Байки о продаже органов рассказывают некомпетентные люди - трансплантолог Гани Куттымуратов
3 600 больных в Казахстане ждут трансплантации. Живых доноров у них нет. Спасти их может только пересадка от умершего.
На фото: Июнь 2017 года. В больнице Актобе идет 3Д-операция по пересадке печени. Часть органа для трансплантации у донора изымают через небольшой разрез. || Фото АОБ
3 600 больных в Казахстане ждут трансплантации. Живых доноров у них нет. Спасти их может только пересадка от умершего.
Операции по пересадке органов в нашей области проводят с ноября 2014 года. За это время больным, которые не могли жить без аппарата искусственной почки, провели 29 пересадок. Из них шестерым – от трупных доноров. Каждая операция по пересадке почки обходится государству в 3,5 млн тенге, пересадка печени стоит еще дороже. В областной больнице печень пересадили уже 9 больным. Все пересадки были от живых доноров. Донорам печени операции проводят лапароскопические, по технологии 3Д. Такие операции не делают нигде в СНГ. Метод нашим хирургам передал профессор Ли из Сеула, который сотрудничает с областной больницей.
Получается, у нас есть средства на суперсовременные, дорогостоящие операции (я помню времена, когда для этого люди брали кредиты, ходили по предприятиям, просили деньги, ездили на операцию за рубеж), есть современное оборудование, продвинутые трансплантологи, новые технологии, но 8 лет не хватило, чтобы наладить оформление согласий и отказов от донорства органов после смерти. Да и сами люди мало об этом знают. В результате непонимание, обиды, иски в суд, а больные в очереди на органы теряют надежду на спасение. Почему возникла такая ситуация?
ОТВЕТ: Гани Куттымуратов, главный специалист-трансплантолог ННЦ онкологии и трансплантологии [на фото]:
– У нас действует презумпция согласия. При констатации смерти мозга и положительном решении комиссии вопроса об изъятии органов врачи не обязаны искать родственников, чтобы сообщить об изъятии. Презумпция согласия действует в ряде европейских стран и стран СНГ, например Белоруссии. Почему Белоруссия и лидирует в развитии трупной трансплантации. В Австрии действует презумпция абсолютного согласия, т.е., если наступила смерть мозга, абсолютно все доноры.
У нас пока несовершенна база регистрации граждан о донорстве после смерти. Хотя в 2015 году вышел приказ минздрава об этом, есть постановление акиматов о проведении регистрации в поликлиниках. Поликлиника должна отправить волеизъявление гражданина в единую базу правительства. Но, к сожалению, такой базы пока нет. Регистрация остается на уровне поликлиник, да и они не все об этом осведомлены: акиматы не проработали этот вопрос.
И самое главное. У населения нет достаточной информации. Если бы государство проводило регулярную пропаганду донорства, распространяло информационные листы, плакаты, видеоролики, было бы проще.
Актюбинские доктора все делали правильно. Прижизненного отказа у покойного не было, консилиум врачей дал на изъятие свое согласие. Вопрос стоял о спасении жизни больных
Ожидающих органы в Казахстане около 3600 человек. У них нет живого донора и каждый день они ждут, когда появится трупный.
Байки о том, что донора с бьющимся сердцем намеренно вскрывают, продают органы богатому пациенту или отправляют за рубеж – высказывания некомпетентных людей.
Смерть мозга констатирует консилиум врачей, не участвующих в трансплантологии. Выходить донора, провести органопротекцию – кропотливый труд реаниматологов, которые не получают за это дополнительную оплату. За рубежом за выявление донора реаниматологи получают надбавку.
Продать органы кому-либо нереально. Трансплантация органов проводится пациенту, совместимому с донором по группе крови, иммунологическому типированию. В листе ожидания стоят совсем не богатые люди. Люди с большими деньгами всегда найдут органы за рубежом. От нас туда отправить орган невозможно. У каждого органа есть свой лимит времени. Почки нельзя хранить более 24 часов, печень – более 10 часов.
Ста. 169. п.10. Ткани и органы могут быть изъяты у трупа для трансплантации, если имеются бесспорные доказательства факта смерти, зафиксированного консилиумом. Заключение о смерти дается на основе констатации биологической смерти или необратимой гибели головного мозга (смерти мозга) в порядке, определяемом уполномоченным органом.
Кодекс РК о здоровье и системе здравоохранения
Комментарии 25