• 5295 просмотров
Женщины на войне: правда, о которой не принято говорить
Воспоминания женщин-ветеранов из книги Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо» – одной из самых знаменитых книг о Великой Отечественной, где война впервые показана глазами женщины.
«Один раз ночью разведку боем на участке нашего полка вела целая рота. К рассвету она отошла, а с нейтральной полосы послышался стон. Остался раненый. «Не ходи, убьют, – не пускали меня бойцы, – видишь, уже светает». Не послушалась, поползла. Нашла раненого, тащила его восемь часов, привязав ремнем за руку. Приволокла живого. Командир узнал, объявил сгоряча пять суток ареста за самовольную отлучку. А заместитель командира полка отреагировал по-другому: «Заслуживает награды». В 19 лет у меня была медаль «За отвагу». В 19 лет поседела. В 19 лет в последнем бою были прострелены оба легких, вторая пуля прошла между двух позвонков. Парализовало ноги… И меня посчитали убитой… В 19 лет… У меня внучка сейчас такая. Смотрю на нее – и не верю. Дитя!»
«И когда он появился третий раз, это же одно мгновенье – то появится, то скроется, – я решила стрелять. Решилась и вдруг такая мысль мелькнула: это же человек, хоть он враг, но человек, и у меня как-то начали дрожать руки, по всему телу пошла дрожь, озноб. Какой-то страх… Ко мне иногда во сне и сейчас возвращается это ощущение… После фанерных мишеней стрелять в живого человека было трудно. Я же его вижу в оптический прицел, хорошо вижу. Как будто он близко… И внутри у меня что-то противится… Что-то не дает, не могу решиться. Но я взяла себя в руки, нажала спусковой крючок… Не сразу у нас получилось. Не женское это дело – ненавидеть и убивать. Не наше… Надо было себя убеждать. Уговаривать…»
«И девчонки рвались на фронт добровольно, а трус сам воевать не пойдет. Это были сме лые, необыкновенные девчонки. Есть статистика: потери среди медиков переднего края занимали второе место после потерь в стрелковых батальонах. В пехоте. Что такое, например, вытащить раненого с поля боя? Мы поднялись в атаку, а нас давай косить из пулемета. И батальона не стало. Все лежали. Они не были все убиты, много раненых. Немцы бьют, огня не прекращают. Совсем неожиданно для всех из траншеи выскакивает сначала одна девчонка, потом – вторая, третья… Они стали перевязывать и оттаскивать раненых, даже нем цы на какое-то время онемели от изумления. К часам десяти вечера все девчонки были тяжело ранены, а каждая спасла максимум два-три человека. Награждали их скупо, в начале войны наградами не разбрасывались. Вытащить раненого надо было вместе с его личным оружием. Первый вопрос в медсанбате: где оружие? В начале войны его не хватало. Винтовку, автомат, пулемет – это тоже надо было тащить. В сорок первом был издан приказ №281 о представлении к награждению за спасение жизни солдат: за 15 тяжелораненых, вынесенных с поля боя вместе с личным оружием, – медаль «За боевые заслуги», за спасение 25 человек – орден Красной Звезды, за спасение сорока – орден Красного Знамени, за спасение восьмидесяти – орден Ленина. А я вам описал, что значило спасти в бою хотя бы одного… Из-под пуль…»
«Что в наших душах творилось, таких людей, какими мы были тогда, наверное, больше никогда не будет. Никогда! Таких наивных и таких искренних. С такой верой! Когда знамя получил наш командир полка и дал команду: «Полк, под знамя! На колени!», все мы почувствовали себя счастливыми. Стоим и плачем, у каждой слезы на глазах. Вы сейчас не поверите, у меня от этого потрясения весь мой организм напрягся, моя болезнь, а я заболела «куриной слепотой», это у меня от недоедания, от нервного переутомления случилось, так вот, моя куриная слепота прошла. Понимаете, я на другой день была здорова, я выздоровела, вот через такое потрясение всей души…»
«Меня ураганной волной отбросило к кирпичной стене. Потеряла сознание… Когда пришла в себя, был уже вечер. Подняла голову, попробовала сжать пальцы – вроде двигаются, еле-еле продрала левый глаз и пошла в отделение, вся в крови. В коридоре встречаю нашу старшую сестру, она не узнала меня, спросила: «Кто вы? Откуда?» Подошла ближе, ахнула и говорит: «Где тебя так долго носило, Ксеня? Раненые голод ные, а тебя нет». Быстро перевязали голову, левую руку выше локтя и я пошла получать ужин. В глазах темнело, пот лился градом. Стала раздавать ужин, упала. Привели в сознание и только слышится: «Скорей! Быстрей!» И опять – «Скорей! Быстрей!» Через несколько дней у меня еще брали для тяжелораненых кровь».
«Мы же молоденькие совсем на фронт пошли. Девочки. Я за войну даже подросла. Мама дома померила… Я подросла на десять сантиметров…»
«У нашей матери не было сыновей… А когда Сталинград был осажден, добровольно пошли на фронт. Все вместе. Вся семья: мама и пять дочерей, а отец к этому времени уже воевал…»
«Меня мобилизовали, я была врач. Я уехала с чувством долга. А мой папа был счастлив, что дочь на фронте. Защищает Родину. Папа шел в военкомат рано утром. Он шел получать мой аттестат и шел рано утром специально, чтобы все в деревне видели, что дочь у него на фронте…»
«Помню, отпустили меня в увольнение. Прежде чем пойти к тете, я зашла в магазин. До войны страшно любила конфеты. Говорю:
– Дайте мне конфет.
Продавщица смотрит на меня, как на сумасшедшую. Я не понимала: что такое – карточ ки, что такое – блокада? Все люди в очереди повернулись ко мне, а у меня винтовка больше, чем я. Когда нам их выдали, я посмотрела и думаю: «Когда я дорасту до этой винтовки?» И все вдруг стали просить, вся очередь:
– Дайте ей конфет. Вырежьте у нас талоны.
И мне дали».
«Уезжала я на фронт материалисткой. Атеисткой. Хорошей советской школьницей уехала, которую хорошо учили. А там… Там я стала молиться… Я всегда молилась перед боем, читала свои молитвы. Слова простые… Мои слова… Смысл один: чтобы я вернулась к маме и папе. Настоящих молитв я не знала и не читала Библию. Никто не видел, как я молилась. Я – тайно. Украдкой молилась. Осторожно. Потому что… Мы были тогда другие, тогда жили другие люди. Вы понимаете?»
«Первая медаль «За отвагу»… Начался бой. Огонь шквальный. Солдаты залегли. Команда: «Вперед! За Родину!», а они лежат. Опять команда, опять лежат. Я сняла шапку, чтобы видели: девчонка поднялась… И они все встали, и мы пошли в бой…»
-
Сотни казахстанцев загнали в долговую ловушку
-
Новый мост в Кирпичном откроют в ближайшее время
-
Пенсионер с внуком утонули в машине в Актюбинской области
-
Горячей воды не будет в Актобе с 26 по 27 июня
-
Народный репортёр. Перекопали дорогу, недоделали и бросили работать
-
Народный репортер. Сняли нормальный асфальт и два года ничего не делают
-
Полицейским вручили ключи от служебных машин
-
Народный репортёр. Опять многочасовые пробки на границе
-
Жалгас Жумагулов вошел в историю европейского ММА
-
Бабушка болеет, но дети забирать её не хотят. Совет юриста
-
Токаев реорганизовал Антикор
Дырявый бюджет сырьевой республики, в котором за тридцать лет лицемерно вранья собственному народу не было введено в строй ни одной действующего промышленного завода, перерабатывающей фабрики... -
Народный репортер. В Бестамаке вдоль дороги появился шумоизоляционный экран
Грамотное и мудрое решение. Безопасность где-попало перебегающих жителей, выскакивающих на главную оживлённую трасса несмышлёных детей, и случайно забредших домашних животных - ОБЕСПЕЧЕНА!!! -
ФК «Актобе» наказали из-за болельщиков
Из-за нервной истерии взяточников из федерации, накажут клуб за действия третьих лиц. Только по какому праву федерация берёт на себя полномочия государственной власти? Как взятки... -
Новый сквер строят в 11 микрорайоне
МОЛОДЦЫ !!! Но всё-равно найдутся варвары, которые обгадят, сломают и разрушат -
Трудовые книжки. Нужны ли они в Казахстане
Ловко придумали в министерстве труда и социальной защиты населения: Молодой человек наслушавшись бредней от их ведомства, наивно идёт регистрировать свой трудовой Контракт. После чего, министерство... -
После войны герои ВОВ улучшали жизнь в мирное время
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ПАВШИМ В БОЯХ ЗА СВОБОДУ СССР... -
Снизят ли пороги для досрочного снятия пенсионных накоплений
Огласите народу свою зарплату, уважаемая Светлана Жакупова ах ,да ваши миль"ены и наши копейки дают в среднем хороший результат,спасибо большое что Вы Обеспечиваете нам достойную... -
Еще один поезд будет ходить из Актобе в Астану
Когда-же наконец уберут горе-поезд "Тальго", созданный для лилипутов китаёзии? И когда ПОДЕШЕВЕЮТ билеты на полное отсутствие комфорта? Мы же платим только за перемещение пассажиров -
Народный репортер. Автобус сломался, пришлось ловить попутку
Обл.Управление автомобильных перевозок ОБЯЗАНО было заложить в Контракт с прикормленным ими Перевозчиком пункт обязательного резервного автобуса. Но кому это надо? -
Экс-министр обороны Казахстана получил новую должность
Будет делать все, что ему прикажут... Нет сомнений.
Комментарии 0