Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

14490 просмотров

Весёлый шум Наурыза

В Наурыз по земле должен пройти гул. Это природа набирает новую силу.

В Наурыз по земле должен пройти гул. Это природа набирает новую силу. С чем связано это поверье и почему некоторые народы встречают Новый год весной, «Д» рассказывают директор областного центра истории, этнографии и археологии, кандидат исторических наук Арман Бисембаев и старший преподаватель университета имени Жубанова Мейрам Дуйсенгали.

22 марта, в день весеннего равноденствия народы Средней Азии и Казахстана отмечают Наурыз (Новый год). Корни этого древнего праздника восходят к зороастрийскому Новому году. Это один из пережитков язычества, который выдержал жест­кий прессинг ислама благодаря богатой ритуальной практике и прямой связи с хозяй­ственной деятельностью скотоводов-кочевников.

Многие народы ведут отсчет времени года с весны. Наблюдение за вегетативным циклом, явлениями природы привели к формированию народных знаний и поверий, связанных с возрождением природы. Для подвижных скотоводов время после тяжелого метельного февраля и начала марта означало, что самое трудное позади, наступает период благоприятствования, увеличения поголовья скота и возможностей для питания.

Известными исследователями-этнографами С.А.Токаревым, Д.Дж.Фрэзером, Д.Кармышевой и другими подчеркивалась важность весенних ритуалов, связанных с очень древними языческими поверьями и направленными на плодородие и благополучие. Подобную символику имеет главное блюдо Наурыза – наурыз-коже, которое готовят из 7 компонентов.

Для древних людей числа имели магическую силу. Наурыз-коже готовили с надеждой на достаток и изобилие в наступающем году. Продукты этого блюда, традиционные у кочевников, по сути, показатель национального гостеприимства и щедрости. К этому примыкают особые поверья, связанные с приплодом скота в марте. Первый приплод скота этого месяца нуждается в особом уходе, подросших животных не дарят, хотя подарки скотом обычная практика для казахов. Такой скот используют для жертвоприношений во время айта или режут для семьи в торжественных случаях. 

Особое значение имеют ритуальные запреты на неправедные действия – загрязнение природы, преступные деяния. Синонимом Наурыза в мусульманской практике был термин «мухаррам», «тыйым» по-казахски, точнее «запрет».

Рожденные в марте часто были отмечены этим в имени – Наурызбай, Наурызбек, Наурызгуль.

Интересно еще одно народное замечание, отраженное в выражении «әз болмай, мәз болмайды». В начале марта по народным поверьям по земле должен пройти гул, означающий, что природа и все живое снова обретают жизненную силу. Выражение дословно означает «пока не прошел «әз» (этот самый гул, особый звук), не радуйся».

Особое, приподнятое настроение Наурыза отражено в его названии, распространенном в настоящее время – лыстын лы күні (Великий день улуса). В этот день наступало всеобщее согласие, люди прощали самые тяжкие обиды. Немаловажное значение придавалось благопожеланиям (бата) уважаемых людей во время праздника. »

Как празднуют Наурыз в других странах?

– У нас на Нав­руз  устраиваются скачки, игра  улак типа казахского кокпара, петушиные и перепелочные бои,– говорит руководитель узбекского национального культурного центра «Согдиана» Асатулла Исматуллаев. – Ставят юрты – отоу. Собираются 10-15 соседей, выносят казаны, готовят, угощают гостей. Так было всегда. И в советское время тоже. Готовится много блюд. Главное из них – халим. В большом казане 12 часов варится телятина. Потом добавляются молоко, мука и варится еще 3-4 часа. Полученной «кашей» наутро угощают гостей. В приготовлении этого блюда принимают участие более 40 человек. Блюдо надо постоянно помешивать. Еще делается сумаляк. Для него еще в феврале проращивают пшеницу в темной комнате. Потом проростки срезают, пропускают через мясорубку. Полученную массу жарят в масле, добавляют воду и варят 14 часов. Масса получается как кисель. Чтобы блюдо не прилипало, в него кладут камешки и целыми грецкие орехи. Потом их вынимают, но если кому-то попадет камешек, считается, что ему в новом году повезет. Сумаляк раздают всем. Говорят, он есть в рецептах Авиценны. В блюде есть витамины, необходимые человеку после зимы.

 – В Татарстане Наурыз перестали праздновать с советских времен, – говорит председатель городского татаро-башкирского национально-культурного центра «Шатлык» Равиль Курбангалиев. – Новый год отмечается  после посевной и называется «Сабан туе», что переводится как «свадьба плуга». В селеньях устраиваются скачки, стрельба из лука, мотогонки, выставляют свои изделия мастерицы. Семьи выезжают с самоварами на природу, готовят угощения, устраивают гуляния. В Актобе представители нашего центра всегда участвуют в праздновании Наурыза. В этом году горожане смогут увидеть выступление народного ансамбля «Шатлык» в парке имени Абая. Отметим Наурыз и с семьей. Обычно родные собираются в доме у старшего. Раньше все шли к матери, теперь братья и сестры  собираются у меня. Приготовим кышлыте –  хрустики,  балеш – мясной пирог и лепешки.

– У нас этот праздник называется Навруз  байрамы, – рассказывает директор АФ общественного объединения «Ассоциация азербайджанцев Актобе» Шахбаз Илал Оглы Джамайлов. – Его истоки в древности. Это праздник весны и значительных перемен в жизни. Подготовка к Наврузу начинается за месяц до празднования. Люди наводят порядок в домах: выносят на солнце ковры, постель, чистят сады и клумбы, ремонтируют дороги. За неделю до праздника у нас отмечается родительский день, все идут на кладбище, берут с собой различные угощения. В период празднования в наших домах всегда много гостей. На Навруз готовят много разных блюд, украшают хончу. Это такой поднос с набором сладостей и фруктов. На празднично накрытых столах зажигают свечи. Обязательно готовят плов. На любом празднике нашего народа на столе должна быть халва. Ее посылают и раздают близким в качестве праздничного подарка. Веселье, песни и танцы продолжаются до утра, девушки и парни гадают. Молодые люди ходят к родникам и речкам, обливают друг друга водой.

Автор — editor

Комментарии 0

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.