• 7149 просмотров
Виталий Пономарёв: «Угроза терактов в Казахстане есть, но не выше, чем в России и Киргизии»
Актобе посетил известный российский правозащитник. Создатель «Мемориала» Виталий Пономарёв работает над делами осуждённых по обвинению в терроризме. Он считает, что ваххабизм, как ярлык, его часто приклеивают к людям, не имеющим отношения к терроризму.

Актобе посетил известный российский правозащитник. Виталий Пономарёв работает над делами осуждённых по обвинению в терроризме. Он считает, что ваххабизм, как ярлык, его часто приклеивают к людям, не имеющим отношения к терроризму.
Правозащитный центр «Мемориал» возник в Москве в начале 90-х годов. Первоначально это было движение за создание мемориального комплекса жертвам сталинских репрессий. Сначала создали общество «Мемориал», потом пришло осознание того, что политические репрессии не остались в прошлом, они имеют место и сегодня. Поэтому из общества выделился правозащитный центр. Почти вся деятельность ведется в России. У правозащитников много работы на Северном Кавказе, отдельный блок – работа с беженцами и вынужденными переселенцами. Большая программа связана с подачей исков в Европейский суд по правам человека.
– В Актобе я представляю центрально-азиатскую программу нашего центра. Мы сейчас готовим отчет об уголовных делах, связанных с терроризмом в Западном Казахстане. К этой теме обратились после событий в Актобе, – говорит Виталий Пономарев. – Здесь я пробыл несколько дней. За это время успел поговорить с адвокатами и родственниками осужденных, взял данные экспертиз, документы. Будем анализировать все детально.
В «Мемориал» обратилась жена гражданина России Марата Палтоева, которого в Актобе осудили на 5 лет по обвинению в причастности к финансированию террористической деятельности в РФ. При этом осужденный имеет награду за участие в контртеррористической операции на Северном Кавказе. Фактически все строится на показаниях одного из обвиняемых по этому делу, который давал путаные показания. Я считаю, разбирательство было несправедливым.
Проблема эта не юридическая, а во многом политическая. Даже после вынесения приговора судьба этих людей решалась не так, как судьба обычных заключенных. Они остаются под особым контролем в местах лишения свободы, зачастую оказывается давление на родственников. Это повышает напряженность в обществе, у людей возникает чувство несправедливости, возникают разговоры о том, что их преследуют лишь из-за их веры. Мы хотим опубликовать доклад на эту тему и обозначить основные проблемы.
В Киргизии меня чуть не расстреляли
Последние два года Виталий Пономарев работал на юге Кыргызстана, где имело место межэтническое насилие, сотни погибших.
– Ситуация была очень сложная, меня самого чуть не расстреляли на одном из блокпостов. Во время чрезвычайного положения правительственные силы были без ясных опознавательных знаков. На блокпостах – просто люди в камуфляже с оружием, зачастую пьяные. Их деятельность никто не контролировал. Они останавливали машины, отбирали деньги, телефоны. Я ехал в машине с водителем-узбечкой, одна из пассажиров была киргизкой. Людей на блокпосту возмутило, что узбечка и киргизка в одной машине. Один говорил, что нас надо расстрелять, показывал, куда отгонит машину. Другой спорил с ним. Оттуда мы еле уехали. В Киргизии творились кошмарные вещи. В центре города Ош мы видели, как военный остановил машину, вытащил водителя и стал избивать. Почему? Он сказал, взгляд не понравился. Сейчас такого уже нет, но ситуация в целом напряженная.
– Наверняка эта опасная ситуация была не единственной. Вам никогда не хотелось прекратить свою деятельность?
– Пока такого желания не возникало. Когда видишь, что удается помочь людям, которые пострадали несправедливо, это дает чувство морального удовлетворения. Но основную работу ведут местные неправительственные организации.
Ваххабизм – термин условный
– В последнее время у нас в городе выросло число агрессивно настроенных так называемых «ваххабитов». Как вы думаете, почему люди «ударяются» в религию?
– Сам термин «ваххабизм» очень условный, он скорее носит характер политического ярлыка. Правильнее говорить о салафитах, причем это целый спектр течений. Вообще, есть множество исламских течений и организаций, как мирных, так и откровенно джихадистских. Власти не всегда их различают, нередко рассматривают активность мусульман как политическую угрозу. И это создает серьезную проблему – необоснованное давление на эти группы усиливает радикальные настроения.
Интерес к религии, который резко возрос - результат идеологического вакуума, возникшего после распада СССР. Людям нужны были новые ценности. Я думаю, этот вакуум и сейчас до конца еще не восполнен. Государственная идеология не способна решить эту задачу. Ориентация на религиозные ценности – это одна из реакций. Людям нужны нравственные ориентиры, религия дает им ответ, как жить дальше.
– Почему же увлечение религией приводит к агрессии, терактам?
– Терроризм, как я понимаю, это попытка воздействовать на государство, на общество путем актов насилия или угроз. В Казахстане полукриминальные разборки на уровне каких-то групп нередко рассматривают в контексте терроризма. Да, какая-то часть молодежи увлекается джихадистскими идеями. С другой стороны, ссылка на угрозу терроризма нередко используется для оправдания незаконных действий правоохранительных органов. Сейчас мы сталкиваемся с тем, что в число обвиняемых добавляют тех, кто просто имел дружеские контакты или общался на религиозные темы. По нашим данным, в члены террористической группы записывают без достаточных оснований. Это приводит к тому, что ломается жизнь людей, а также создается напряженность и появляется почва для развития радикальных течений. Выход из этого замкнутого круга - реформирование законодательной базы.
«Фильтруйте» слухи
– США включили Казахстан в список стран, представляющих террористическую угрозу. Как вы считаете, это обоснованно?
– Я думаю, угроза терактов здесь не выше, чем в Киргизии или в России. Специально выделять Казахстан нет достаточных оснований. Но почва для терроризма в Казахстане существует, возможности новых терактов я не исключаю.
– Подобные события приводят к тому, что среди населения начинается паника. У нас многие боялись ходить в «Мегу», когда поползли слухи, что торговый центр взорвут.
– К сожалению, слухам верят многие. Опыт моей работы на юге Кыргызстана показал. что нужно внимательно относиться к источникам информации. У нас был случай, когла интервьюируемый человек описывал событие, а потом выяснялось, что его не было на месте происшествия, но для убедительности сказал, что был. Готовя отчет о событиях в Киргизии, я столкнулся с тем, что слухами были заполнены даже правительственные документы. Так, в отчете генпрокуратуры написано, что толпа узбеков в первый день конфликта сожгла гостиницу в центре города. Эта гостиница не была сожжена. А уголовные дела по этому поводу возбуждают до сих пор. В общем, слухи нужно «отфильтровывать», хотя не всегда это просто.
ПРАВОЗАЩИТНЫЙ ЦЕНТР «МЕМОРИАЛ»
MEMORIAL HUMAN RIGHTS CENTER
- 127051, Россия, Москва, Малый Каретный пер., д. 12
- Тел. +7 (495) 225-3118
- Факс +7 (495) 624-2025
- E-mail: memhrc@memo.ru
- Web-site: https://www.memo.ru
-
Размеры пособий в 2026 году: кому и сколько будут платить
-
Казахстанцам будут блокировать счета при неуплате пенсионных взносов: новые правила
-
Почему убрали мини-рынок?
-
Как изменятся пенсии с 1 января 2026 года
-
Какими станут пенсии и пособия с 1 января 2026 года - читайте в свежем выпуске «Диапазона»
-
Амангоса Тулеуова, удостоенного звания «Қазақстанның Еңбек Ері», встретили в аэропорту
-
Так смешно, аж плакать хочется - актюбинцы о том, что средняя зарплата превысила 429 тысяч тенге
-
Ездят на «Лексусе», а на ремонт дома сдавать деньги не хотят. Совет юриста
-
Самый дорогой стадион в Казахстане начали строить в Актобе
-
Квартиранты не платят, но и не съезжают. Совет юриста
-
LED экран может привести к авариям?
Интересно, курс валют мешал ,отвлекал водителей, а большой ,LED экран мешать им не будет. -
Ездят на «Лексусе», а на ремонт дома сдавать деньги не хотят. Совет юриста
только преседателей кск не трожьте,пусть и дальше воруют под прикрытием этих юристов и акимата.... -
Почему убрали мини-рынок?
Мирно и дружно старенькие дачницы торговали собственным продуктом. Пока вероломно не пришла власть. ДОКОЛЕ??? -
Народный репортер. Новую плитку уже раздолбали машины
В отставку шахарова и бекета, самых бездарных и бестолковых акимов Актобе и области. -
Ребенок не попал на олимпиаду из-за отсутствия транспорта
Наглядный комментарий работника в организации образования (пресс-секретарь!), не имеющего никакой ответственности за процессы образования! Кто бы ни организовывал эти Олимпиады, управление образования должно быть заинтересовано... -
В ближайшие 10 дней долги по зарплате учителям частных школ Актобе погасят
Какого хрена,я должен за свои налоги,кормить частные (!!!!!) школы,с их бестолковыми директорами???? Обьясните нам! Если акиматы отдали им эти учебные заведения ,пусть выплачивают зарплату только... -
Почему убрали мини-рынок?
Сколько арендники отдавали за свои прилавки раньше и сколько будут отдавать сейчас,понятно только откатчикам. Место выбрали жирное, поэтому бабушки и огородники там не появятся. Страна... -
Размеры пособий в 2026 году: кому и сколько будут платить
Уже совсем не стыдно,позориться власти самим и позорить нацию,этими подачками -
Народный репортер. Новую плитку уже раздолбали машины
Если человек идиот,то бесполезно ему что-то доказывать. Этим ездунам,можно доверить только ишака или в крайнем случае,лошадь,а не на машинах ездить. Дикари. -
Письмо читателя. Прицепы с рекламой стоят по всему городу
Неравнодушные полицаи неравнодушно отдают честь владельцам этих строений. А их командиры делают денгы
Комментарии 0