будет в песке. Этот песок надо вывозить, для плодородного слоя это губительно. 

Для увеличения протока надо расширить русла. На 200 м расширить их невозможно из-за построек, решено провести расчистку на 50 м. 




Открываете родники, поэтому нет воды

– В Актобе волонтеры откапывают родники, но этого делать нельзя, вода испаряется, ее дефицит можно связать с этим, – считает проектировщик. – Она должна оставаться под землей для повышения уровня грунтовых вод. Многие спрашивают: зачем расчищают малые реки? Мы взяли наблюдения «Казгидромета» с 1938 года. Повторяемость паводков раз в 30 лет подтвердилась: они были в 69-м, 93-м, 17-м годах. Здесь 10 степных рек. Это сухие балки, но нет гарантии, что там не будет залпового расхода. 

Мы вместо 200-метровой расчистки сделали 50 метров. Люди просят: и этого не надо. Но тогда зачем вам мост на Южном обходе за 2-3 млрд тенге шириной 400 м? Такие мосты строите, а речку на 50 м расширить не даете. Вся прибрежная зона застроена, перенести это невозможно. На Бутаке уже пошла поросль. Тополь это такое дерево: палку воткнешь – она растет. 

То, что нет воды, не связано с нашим проектом. Зеркало воды распласталось на 50 м, и площадь испарения увеличилась. Волга, Урал, Каспий тоже обмелели.




40 КамАЗов хлама на реке в одном месте

Инженер Александр Мандрыкин высказался против проекта. Он предложил миллиарды пустить на проект по расчистке рек. Зал захлопал. 

– Более 40 участков на реках и притоках захламлены и там затор. Надо все вычистить от сухостоя и мусора. Вблизи слияния Каргалы и Илека за 3 недели мы вывезли 40 КамАЗов мусора! – сказал он.




Встанем стеной, не пустим технику!

– Скажите, кто вел надзор за реализацией проекта? Подрядчики вдоль рек рыли каналы, закапывали туда вырубленные деревья и утрамбовывали вместе с мусором. Речки не очищали, мусор вкатали в берега. Как теперь пройти родникам? А наши реки на 60% родникового происхождения. Реализация проекта сразу отразилась на состоянии рек, – сказала руководитель сообщества «SOS Актобе» Светлана Марчук. – Проектировщик все время задает нам вопрос: зачем строили мост длиной 400 метров? Разве мы его заказывали? 400-метровый мост возвели через реку, ширина которой 1,5 метра! Кто рассчитывал его бюджет? Вы все говорите: а если рванет? Так может, заняться реконструкцией водохранилища? Каргалинское в аварийном состоянии, так направьте средства туда. Вы пытаетесь нам навязать проект, который нам не нужен. То, что сейчас нет воды, вы списываете на природу, но взаимосвязь с проектом есть, и все это понимают. Вы говорите: 2017 год – это история, но не так далеко она ушла. У нас военных преступников и сейчас призывают к ответу. Вы думаете, мы не сможем найти того, кто стал виновником разлива 2017 года? Есть люди, которые серьезно занимаются расследованием этого дела. Есть свидетели, кто видел, что за день до разлива была создана гигантская плотина по течению реки, и не говорите, что это природное явление. Никогда раньше такого не было. Были сезонные подтопления, и все к этому спокойно относились, потому что по берегам было сезонное жилье. Но сейчас в поймах рек ИЖС. Когда прекратят давать на это разрешение? Бедные-несчастные настроили 3-этажные коттеджи с кремлевскими стенами и теперь реки им доставляют дискомфорт. 

В результате гектарами рубят лес, потом приводят статистику о 37 тополях и одной ольхе. Вы говорите, что нас всех волной смоет. Вы лучше подумайте о том, что вы скажете людям, когда через 2-3 года они реально останутся без воды. Мы всех призовем к ответу. Если техника возобновит работы, люди выйдут с детьми, стариками и встанут живой стеной. Вы будете самосвалами двигать эту стену? 




Реки в мусоре

– У нас высохли реки, мы потеряли большое количество деревьев. Илек перешагнуть можно. Деньги, выделенные на проект, надо оставить, очистить реки от топляка, горельника, пластика, но не строительной техникой. Пропускная способность будет высокая, – высказал мнение руководитель сообщества «Актобе, дыши!» Евгений Лазарчук.




Против проекта высказался и старейший геолог Петр Котик. 

– Я говорил проектировщикам, как ведут работы на Бутаке, – сообщил Николай Давыденко [на фото], председатель СК «Автобусник».



– Выкорчевывают деревья, закапывают на дно Бутака и засыпают песком. Я просил оставить родники, показал все автору проекта Еркину Тажгалиеву. У меня есть видеоматериалы, как экскаваторы засыпают Бутак. Сейчас 9 коллективов остались без воды. Кто за это будет отвечать, и когда будет вода? У нас нарастает социальная напряженность. Надо расчистить все, что заложили.  


Дайте воду дачам!

Председатели дачных коллективов жаловались, что у них нет воды, и все связывали это с расширением русел рек.

– Подрядчики загнали около 20 бульдозеров, 40 КамАЗов, загубили родники, бобров, выдр, черепах, нет ни одной лягушки. Все дачники против этого проекта, – высказалась председатель коллектива «Актюбрентген-16» Инна Куберская [на фото]. 



– На глубине 28 метров нет воды, – жаловались дачники. – Бурить у людей денег нет, они без работы. 

 Дачники говорили, что на Каргале проблемы с водой для полива из-за преграды, созданной теплицей. Представитель Жайык-Каспийской бассейновой инспекции сообщил, что дамба незаконная, предприятие уже штрафовали. 

Аким города Асхат Шахаров поручил специалистам выехать на место и разобраться. Что касается проекта, он сказал, что на особом контроле безопасность города.

– Нельзя губить природу, пускать тяжелую технику, но надо думать еще о том, как обезопасить себя от дальнейшей угрозы. Проект будет иметь продолжение, но нам надо найти золотую середину, – сказал Асхат Шахаров. 

Что будут делать с реками дальше, окончательно не решили.





Автор — Альмира АЛИШБАЕВА

Комментарии 1

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.

  • MambetAga

    MambetAga

    Я уже два раза предлагал и еще раз повторю .Река Илек,от моста на Заречный и до самого Актюбинского водохранилища всю занесло песком, а для расчистки ,требуется всего :два *погрузчика* и три больших самосвала.Это для начала,пока углубление не дойдет до воды ,примерно метра два точно можно снять.В огромных количествах этот ПГС можно или продавать или использовать для строительства ,внутри области.Дальше - дело за Земснарядом.Вы,хоть представляете объемы добытого песка???.То,что несет этот пень из Алматы,настоящее вранье и чепуха! Земснаряд -2,который вел работы в 70-е годы,отлично справился ,а уж про то,какие были весенние паводки в прошлом веке у нас,он даже понятия не имеет. Вода хлыстала через мост ,который возле Шыгыса и никаких улиц не заливало. Вся эта вакханалия произошла исключительно по вине бывших Акимов,которым похер наш город.как и этим залетным *спецам?.Они приехали,наср...и и уехали. Господин Шахаров говорит,что объездил все реки,но простого не мог заметить (или не захотел). Если имеется причина,чтобы этот участок не углублять,пусть расскажет,а участок около 10 км.

    10
    0