Беженцы из Сирии просят убежища в Казахстане
Семья с пятью детьми из Сирии просит официального убежища в Казахстане.
Семья с пятью детьми из Сирии просит официального убежища в Казахстане, сообщает Первый канал «Евразия».
Четыре года на их головы сыпались бомбы. Семья чудом добралась из Сирии до Казахстана. Мать - гражданка нашей страны, а вот отец и пятеро детей - с сирийскими документами. В любой момент им грозит депортация на родину, где после бомбежек не осталось дома. Казахстанской суд отказал членам этой семьи в статусе беженцев.
Пара встретилась в Казахстане, поженились в Сирии. Они уже 20 лет вместе. Сандугаш узнала, что такое война, в 2011 году, когда стали бомбить сначала большие города, а потом и села. Самолеты летали так низко, что потоком воздуха сбивали с ног. Убитые и раненные оставались лежать на улицах. Кроме страха других чувств не было, говорит Сандугаш.
Сандугаш Райсова-Алезалдин, гражданка Казахстана:
- Я боялась выйти на улицу, за детей боялась. После очередного налета мой младший перестал говорить и плакать - просто молчал. Мысль одна была - бежать домой, но мы попали в окружение. То террористы придут, то правительственные войска наступают - и стрельба, постоянная стрельба.
Рядом с домом вырыли бомбоубежище, там и спасались. Во время очередного артобстрела, под землей, без врача, Сандугаш родила своего шестого ребенка. Малыш умер. А семья решила твердо любой ценой пересечь границу Турции и попасть в Казахстан. Помог консул. Новый страх, которым живут теперь и взрослые, и дети - угроза депортации.
Ясер Алезалдин, гражданин Сирии:
- От меня требуют всевозможные справки. Я не могу съездить туда, моего города больше нет, у меня родители живут в палатке - дом разбомбили. У нас нет возможности что-то доказать. И денег у нас нет, чтобы получить вид на жительство - мы бежали, в чем были, лишь бы выжить.
Скоро три года, как семья находится в Казахстане. Не свои, не совсем чужие, не гости - они сами не знают, кто они. Их не преследовали по политическим убеждениям, по национальному признаку. Просто бомбили.
Жанатай Сембеков, руководитель пресс-службы ДВД Карагандинской области:
- Заявитель отрицает факт преследования в Сирии по какому-либо из перечисленных признаков. Решением комиссии и решением суда отказано ему и его детям в присвоении статуса беженцев.
Денис Дживага, заместитель директора Казахстанского международного бюро по правам человека:
- Даже сама Конвенция о статусе беженцев - она не предусматривает такой момент, что человеку, убежавшему от войны, обязательно должны дать статус беженца. Проще, если бы государство, исходя из гуманитарных причин, дало бы им статус беженца, который они каждый год продляли. По крайней мере, это статус беженца, который конвенционный, который выдан государством позволял бы им здесь легально находиться, заниматься той же трудовой деятельностью.
Конвенция о статусе беженцев была принята еще в 1951 году. Это свод общих правил. Если четко следовать букве закона, отец и дети Алезалдин- нелегалы. Но от того, как трактовать эту конкретную ситуацию, зависит сразу семь человеческих судеб.
Комментарии 1