Главные новости Актобе, Казахстана и мира

242 просмотра

Холокост и Януш Корчак

Генеральная Ассамблея ООН 1 ноября 2005 г. приняла резолюцию № 60/1 в которой постановила дату освобождения Советскими войсками концлагеря «Освенцим» в Германии от фашистов – 27 января, отныне отмечать каждый год как «Международный день памяти жертв Холокоста». Что означает слово «Холокост»?

Термин был взят из Библии и означал с древнегреческого «Сжигание целиком» или «Всесожженный». В широком понимании этот термин означал преследование и массовое уничтожение немецкими фашистами различных этнических и социальных групп людей, как например: цыган, поляков, славян, азиатов, евреев - всех кого фашистская идеология считала людьми второго сорта или людьми неарийского происхождения. Среди всех кого уничтожали фашисты, больше всего пострадали евреи, поэтому преследование и уничтожение евреев во время Второй мировой войны начиная с 1933 по 1945 гг. стали означать словом «Холокост» с большой буквы. История уничтожения евреев напрямую связана с приходом Гитлера к власти в 1933 г. и дальнейшим развитием идеологии фашизма, которая утверждала что «Немцы – это высшая арийская раса, а все остальные расы должны или служить немцам или быть уничтожены». Уже через два года 15 сентября 1935 г. на съезде Национал-социалистической партии в Нюрнберге Гитлер провозгласил два Закона «Закон о гражданах Рейха» и «Закон об охране германской крови и германской чести». Согласно статьям «Закона о гражданах Рейха», гражданином «Рейха» мог быть лишь тот, кто обладал «германской или родственной ей кровью и своим поведением доказывал желание и способность преданно служить германскому народу и рейху». Такая формулировка фактически означала лишение немецкого гражданства множества людей, в первую очередь евреев и цыган. Самое пристальное внимание при создании и исполнении этих законов уделялось евреям. Так, «Закон об охране германской крови и германской чести» среди ряда запретов запрещал как «осквернение расы» брак и внебрачное сожительство между евреями и «гражданами германской или родственной ей крови», наём евреями домашней прислуги из женщин «германской или родственной ей крови» моложе 45 лет, а также вывешивание евреями национального или имперского флага и использование тканей сходной расцветки. Нарушение закона влекло уголовное преследование. А 14 ноября 1935 года были приняты поправки к «Закону о гражданстве Рейха»: «Еврей не может быть гражданином рейха» (!!). Он не имеет права голоса по политическим вопросам; ему запрещено занимать публичную должность. Чиновники-евреи после 31 декабря 1935 г. должны уйти в отставку. Евреем является тот, кто в третьем поколении происходит как минимум от трёх чистокровных евреев — бабушек или дедушек. Лицом с примесью еврейской крови («полукровкой») считается тот, кто в третьем поколении происходит от одного или двух чистокровных евреев — бабушек или дедушек: Этим постановлением были установлены категории евреев и «мишлингов» (нем. Mischlinge) — полукровок, «лиц с примесью еврейской крови», и введено понятие «неариец».

Сразу после всех этих Указов начались преследования евреев как в Германии, так и позже во всех странах, захваченных в ходе Второй мировой войны фашистами. 20 мая 1940 г. был создан первый концентрационный лагерь «Освенцим» для депортации евреев со всей Германии. Впоследствии за время войны было создано до 7 тысяч концлагерей и гетто для евреев. Во всех городах места компактного проживания евреев окружали стеной и колючей проволокой, создавая еврейские гетто, куда переселяли евреев живших в других частях города или поселения. В ноябре 1938 г. в Германии произошел первый погром еврейского населения, означенный фашистами как «Хрустальная ночь», в ходе которой были убиты и покалечены сотни тысяч евреев, сожжены и захвачены их имущество. После захвата Польши в сентябре 1939 г., в Варшаве был создано самое крупное гетто, где проживало полмиллиона евреев, которые впоследствии все были убиты. За указанный период с 1933 по 1945 гг. было уничтожено 6 миллионов евреев в Европе и 12 миллионов евреев на территории бывшего СССР ! (данные «Энциклопедии Холокоста»). По решению Кнессета Израиля, чтобы увековечить память об евреях- жертвах нацизма, в 1953 г. в городе Иерусалиме, на западном склоне горы Герцле был основан Национальный Мемориал Катастрофы и Героизма». «Яд ва-Шем» что в переводе с иврита означает «Память и Имя» «В состав мемориала входят: Музей истории Хлокоста, Детский мемориал, Стена Памяти, Мемориал «вагон для скота», Колонна Героизма, Монумент Еврейским солдатам, Образовательный центр «Международный институт исследования Холокоста», Площадка Варшавского гетто, Площадка Януша Корчака и еще несколько мемориалов. Кто такой Януш Корчак и за что создали отдельную музейную площадку? История его жизни и героического поступка являются легендой.

Памятник Янушу Корчаку и его детям в мемориале «Яд ва-Шем»

В 1878 году в Варшаве в еврейской семье Гольдшмидтов родился мальчик, которого в честь его деда назвали Хиршем. Дедушка мальчика Хирш Гольдшмидт был известным и уважаемым в Варшаве врачом, а отец- Юзеф Гольдшмидт был успешным адвокатом. Родившемуся мальчику дали еще и польское имя – Хенрик. Детство Хенрика Гольдшмидта не было радужным – отношение к евреям в Российской Империи, частью которой являлась на тот момент Польша, было жестоким. Педагогические приемы в русской гимназии не отличались гуманизмом – учителя пороли провинившихся детей, кричали на них, били линейками. Когда Хенрику было 15лет, его отец разорился и впоследствии умер. Став единственным кормильцем семьи, Хенрик стал писать сценарий пьес, занимался репетиторством. Свою первую пьесу под названием «Каким путем?» о сумасшедшем, губящем свою семью написал под псевдонимом «Януш Корчак и выставил на конкурс. С тех пор, под этим именем его рассказы и повести печатались в Варшаве, Кракове, Москве и Петербурге. В 1898г. поступил на медицинский факультет Варшавского университета, который окончил в 1905 году. В том же году Януша Корчака призвали на русско-японскую войну в качестве военного медика. После войны Корчак вернулся в Польшу и с удивлением обнаружил, что здесь его писательская популярность выросла. Тем не менее, он продолжил медицинскую практику. Лишь в 1911 году Януш Корчак принял важнейшее решение – прекратить медицинскую практику и стать директором вновь основанного им «Дома сирот» для еврейских детей. Заниматься еврейскими сиротами Корчак стал неслучайно – в Польше, пропитанной духом антисемитизма, положение именно этих детей было наиболее тяжелым. Благодаря своей известности и популярности, Корчаку удалось привлечь помощь меценатов для строительства своего «Дома». В 1912 году стройка была завершена. Это было уникальное четырехэтажное здание, в котором все устроено для нужд детей, для их воспитания и обучения. Корчак и его соратница Стефания Вильчинская создали свою систему воспитания детей, поставив во главу угла детское самоуправление. В «Доме сирот» Корчак ввёл новаторскую для тех лет систему широкого детского самоуправления, детский товарищеский суд, решения которого были обязательны и для руководства, плебисцит и другие методы самоуправления детей. С началом Первой Мировой войны в 1914 г., Януша Корчака вновь призвали в армию, в качестве военного врача. На этой войне он стал создавать свою знаменитую книгу «Как любить ребенка», вобравшая в себя весь накопленный автором опыт наблюдений за детьми, причем книга эта писалась не в тиши кабинета, а в перерывах между боями. Януш Корчак прошел с армией генерала Самсонова длинный путь и в 1917 году оказался в Киеве. И здесь он, работая врачом в детском приюте для украинских детей, не переставал писать. В 1918 г. смог вернуться в Варшаву, где и издал в1919 году первую часть книги под названием «Ребенок в семье». Год спустя отдельными частями были опубликованы «Интернат. Летние колонии» и «Дом сирот», которые объединил все в одну книгу «Как любить ребенка». После окончания Первой Мировой войны Корчак оказался в рядах армии независимой Польши в качестве майора военного госпиталя в г. Лодзь, перенес тиф, от которого едва не умер, и лишь по окончании советско-польской войны вернулся в свой «Дом сирот». В Варшаве Корчак стал вести радиопередачу о педагогике под псевдонимом «Старый Доктор», издал серию книг посвященных педагогическим вопросам воспитания детей, издал книгу для детей «Король Матиуш первый». К середине 30-х его приют считался успешной новаторской педагогической системой, книги были известны в мире, однако в Польше многие продолжали считать, что еврей не должен учить, как воспитывать детей. С 1926 по 1939 гг. был редактором отдела для детей в еврейской газете «Наше обозрение». 1 сентября 1939 года Германия вторглась в Польшу – началась Вторая Мировая война. Януш Корчак рвался на фронт, но получил отказ по возрасту. Как врач, он спасал раненых во время бомбардировок, его воспитанники тушили на крышах зажигательные бомбы. Когда фашисты вошли в Варшаву, для Януша Корчака началась новая борьба – борьба за жизни своих воспитанников. Для нацистов дети евреев были даже не людьми второго сорта, а отбросами, подлежавшими уничтожению. Речь шла об элементарном выживании детей, поскольку даже продуктов катастрофически не хватало. Одежду дети научились шить сами. Летом 1940 года, в условиях немецкой оккупации, Корчаку удалось невозможное – он вывез детей из Варшавы в летний лагерь, где они могли хоть на время забыть о творящихся вокруг ужасах. Однако осенью того же года фашисты переселили его маленьких воспитанников в Варшавское гетто. Более того, сам Корчак оказался в тюрьме. Смелый, но наивный педагог попытался пожаловаться немецким властям на действия солдат, отобравших при въезде в гетто повозку с картошкой, предназначенную для питания детей. Разгневанные гитлеровцы припомнили ему и то, что он, в нарушение нацистского закона, не носил обязательную для всех евреев повязку с желтой звездой Давида. В тюрьме он провел несколько месяцев, после чего его отпустили в гетто, к его сиротам. Здоровье 62-летнего педагога было сильно подорвано, но он продолжал свою работу, несмотря ни на что. Советские войска, одерживая победу над фашистами, приближались к Варшаве. Немцы начали уничтожать обитателей Варшавского гетто. Страницы дневника, который вел Януш Корчак, запечатлели нарастающий ужас происходящего. Но даже в этих условиях педагог продолжал учить, лечить, воспитывать детей, который фактически уже были обречены. Более того, приют доктора Корчака ставил детские спектакли, что кажется совершенно немыслимым, с учетом того, что его воспитанники от перенесенных страданий и голода еле держались на ногах. В начале августа 1942 г.фашистское командование приказало уничтожить 200 детей приюта Старого доктора. 6 августа 1942 г. после спектакля, стройными шеренгами по 4-человека в ряд, неся над собой зеленое приютское знамя с четырехлистным золотым клевером, воспитанники «Дома сирот» пошли по варшавским улицам к Гданьскому вокзалу, откуда их отвезли в лагерь смерти –концлагерь Треблинка. Маленький Абраша, исполнявший главную роль в спектакле, шел впереди всех, держа за руку «Старого доктора» -Януша Корчака. Этот момент запечатлён в памятнике поставленный в г. Варшаве. Когда детей заводили в вагоны, к Корчаку подошел немецкий офицер и протянув бумагу, сказав: «Вам разрешено остаться, Корчак!», на что Януш Корчак показав руками на детей в вагонах, ответил: «Мое место там, с детьми!» и вошел в вагон. Его секретарь Игорь Неверли будучи поляком не подлежал аресту и мог спокойно заходить и выходить из гетто. Вот что он описал в своих воспоминаниях: «На Белянах сняли для него комнату, приготовили документы. Корчак мог выйти из гетто в любую минуту, хотя бы со мной, когда я пришёл к нему, имея пропуск на два лица — техника и слесаря водопроводно-канализационной сети. Когда я предложил ему покинуть детей и уйти в город, Корчак взглянул на меня так, что я съёжился. Видно было, что он не ждал от меня подобного… Смысл ответа доктора был такой: Ты же не бросишь своего ребёнка в несчастье, болезни, опасности. А тут двести моих детей. Как я могу оставить их одних в газовой камере? И можно ли это всё потом пережить?»

Кенотаф на еврейском кладбище в Варшаве

Старый Доктор не оставил своих воспитанников в самый страшный час их жизни. Януш Корчак, Стефания Вильчинская и все дети из их приюта приняли мученическую смерть в газовой камере «лагеря смерти» Треблинка.                

Януш Корчак навсегда «остался» ( без разрешения нацистов) в памяти людей Земли. В гетто он вел дневник, который был передан его польскому другу, бессменному секретарю своего «Дома сирот» Игорю Неверли.

Но Неверли не считал свою квартиру достаточно надежным местом для хранения столь ценного документа, тем более, что он предвидел преследование нацистов за помощь еврейским детям. Он передал дневник Марине Фальской, возглавлявшей аналогичный дом польских сирот «Наш дом», в котором она укрывала несколько еврейских детей. Сотрудник этого дома Владислав Чихош замуровал рукопись в кирпичной кладке на чердаке. Марина Фальская умерла в 1944 году, в тот самый день, когда фашисты отдали приказ об эвакуации приюта польских детей «Наш дом» в лагерь смерти Треблинка. Сам Игорь Неверли был схвачен нацистами и отправлен в концлагерь, но чудом выжил и в конце войны вернулся в Варшаву. Сотрудница польского «Нашего дома» Мария Подвысоцкая возвратила ему рукопись Януша Корчака. Именно И. Неверли мир обязан первой публикацией «Дневника» в Польше в 1958 году, а также многим предисловиям и комментариям, в которых запечатлены эпизоды из жизни Януша Корчака и его высказывания.

Подвиг Януша Корчака, добровольно пошедшего на смерть в газовой камере, только для того, чтобы его 200 детей не боялись смерти, является всемирным уникальным примером героизма и высокого духа педагога-мыслителя! Корчаку принадлежит также свыше 20 книг о воспитании (главные из них — «Как любить ребёнка», 1919, и «Право ребёнка на уважение», 1929). Его повести для взрослых и детей «Дети улицы» (1901), «Дитя гостиной» (1906), «Моськи, Иоськи и Срули» (1910; в русском переводе — «Лето в Михалувке», 1961), «Король Матиуш Первый» (1923) и другие; новеллы, беседы, статьи и дневник 1942 г. вводят читателя в сложный мир детской психологии, содержат наблюдения над жизнью Польши 1900—1942 гг., отражают богатый опыт врача и педагога. Педагогическое наследие Януша Корчака имеет общемировое значение, а его каноны воспитания детей можно было бы внедрить и у нас в Казахстане. Но, увы! Ни одно произведение Корчака не переведено на казахский язык. Лишь один из авторов этой статьи, А. Коптлеу в учебнике для медколледжей «Педиатриядағы медбике ісі» в 2016 г. вставил краткое описание жизни и подвига Януша Корчака, как педиатра и педагога на казахском языке. Теперь хотя бы студенты медколледжей всех областей Казахстана будут знать об ужасах «Холокоста» и подвиге польского еврея - врача и педагога. Чтобы они в своей будущей работе относились с добротой, милосердием к детям, выработали иммунитет к фашизму и национализму. Во время Второй мировой войны, евреи внесли громадный вклад в победу над немецким фашизмом. Достаточно сказать что, евреи занимают четвертое место по количеству Героев советского Союза – после России, Украины и Белоруссии. В день 60-й годовщины освобождения Освенцима Европарламент принял резолюцию, осуждающую «Холокост» «Сотни тысяч евреев, цыган, поляков и узников других национальностей были убиты в Освенциме и память об этих событиях важна не только как напоминание и осуждение преступлений нацистов, но также в качестве назидания об опасности преследования людей на основе расы, этнического происхождения, религии, политических взглядов или сексуальной ориентации». «Холокост» и эта резолюция Европарламента должны стать предостережением для националистов всех народов.

Празднование 75-летия Победы над фашизмом 9 мая этого года будет хорошим напоминанием тем, у кого короткая память.                                                                                                                

27 января в «Международный День памяти жертв Холокоста» давайте же преклоним мысленно колени и, склонив голову, отдадим дань всем жертвам и героям той войны и в их числе – Янушу Корчаку, пошедшего на смерть ради 200 детей!

Алмас Коптлеу, детский врач, детский хирург, пенсионер.                   

З.К. Смагулова, педагог-филолог, бывшая заведующая начальной школы Бородулихинского района, Семипалатинской обл. 

Комментарии 0

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.

Новости по теме