Главные новости Актобе, Казахстана и мира

6 просмотров

Полигоном Эмба-5 интересуются техносталкеры со всего мира

После выхода книжной серии «S.T.A.L.K.E.R» рассекреченный ракетный полигон возле города Жем стал очень популярен у фанатов этой книги. Для любителей побывать на заброшенном военном объекте или, как они сами себя называют, техносталкеров Эмба-5 стала заветной, но трудноосуществимой мечтой.

На фото: Полигон Эмба создан в 1960 году. Здесь прошли испытания ракетных комплексов «Круг», «Куб», «Бук», «Тор», «Оса», «С-300В», «Тунгуска». В 1999 году полигон Эмба ликвидирован, он превратился в заброшенную зону. || Фото автора

После выхода книжной серии «S.T.A.L.K.E.R» рассекреченный ракетный полигон возле города Жем стал очень популярен у фанатов этой книги. Для любителей побывать на заброшенном военном объекте или, как они сами себя называют, техносталкеров Эмба-5 стала заветной, но трудноосуществимой мечтой.

В отличие от Чернобыльской зоны отчуждения, куда уже ходят экскурсионные автобусы, полигон Эмба-5 интересен еще и степным колоритом, и особой загадочностью, ведь вся информация о нем рассекретилась всего лет 5 назад. Но добраться туда сложно даже актюбинцам.

Путь к Эмбе-5 – отдельное приключение. Негласное правило техносталкеров «быстрый путь – самый опасный» работало тут в полной мере. Километров через 30 после Кандыагаша началась кошмарная дорога, вся в ямах и колдобинах. Велико было искушение съехать с трассы и помчаться по параллельной проселочной дороге, но бывалые водители предупреждали, что этого делать не стоит. Здесь полно «пыльных ловушек» – это когда покрытая дорожной пылью глубокая яма кажется ровной дорогой. Въехать в такую с разгона опасно даже для джипов. Проверять, правда это или нет, не хотелось, тем более редкие местные на обочину не сворачивали, зато лихо неслись на хлипких машинах, объезжая каждую ямку.

Житель города Жем Ахмет охотно завязал разговор. За несколько минут беседы он успел поведать обо всем: сколько у него детей, где он работал, даже свой дом показал издалека, но когда я спросил о военном полигоне, насторожился:

– А ты точно из газеты? – строго спросил он, изучая журналистское удостоверение. И только после этого указал дорогу и вспомнил, какие именно ракеты тут хранились.

Дорога к военному аэропорту оказалась жутковатой. Бесконечные руины, остатки колючей проволоки, стены колонии строгого режима. И всюду нагоняющие паранойю таблички: «Запретная зона!», «Стой!», «Предъяви пропуск!», «Опасно для жизни!».

Особенно колоритно тут выглядела еще действующая войсковая часть с радарами и бункерами, но, к сожалению, фотографировать тут запрещено в радиусе 2 километров.

И вот наконец сам аэродром. Его начали строить в 60-е. Тогда он был настоящим техническим чудом. Приспособленный ко всем видам самолетов, оснащенный самой современной кибернетикой. Сейчас от этого великолепия остались только развалины.

Среди руин можно отыскать непонятные двери, люки, неизвестно куда ведущие коридоры. Все это засыпано землей и завалено кирпичами, так что без специального снаряжения и инструмента не заберешься. Когда отсюда уходили военные, то в заброшенном здании оставалось много интересных вещей и аппаратуры. Сейчас все это стало добычей охотников за металлом из Жема и Эмбы. Тем не менее любопытные находки все-таки попадались. Лужицы непонятной жидкости, похожей на мазут, но совсем с другим запахом, советская микросхема размером с поднос, непонятные детали от непонятных устройств, какие-то емкости для химреактивов. Одна из комнат была завалена пластиковыми лентами. И вообще, по этим лабиринтам можно ходить бесконечно, отыскивая все новые и новые диковинки, которые тех­носталкеры называют «хабаром».

Любопытно, что люди тут хоть и бывают, но редко. До Жема отсюда около 3 километров, но почему-то не видно ни окурков, ни бутылок, ни прочего мусора. Разве что попадаются кострища, на которых охотники за цветметом обжигали изоляцию с ворованных кабелей. И на стенах почему-то нет ни одной надписи, а хорошие кирпичи валяются тут без дела.

Спутниковый навигатор у аэродрома показывал только белый экран. Будто этого места и не существует на Земле.

Предназначался полигон для создания, испытания и внедрения новейших образцов военной техники. || Фото автора

Техносталкинг (индустриальный туризм) — исследование территорий, зданий и инженерных сооружений специального назначения, а также любых заброшенных сооружений с целью эстетического удовольствия.

Автор — Владислав КОЖУХАРЬ

Новости по теме

Комментарии 7

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.

  • Panzer

    Panzer

    "которые тех­носталкеры называют «хабаром»." првильнее наверно сказать "хабром"? хотя можно и так сказать .Сленговое словечко восходит к "Сталкеру" Тарковского, а оттуда - к роману "Пикник на обочине" братьев Стругацких. Так диггеры, сталкеры и прочие ходящие по всяким заброшенным местам называют вещи, в подобных местах подобранные нахаляву:)

    0+
  • Красава

    Красава

    Неполная какая то статья. Вроде как реклама.

    0+
  • Красава

    Красава

    Они ищут, а вдруг ракетный комплекс под землей остался. ))))

    0+
  • taxsist2

    taxsist2

    дорога,как дорога)) в день по нескольку раз ездят некоторые товарищи, городок развалился давно, сейчас там тюрьма, железку СНРС построили на Жанажол и дорога старая на 21 площадку осталась, как дорога на Казахойл. Площадки эти до Каспия,сейчас нет нет браконьерами только используются,а так степи у нас бескрайний че там "сталкерам" делать,тем более со всего мира нех их туда пускать...

    0+
  • taxsist2

    taxsist2

    забрали весь цвет мет давно Влад, это было в 1993-1995 года и сами военные продавали карты с коммуникациями и аэродромом и даже пускали на охраняемую территорию, где снимали с новейших танков всякую начинку которая из палладия и золота. Позже в 2000 там был полный упадок, в поселке построили тюрьму сторого режима это откладывает свой отпечаток на и так криминогенный район, в 2000 начался бум контрабанды нефти который продолжался до 2004-5 годов. Сейчас это городок на 50% с пустыми 5-жками. Когда выезжала военная часть государство не предприняло шагов по сохранению имущества и инфраструктуры. В военных казармах когда туда заходили стояли койки заправленные одеалами(верблюжими), все целое было, квартиры открывали все стояло и посуда и одежда,люди уехали только с документами. Когда гаражи вскрыли остались машины и мотоциклы.

    0+
  • taxsist2

    taxsist2

    у меня двоякое чувство, привлечение туристов и получение денег,спорно, колхозный сервис наш для посмещища зачем нужен,а до уровня Турции нам далеко.

    0+
  • taxsist2

    taxsist2

    кто говорит)) самолеты давно не взлетают, подземный аэродром Карась остался правда. Базы замаскированные остались, это наблюдательные КПП и т.д конечно но ловить нечего когда цвет мет собирали все забрали с этих зданий. В свое время аэродром принимал крупнотонажные самолеты, даже Руслан. Проходили испытания ракет, не знаю может изза этого много народу в Эмбе болеют онкологией, в будущем узнаем но мой отец и много других людей умерли от онкологии в Эмбе. так, что там ничего романтичного. В Эмбе-5 тюрьма строго режима, построили ж/д на жанажол через него китайцы, город убитый и в ближайшие 10 лет не верю,что там что-то поменяется кардинально.

    0+