• 11032 просмотра
Сын солдата из Акраба побывал на месте лагеря смерти, где погиб его отец
Наби Умиров пропал без вести в 1942-м. Известная в округе гадалка на кумалаке сказала его жене, что от солдата будет весть. Весть пришла через 70 лет: Наби погиб в лагере для военнопленных Гросслазарет.

На фото: Украина. Славута. Мемориал Поле Памяти, где покоятся останки 150 тысяч военнопленных. Каждый год сюда приезжают из Казахстана, привозят горсти родной земли.
Наби Умиров пропал без вести в 1942-м. Известная в округе гадалка на кумалаке сказала его жене, что от солдата будет весть. Весть пришла через 70 лет: Наби погиб в лагере для военнопленных Гросслазарет.
– Ата нашелся! Он в списке военнопленных, погибших в Гросслазарете, я в газете прочитала, – от звонка дочери Тлектесу Умирову стало не по себе. Он не верил. Тогда дочь привезла газету. Имя и фамилия были чуть искажены. 20-м из 77 погибших в лагере актюбинцев значился Гумиров Набит. Тут же писали, что неточности вполне возможны: журнал военнопленные вели тайно, имена вносили со слов. Но год рождения – 1898-й и место призыва – Хобдинский РВК, Аксайский сельсовет, совпадали.
– Я и радовался, и волновался, – рассказывает Тлектес Умиров. – Сестра, читая, какие испытания пережили пленные, плакала. Отец ушел на фронт в 1942-м. Мать осталась с 5 детьми. Младшему брату было всего 40 дней, мне около четырех, сестры были чуть постарше. В памяти осталось только, как перед уходом отец взял меня на руки, высоко поднял над собой. В доме стоял плач. Больше я ничего не помню. Мать рассказывала, что отец во время войны на верблюдах из Акбулака возил горючее, и у него была бронь. А в 1942 году военком сказал: никого не осталось, уходим на фронт и ты, и я. От отца было всего одно письмо, на арабском. Мать еле нашла человека, который смог прочитать его – все были неграмотные. Отец писал, что его ранили, больше вестей не было. Мама ходила к гадалкам на кумалаках. Одна из них сказала, что от отца придет весть. Она пришла через 70 лет! До этого сын сестры писал в архив минобороны. Оттуда дали справку, что отец пропал без вести предположительно под Сталинградом. В военкомате данных о нем не было. Даже говорили, его нет среди призванных на войну. В 90-х в совхозе «Акрабский», откуда мы родом, открыли стелу участникам войны. На доске в списке пропавших без вести было высечено имя нашего отца. Оказывается, списки военнопленных в Подольском архиве были, но их засекретили.
– Как вам жилось?
– Мать пасла скот, работала в поле, доила коров. И мы с малых лет пасли скот. Голодали. У нас была одна корова, от которой государству мы должны были сдавать налог – 8 кило масла и теленка. Зерно украдешь – под суд. Мы собирали кельдек – остатки проса после уборки, этим и питались, доили коз. В день, если достанется полкисайки молока, считалось за счастье. В школу было ходить не в чем, я ее окончил в 20 лет. Писали мы золой на газетных полях. Мать получала копейки, хоть трудилась с утра и до ночи. Не угодила она начальству. Отец у нас был человеком очень аккуратным. Он бывал в Акбулаке – центре торговли, привозил оттуда вещи. От него остались два костюма, тулуп, полушубок – по тем временам целое состояние. Вот за ними и пришли как-то бастыки, а мать не отдала. За это ее посылали на самую тяжелую работу. За пропавшего в войну отца она никогда никаких пособий не получала. С 10 лет я работал на сенокосе. Помню, мать из Акбулака привезла мне 2 тетрадки (60 километров на станцию она ходила пешком), я этими тетрадками боялся пользоваться. Жалко было, и они долго лежали на дне сундука. После войны стало немного легче. Мы выросли, выучились.
Я всю жизнь проработал главным бухгалтером в «Акрабском», супруга учитель. Воспитали 6 детей. Маленьким я кормил младшего брата, который был грудным, когда ушел отец. Этот брат умер очень рано. Еще раньше умерла его жена. Мы с женой взяли его 4 детей к себе. Младший тоже остался грудным. Всего у нас 11 детей. У погибшего отца сейчас около 40 внуков, есть правнуки.
Тлектес агаю 77. Он часто болеет, перенес операцию, но узнав, где похоронен отец, решил непременно ехать.
– 4 дня мы были в дороге, хоть летели в Киев самолетом. До Славуты, где был Гросслазарет, 8 часов ехали поездом. Но я выполнил свой сыновний долг. Прочитал Коран на месте гибели отца, посыпал землю с могилы матери, оттуда горсть земли привез сюда. Мы посетили музей, узнали все о Гросслазарете – там вещи военнопленных, даже останки есть, потом мы поехали на Поле Памяти – место, где был лагерь и похоронены 150 тысяч человек. Рядом сохранились 10 казарм. Они пустые, двери заколочены. В четырех содержали больных военнопленных – отдельно туббольных, тифозных, с дизентерией и хирургических больных. Отец был в последнем блоке. Умер в феврале 1943-го. Кладбища на месте Гросслазарета нет. Всюду под землей человеческие останки, людей хоронили рядами. Ряд трупов засыпали известкой, клали второй. Отступая, немцы все разровняли. У Поля Памяти 19-метровая стела. На нем распятый человек. Приехав, мы собрали родных, дали садака. Жалко, мать так ничего об отце и не узнала.

«Д» от 16 апреля 2012 года. Наби Умиров (имя и фамилия чуть искажены) в списке 77 узников из нашей области.

Тлектес Умиров: «Мама в войну осталась с 5 детьми. Как мы жили, вспомнить страшно. Все стали людьми. По приезде мы собрали родных, дали садака». || Фото Владимира ЗОБЕНКО
-
Размеры пособий в 2026 году: кому и сколько будут платить
-
Казахстанцам будут блокировать счета при неуплате пенсионных взносов: новые правила
-
Почему убрали мини-рынок?
-
Какими станут пенсии и пособия с 1 января 2026 года - читайте в свежем выпуске «Диапазона»
-
Как изменятся пенсии с 1 января 2026 года
-
Амангоса Тулеуова, удостоенного звания «Қазақстанның Еңбек Ері», встретили в аэропорту
-
Так смешно, аж плакать хочется - актюбинцы о том, что средняя зарплата превысила 429 тысяч тенге
-
Ездят на «Лексусе», а на ремонт дома сдавать деньги не хотят. Совет юриста
-
Самый дорогой стадион в Казахстане начали строить в Актобе
-
Квартиранты не платят, но и не съезжают. Совет юриста
-
LED экран может привести к авариям?
Интересно, курс валют мешал ,отвлекал водителей, а большой ,LED экран мешать им не будет. -
Ездят на «Лексусе», а на ремонт дома сдавать деньги не хотят. Совет юриста
только преседателей кск не трожьте,пусть и дальше воруют под прикрытием этих юристов и акимата.... -
Почему убрали мини-рынок?
Мирно и дружно старенькие дачницы торговали собственным продуктом. Пока вероломно не пришла власть. ДОКОЛЕ??? -
Народный репортер. Новую плитку уже раздолбали машины
В отставку шахарова и бекета, самых бездарных и бестолковых акимов Актобе и области. -
Ребенок не попал на олимпиаду из-за отсутствия транспорта
Наглядный комментарий работника в организации образования (пресс-секретарь!), не имеющего никакой ответственности за процессы образования! Кто бы ни организовывал эти Олимпиады, управление образования должно быть заинтересовано... -
В ближайшие 10 дней долги по зарплате учителям частных школ Актобе погасят
Какого хрена,я должен за свои налоги,кормить частные (!!!!!) школы,с их бестолковыми директорами???? Обьясните нам! Если акиматы отдали им эти учебные заведения ,пусть выплачивают зарплату только... -
Почему убрали мини-рынок?
Сколько арендники отдавали за свои прилавки раньше и сколько будут отдавать сейчас,понятно только откатчикам. Место выбрали жирное, поэтому бабушки и огородники там не появятся. Страна... -
Размеры пособий в 2026 году: кому и сколько будут платить
Уже совсем не стыдно,позориться власти самим и позорить нацию,этими подачками -
Народный репортер. Новую плитку уже раздолбали машины
Если человек идиот,то бесполезно ему что-то доказывать. Этим ездунам,можно доверить только ишака или в крайнем случае,лошадь,а не на машинах ездить. Дикари. -
Письмо читателя. Прицепы с рекламой стоят по всему городу
Неравнодушные полицаи неравнодушно отдают честь владельцам этих строений. А их командиры делают денгы
Комментарии 0