Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

24426 просмотров

Не дыши, мутантом станешь!

Актобе попал в четвёрку самых грязных городов страны. За год нефтяники сожгли на факелах более 700 миллионов кубометров попутного газа.

Актобе попал в четвёрку самых грязных городов страны. За год нефтяники сожгли на факелах более 700 миллионов кубометров попутного газа. А содержание бора в реке Илек превышает допустимые пределы в 27 раз. Проблемы экологии с представителями шести областей страны обсудил в Актобе председатель комитета экологического регулирования.

Который год экологи добиваются утилизации попутного газа при добыче неф­ти. Однако сроки запуска заводов постоянно отодвигаются.  

– За 2009 год нефтяные компании сожгли около 700 миллионов кубометров газа, – говорит начальник ГУ «Тобыл-Торгайский департамент экологии» Акыл­бек Дадин. – Более 90% из них приходится на долю АО «СНПС – Актобемунайгаз» и «Казахойл Актобе». АО «СНПС – Актобемунайгаз» готово полностью утилизировать попутный неф­тяной газ только в 2012 году, а «Казахойл Актобе» – с середины 2011 года.

На сайте Министерства охраны окружающей среды www.eco.gov.kz вывешена информация об экологических платежах и затратах на природоохранные мероприятия. Так, в Актюбинской области за загрязнение природы в бюджет в 2009 году поступила самая большая сумма в стране – свыше 18 миллиардов тенге. Однако только 8% из этих денег направили на восстановление экологических потерь [см. таблицу]. В то же время в Восточно-Казахстанской области, Астане и Алматы находят деньги на охрану природы. И даже больше, чем перечисляют предприятия за загрязнение воздуха, почвы и воды. Может быть, в Актюбинской области нет экологических проблем? По отчету министерства, Актобе находится в четверке самых грязных городов страны [см. таблицу]. И хотя за последние 3 года выбросы в атмосферу нашей области сократились, концентрация формальдегида в городе превышает предельно допустимую до 3 раз. Актюбинцам не только дышать опасно, нам опасно ловить рыбу и поливать из Илека огороды. По данным министерства, в реке Илек содержание бора превышает предельную концентрацию более чем в 27 раз, хрома – более чем в 3 раза. По классу загрязнения Илек опустился на пятый уровень из семи возможных. И с каждым годом река становится все грязнее.

– В пригородах Актобе систематически нарушается режим водоохранных зон, – считает директор ОО «Элит Агро» Марина Цыганкова. – Приватизируют земли вдоль реки Илек, идет их нецелевое использование. Вдоль Каргалы по­ставили бетонные ограждения, отрезав население Благодарного сельского округа от излюбленных мест отдыха. Злободневной остается проблема сжигания бытового мусора, так как в области нет предприятий по переработке отходов. Сжигание попутного газа на факелах загрязняет весь воздушный бассейн региона и ведет к изменению климата. Засуха последних двух лет и малоснежные зимы тому подтверждение. По программе «Питьевые воды» в ауле им. Нокина провели реконструкцию водовода. В этом году распределительный коллектор промерз, колонки замерзли, так как располагались близко к поверхности земли. Можно сделать вывод о неэффективном использовании бюджетных средств. Нужно обеспечить реальное участие общественности в принятии градостроительных решений. Не допускать сокращения территории парков, скверов, водоохранных зон и лесов. Наказывать за такие факты и добиваться от нарушителей восстановления. Услуги негосудар­ственной экологической экспертизы стоят очень дорого, горожане не могут себе ее позволить и вынуждены ограничиваться только информацией от предприятий -загрязнителей. Это не позволяет составить объективную картину загрязнения окружающей среды.

Картину состояния экологии в Актобе нельзя назвать объективной, так как из 23 необходимых постов «Казгидромета», который проводит пробы и делает анализы, сейчас работают… три. Аналогичные проблемы в других областях страны.

– Все знают, что в Кызылорде и Экибастузе работает очень много загрязняющих атмосферу предприятий, а по нашим данным, там чуть ли не Мальдивы, – говорит заместитель гендиректора РГП «Казгидромет» Анаргуль Калелова. – Почему? В этих городах очень мало метеостанций.

– Решить вопрос функционирования постов «Казгидромета» очень важно, – убежден почётный геологоразведчик РК, дей­ствительный член Уральской академии геологических наук Ефим Книжник. – Впервые в Казахстане в поселке Иргиз еще в 1848 году открыли метеостанцию. До конца 90-х годов 19 столетия на территории Актюбинской области было порядка 20 метеостанций. В тяжелейшем 1942 году приказом верховного главнокомандующего в крупных воинских подразделениях СССР ввели метеослужбы, настолько важен этот вопрос. Я считаю, что в планах министерства надо во что бы то ни стало предусмотреть создание как передвижных, так и стационарных пунктов «Казгидромета». 

– Если бы 18 миллиардов, которые предприятия Актюбинской области перечислили за загрязнение окружающей среды, направили на природоохранные мероприятия, тогда отпал бы вопрос организации постов «Казгидромета», – говорит председатель комитета экологического регулирования и контроля Сагынбек Муташев. – Это единственно правильный способ распоряжаться деньгами. В Алматы имеется сортировочная станция, где вручную отделяют мусор, который можно переработать. Остальное прессуют и вывозят на полигон. Аналогичную станцию планируют построить в Астане. Сказать, что сегодня переработка ТБО – это бизнес, не совсем правильно. В стране накопилось более 20 миллиардов отходов. Из них около 5 миллиардов – ядовитые. На средства программы «Жасыл – Даму» можно собрать мусороперерабатывающие заводы в Казахстане и раздать их по областям. 
Проблему ликвидации исторических загрязнений региона хромом и бором подняли общественники.

– Взял человек тендер, разработал проект, кинул его на стол, он пылится, – убежден руководитель ОО «Актюбинский эколог» Арыстан Сарсенов. – Все, деньги ушли. А что сделано – никому не известно. Нужно публиковать в газетах результаты этих работ. К примеру, загрязненную бором воду возле Алги собираются очищать до такой степени, чтобы поить ею потом жителей райцентра. Но ведь вода после очистки станет золотой по цене, в этом нет экономической выгоды…  

– По шестивалентному хрому на период 2010-2012 годов постановлением от декабря 2009 года решено выделить 5 миллиардов тенге, – говорит начальник управления природных ресурсов и регулирования природопользования Актюбинской области Жаксыгали Иманкулов. – На 2010 год выделят 1,5 миллиарда тенге на проведение работ по ликвидации шестивалентного хрома. Когда мы избавимся от исторических загрязнений? В США и Индии, где имеется загрязнение подземных вод шестивалентным хромом, эта работа длится десятилетиями. Вторым этапом были опытно-экспериментальные работы и технико-экономическое обоснование по очистке Илека от бора. Сейчас мы проходим согласования. В 2011 году рассмотрят возможности финансирования очистки Илека от бора. Для меня самое главное, чтобы был эффект от работы. Вполне возможно, что очищенную воду будут использовать для производ­ственных и технических целей.

В завершение совещания почётный геологоразведчик РК Ефим Книжник предложил: 

– Когда-то был плакат: «А ты записался добровольцем?». Я считаю, что нужно напечатать плакат, где фигура эколога-интеллигента Марины Цыганковой, Акыл­бека Дадина или Жаксылыка Иманкулова вопрошала бы: «А что ты сделал в защиту окружающей среды?» Давайте сделаем такой билборд!

Творческую инициативу проявил советник начальника Тобыл-Торгай­ского управления экологии Жасулан Бекмухамбетов. За последние четыре года после выхода на пенсию он перечитал классиков и собирал их высказывания на тему охраны окружающей среды. Получился сборник афоризмов, стихов и цитат на 52 страницы под названием «Сила и таинство природы. В мире мудрых мыслей». Теперь сборник распространяют по учебным заведениям, пропагандируя любовь к природе.

Таким образом, пока в Актюбинской области на восстановление рек, лесов и полей идет мизер средств, хотя загрязнители отчисляют миллиарды. Реальную картину загрязнения окружающей среды никто не знает – метеорологических постов в 8 раз меньше, чем положено. Экологам остается заниматься пропагандой мудрых мыслей классиков о бережном отношении к природе.    

Травимся и нищаем

Сожженного в 2009 году на факелах нефтяного попутного газа могло хватить АО «Актобе-ТЭЦ» для снабжения города отоплением и горячей водой в течение полутора лет.

Платежи за загрязнение окружающей среды на 1.01.2010 года [млн тенге]

Название области, города Платежи за загрязнение окружающей среды Профинансировали  природоохранные мероприятия
Акмолинская  999,2 370,4
Актюбинская 18 103,2 1 454,4
Алматинская  786,8 478,8
Атырауская 5 037,6 2 111,2
ВКО  2 271,2 3 581,2
Жамбылская 521,9 89,3
ЗКО 15 442,9 228,5
Карагандинская  9 583,9 490,1
Костанайская  3 713,7 1 944,5
Кызылординская  17 007,7 2 837,6
Мангистауская  4 845,2  3 086,8
Павлодарская  4 435,8 212,0
СКО  665,6 54,6
ЮКО  512,7 231,8
г. Астана 880,0 1 652,0
г. Алматы 449,4 4 995,5
Итого 85 256,8 23 818,7

инфографика

Татьяна Токарь

Автор — nata

Комментарии 1

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.

  • Aoifes

    Aoifes

    Зимой к счастью еще дышать можно, но с приходом лета все - туши свет. По слухам, помимо мусорного полигона, атмосферу портит водочный завод, который сбрасывает остатки процесса прямо в сточную яму рядом. Как бы то ни было, но запах, идущий из района промзоны, напоминает горящую помойку,иногда что-то сгнившее,так что в горле начинат першить, жуть просто...С другой стороны, с каждым годом на дорогах становиться все больше машин, новые развязки практически не строятся. Почему бы, например, не ввести дополнительный налог на пользование дорогами в городе?К сожалению, кроме отдельных публикаций и заявлений официальных лиц, ничего конкретного не делается.Заводы и помойки продолжают дымить, количество авто увеличиваться и, по всей вероятности, и сами граждане уже смирились и перестали обращать внимание на состояние окружающей среды. Может потому что мало кто верит, что возможно что-либо изменить (у нас же все перемены сверху), а значит - нужно успокоиться и принять как данность, что мы живем

    0
    0