Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

8121 просмотр

Только соловьи поют бесплатно. Музыкантам нужны деньги

 Артисты областной филармонии устали играть на списанных еще в прошлом веке инструментах и хотят нести искусство в народ – ездить с гастролями в райцентры и поселки. Бюджет не выделяет на это денег. 

Артисты областной филармонии устали играть на списанных еще в прошлом веке инструментах и хотят нести искусство в народ – ездить с гастролями в райцентры и поселки. Бюджет не выделяет на это денег.  

Недовольство в коллективе областной филармонии зрело давно. 

– Мы писали обращения руководству филармонии, в управление культуры и на блог министра культуры, – рассказывает художественный руководитель и дирижер камерного оркестра Али Ермекбаев. – Наши проблемы не решаются. Камерному оркестру девятый год, до сих пор мы играем на допотопных, некачественных инструментах. Другие филармонии страны выступают на заказных баянах стоимостью $10 тысяч и трубах за $15 тысяч. У нас таких нет. Филармония не приобретает скрипачам даже струны. Средняя зарплата артистов – 35 тысяч тенге. Один комплект струн стоит в среднем 10 тысяч тенге, то есть треть зарплаты. Музыканты не могут их себе позволить, ведь нужно еще семьи кормить! 

Артисты жалуются, что давно не выезжали с концертами в районы, хотя заведение носит статус област­ной филармонии. Организация концертов коллективов филармонии идет из рук вон плохо, залы полупустые. За работу в праздничные и выходные дни артисты не получают доплат. 

– До увольнения мне приходилось за одну зарплату совмещать сразу несколько должностей – грузчика, оператора, осветителя, сантехника, слесаря, электрика и заведующего звуковым цехом, – рассказывает Дулат Дарибай. – Работы было настолько много, что я порой ночевал в филармонии. Зар­плата не соответствовала трудозатратам. Мне пришлось уволиться. 

«Д» пришел на репетицию оркестра казахских народных инструментов. 

– Из развалин списанных инструментов музколледжа наш оркестр взял два балалаечных контрабаса, – рассказывает музыкант Мырзагали Болатбеков. – Это инструменты 60-70 годов прошлого века. Они остались от русского народного оркестра. Нам нужны домбровые контрабасы, но приходится играть на том, что имеем. 

– В 2003 году мы купили 6 заказных инструментов, – говорит художественный руководитель и дирижер Каиргали Кожамбаев. – А в оркестре 16 домбристов. Пришлось по 3000 тенге покупать домбры у здешнего мастера. Сегодня на них уже невозможно играть.  

– Мне 52 года, а этому смычку – 62 года, – шутит скрипачка Дамилий Таубекова. – Он «похудел» в три раза. Звук стал намного хуже. На ремонт инструментов не выделяют деньги.

Сергей Митрохин выступает на трехрядном баяне, на котором еще в дет­стве учился играть в музыкальной школе. Пятирядный концертный баян «Юпитер» стоит 2,5 миллиона тенге. Такой инструмент – мечта Сергея. 

– Нам купили два трехрядных баяна, бывших в употреблении, но они часто ломаются, качество инструментов низкое, – говорит Сергей Митрохин.

Редко у кого из артистов есть хороший инструмент. Так, Асылбек Кенигесов заказал за собственные 100 тысяч тенге в Алматы домбру. Его инструмент – редкое исключение в оркестре. 

Руководство филармонии не согласно с жалобами артистов. Директор Актюбинской областной филармонии им. Газизы Жубановой Есенгельды Дуйсенбаев рассказал, что анонимные жалобы поступают в управление культуры чуть ли не каждый квартал.

–  Последние 2 года нам постоянно срезают финансирование, – рассказывает заслуженный деятель искусств РК Есенгельды Дуйсенбаев. – Я сам заинтересован в том, чтобы у артистов были хорошие инструменты. Ежегодно мы просим в бюджете на это деньги. Их не дают. Артисты думают, что все затраты финансируются бюджетом. Это не так. От аренды зала средств не остается. Считайте сами: в месяц идет по 4 концерта, ежемесячно по 200 тысяч тенге мы тратим на комуслуги. На концертах много не заработаешь. Даже в Алматы на концерты стабильно ходит по 50 человек. У нас каждую субботу такое же количество постоянных зрителей. Сейчас такое время.  

– Скоро областной филармонии исполнится 65 лет. Почему за все эти годы не создали крепкую материальную базу?

– У филармонии были тяжелые времена. В 1999 году от нее не осталось даже аппаратуры. Печать филармонии я нашел под ванной в общежитии по улице Макаренко, где жила бывшая бухгалтер. Аппаратуру и костюмы раздарили другим коллективам. Когда филармония вновь открылась, мы ездили по частным квартирам и скупали пианино. Нам пришлось создавать все заново.

– Какова средняя зарплата артистов?

– Около 40 тысяч тенге. За эти деньги они 4 часа работают с коллективом, остальные 4 часа даются на подготовку к репетициям. Понятно, что 4 часа в день никто из них дома не репетирует. Это время люди тратят на другую работу. Трудятся в двух-трех местах, в целом, наверное, получают по 180-200 тысяч тенге. 

– Как решается вопрос со сверхурочными работами и оплатой за труд в праздничные дни? 

– У артистов такая специфика работы: все люди отдыхают, мы трудимся. По закону за работу в праздничные дни полагаются доплаты либо отгулы. Мы можем запрашивать в акимате оплату в полуторном размере, но нам однозначно ее никто не даст. Финансируется голая зарплата. Поэтому мы даем людям отгулы. Многие занимаются преподаванием и восполняют за время отгулов часы ученикам.

Артисты работают 4 часа в день 

– На укрепление материально-технической базы учреждений культуры, в том числе и филармонии, из облбюджета выделяется недостаточно средств, – комментирует ситуацию начальник ГУ «Областное управление культуры» Назира Табельдинова. – В текущем году облфилармонии на покупку сценических костюмов выделили 4,1 млн. Музыкальные инструменты филармония приобретала 8-9 лет назад. Чтобы не было нареканий, инструменты покупали при личном участии руководителей коллективов. Практически все инструменты в рабочем состоянии, периодически обновляются их аксессуары. К примеру, в прошлом году заменили струны на всех домбрах, в этом году приобрели 8 комплектов струн для бас-контрабас домбр, кобызов. Периодически меняются аксессуары на инструментах симфонического оркестра. Из собственных доходов филармония в этом году купила кабинетный рояль, комплект ударных инструментов для симфонического оркестра, микрофоны, световые приборы для сцены.

Что касается оплаты работы в праздничные дни, то по Трудовому кодексу продолжительность рабочего времени не должна превышать 40 часов в неделю. Для творческих работников профессиональных организаций искусства может устанавливаться иная продолжительность ежедневной работы. Рабочее время артиста филармонии в будние дни составляет в среднем 4 часа в день, в это время идут репетиции. Таким образом, продолжительность рабочего времени не превышает нормы. А зарплата выплачивается в полном объеме, как за полностью отработанный день. Из-за специфики работы воскресенье – рабочий день. Отдых предоставляется в другой день недели. За работу в праздничные дни обязательно дают отгулы. Фонд оплаты труда не позволяет включать оплату за работу в праздничные дни.


Автор — Татьяна ТОКАРЬ

Комментарии 0

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.