Главные новости Актобе, Казахстана и мира

5 просмотров

Школьница одела хиджаб

Айзада перестала посещать школу, потому что согласна выходить на улицу только в платке. В Журыне нет имама, закрыта мечеть, и семья девочки изучает Коран самостоятельно.

Айзада перестала посещать школу, потому что согласна выходить на улицу только в платке. В Журыне нет имама, закрыта мечеть, и семья девочки изучает Коран самостоятельно.

Семья хочет в рай

Из Журына Мугалжарского района в редакцию «Д» пришло письмо: 

«Прошу вас разобраться с проблемой, возникшей у нас в поселке. Дело в том, что администрация школы запрещает моей сестренке Айзаде ходить на занятия в платке. Сестренка мусульманка и придерживается канонов ислама. Мы пытались объяснить директору школы и акиму, что по Конституции Казахстана никто не имеет права дискриминировать человека по религиозным соображениям. Но, к сожалению, они не понимают этого. Уже 4 недели, как моя сестренка не ходит в школу. Платок в школе никому не помешает. Третий год в школе плохо работает котельная. Дети сидят на занятиях в верхней одежде».

— Ертаргын

Корреспондент «Д» выехала в поселок. Семья Керабаевых живет в Журыне около двадцати лет. Бакеш и Серик познакомились на железной дороге, поженились. Серик из Кызылординской области приехал жить к супруге. У них родилось трое детей – двое сыновей и дочь Айзада. По рассказам Бакеш, не один год муж употреблял алкоголь, курил. Когда выпивал, бил жену.

– Он родился на юге, человек вспыльчивый, – объясняет Бакеш Керабаева.

Последние два года Серик читает намаз по 5 раз в день. Жизнь семьи резко изменилась. Серик бросил курить, завязал с алкоголем, стал по-другому относиться к жене. Прекратились скандалы и рукоприкладство. Теперь намаз читает вся семья, включая детей.

– Мы хотим попасть в рай, – объясняет Серик Керабаев. – На земле мы гости. Мы добиваемся, чтобы наша жизнь в раю была еще лучше. Чтобы не было разврата, чтобы мы чистые на тот свет ушли.

– Так ведь вы еще молоды для того, чтобы уходить?

– Нам уже за 40 лет, – отвечают Керабаевы.

– У вас есть духовный наставник?

– Мечеть в поселке второй год не работает. Ее построил предприниматель родом из Журына и уехал в Актобе. Мечеть отапливается от электричества, имам не может потянуть эти расходы, поэтому уехал. Мы читаем Коран сами, смотрим видео, где рассказывается об истории казахов. Еще в 50-х годах прошлого века казашки носили хиджабы. А теперь все возобновляется.    

По словам родителей, Айзада выбрала религию самостоятельно. Уже летом девочка ходила по поселку в хиджабе. Платок снимала перед самым порогом школы.

– Девочка должна носить платок с 13 лет, – утверждает Бакеш Керабаева. – Айзаде уже 15. В первой четверти она почти не посещала занятия, постоянно болела. Дочь очень скрытная, чаще молчит. Я показывала ее врачам. Дочь переживала, что в школу ходит без платка, и на этой почве у нее произошло что-то с нер­вами. С 13 ноября дочь вообще отказалась ходить на занятия. Мы сказали учительнице, что дочь читает намаз и будет ходить на учебу в хиджабе, но учителя против. Я ходила в акимат, но ей запретили носить платок на учебу.

18 декабря, когда журналисты приехали в Журын, директор школы все-таки разрешила Айзаде ходить на учебу в хиджабе. До конца четверти осталось меньше двух недель, а девочка только начала ходить на занятия. В первой четверти из-за пропусков у нее вышло три тройки. 

– С меня взяли расписку о том, что дочь учится в школе последние 5 месяцев, – говорит Бакеш Керабаева. – В 10 и 11 классы она учиться не пойдет, чтобы у школы в дальнейшем не возникало проблем с ее хиджабом.

– А как ваша дочь будет одеваться, когда выйдет замуж?

– Замужние женщины должны все лицо до глаз полностью закрывать, – утверждает Серик Керабаев. – Чтобы другие мужчины не смотрели на них и не соблазнялись.

– Каких еще ограничений вы придерживаетесь?

– Дочери нельзя ходить на танцы. На физкультуру в школу нельзя одевать обтягивающую одежду. По телевизору можно смотреть только новости, мультики, юмористические передачи и советские фильмы. На боевики тоже нет запрета. Главное, чтобы в них не показывали голых людей.

Проблемой Айзады занималась полиция.

– К нам приходил участ­ковый, спрашивал, почему дочь не ходит в школу, – продолжает Бакеш Керабаева. – Мы объяснили, что каждый день ее туда отправляем, а она отказывается ходить по религиозным соображениям. Полицейский объяснял нам, что в школу нельзя носить платок. Предложил перевести ее в медресе. Но где можно получить духовное образование, мы не знаем.

Школа против   платка

Средняя школа им. К. Жубанова в Журыне впервые оказалась в столь непростой ситуации.  

– С прошлого года родители требуют разрешить Айзаде ходить на занятия в платке, – говорит директор школы Салтанат Жанузакова. – Они ссылаются на Конституцию, статью «О свободе вероисповедания». Но мы убедили ребенка ходить в школу как все остальные дети. 1 сентября Айзада пришла на занятия в обычной школьной форме с белым бантом, а с 13 ноября ходить в школу перестала. Мы начали беспокоиться. Ребенка жалко. Ничего большего, чем прописано в Законе «Об образовании»,  мы не требуем. Школа издала приказ. В нем написано, что мальчики должны ходить на учебу в черном костюме, белой рубашке и галстуке. Девочки в холодное время года должны ходить в форме и фартуке, в теплое – белой кофте и черной юбке. С приказом все ознакомлены и подписались, что согласны с этим. Сейчас Айзаде разрешено ходить в школу в хиджабе. Иначе вдруг она закончит суицидом? Кто будет за это отвечать? Школа?

– Ребенок в детстве должен веселиться, играть и смеяться, – считает завуч по воспитательной работе Маржан Бахатова. – Семья поставила Айзаде много ограничений: рисовать нель­зя, на физкультуру ходить нельзя, участвовать в школьных мероприятиях тоже нельзя. Если разрешишь одной ходить на уроки в хиджабе, за ней могут потянуться другие. Вдруг это станет модно? 

С прошлого года в школах появилось религиоведение. В 9 «А» классе, где учится Айзада Аяпова, этот предмет начнут преподавать с третьей четверти. Сейчас в школе проводят классные часы на тему религии и надеются, что новых девушек в хиджабе у них не появится.

Корреспондент «Д» неоднократно задавала вопрос Керабаевым: откуда они получают религиозную литературу и «исторические» фильмы, в которых «казашки в 1950 году ходили в хиджабах»? Однако семья так и не назвала источник получения литературы. Когда мы уезжали из поселка, Керабаевы не вышли на порог. У них запрещено провожать гостей.

Найдите духовного наставника

– Человеку, который начал читать намаз, обязательно нужен духовный наставник, – уверен имам мечети «Нур-Гасыр» Бауржан Есмахан. – К сожалению, даже в райцентрах сегодня нет имамов с высшим образованием. По области стоят закрытыми около 10 мечетей. В них некому проводить жума-намаз и праздничные намазы. А в Комсомольске нет и мечети. Имамы живут за счет пожертвований прихожан. К примеру, в Мартуке имам получает из пожертвований зарплату около 15-20 тысяч тенге. Поэтому имамам тяжело жить в поселках. С 2008 года при мечети «Нур-Гасыр» открылось медресе. В 2011 году оно выпустит первых 9 имамов со средним образованием. Большинство из них по­едут работать в районные и сельские мечети. В 2012 году состоится второй выпуск имамов. Тогда, мы надеемся, в области не останется ни одной мечети без имама.  

Направления религиозных объединений:

  • 83 – мусульманское
  • 7 – православное
  • 2 – католическое
  • 20– протестантское
  • 1 – иудейское
  • 1 нетрадиционное общество сознания Кришны

По области официально действуют:

  • 35 религиозных объединений
  • 78 филиалов религиозных объединений
  • 1 малочисленная религиозная группа
  • 1 представительство библейского общества.

alt

Источник: департамент по делам религии

Жертвы религии рядом с нами

Преподаватель философии ЗКМА им. М. Оспанова пишет кандидатскую на тему современных религиозных течений. Она просила не называть ее имя, так как изучает течения на практике. Ситуация с Айзадой Аяповой ей знакома.

– В Законе «О свободе вероисповедания» не сказано, что человеку запрещено носить одежду, которая показывает его религиозную принадлежность, – говорит религиовед. – Если в уставе учреждения прописана форма, верующий должен ее придерживаться. В Коране сказано, что хиджаб – это одеяние, которым женщина должна закрывать свои постыдные места, которые могут возмутить мужчину. В железнодорожном колледже был судебный случай. Ученица подала в суд за то, что ей запретили носить хиджаб, и выиграла дело. Девушка надела платок, наверх камуфляжную форму и отправилась на практику. Ученица медакадемии, которая читает намаз и ходит в хиджабе, жаловалась, что профессора не пускают ее на занятия. Я пошла с ней к юристу. Он объяснил, что если в уставе учебного заведения не сказано, что девушка не должна носить хиджаб, ей никто не может этого запретить. Мы поговорили с профессором, он разрешил девушкам в хиджабе слушать свои лекции. Мусульманки из медакадемии ходят на практику в белых халатах, чепчиках, бахилах. Под чепчиками носят хиджаб. Устава учебного заведения они не нарушают. Как-то преподаватель медакадемии пожаловался мне, что во время лекции по марксизму-ленинизму его прервала студентка 4 курса. Девушка отказалась слушать теорию атеизма, потому как она противоречит ее мировоззрению. Я объяснила студентке, что она пришла в вуз учиться светским дисциплинам. И обязана их знать, независимо от своего мировоззрения.

Сейчас общество делится на части. Одни приемлют хиджаб, другие – категорически против него. По сути, ношение хиджаба – это традиционный ислам. Важнее ношения хиджаба другое – соблюдать грань между верой и фанатизмом. Не ходить из-за ношения хиджаба в школу или институт нельзя ни в коем случае. Образование всегда должно быть на первом месте. Если верующий ставит какие-то условия – бросит родителей, уйдет из семьи, не будет жить – значит, он уходит в фанатизм. Сейчас среди молодежи стала модна религия. Важно, чтобы ответы на вопросы молодые люди искали не среди сверст­ников и в сомнительной литературе, а у квалифицированных имамов, батюшек и других представителей разрешенных в нашей стране религий.

Франция и Азербайджан против платка

Управление образования Баку распорядилось не пускать школьниц в хиджабах на занятия. Это вызвало акцию протеста сторонников ношения религиозной одежды перед зданием министерства образования. Сегодня в бакинских школах обучается около 400 тысяч человек, из них менее 1 процента ходили в хиджабе.

С весны 2011 года за появление в хиджабе в общественном месте Франции полагается штраф 150 евро.

www.vesti.ru

Татьяна Токарь

Автор — nata

Новости по теме

Комментарии 14

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.

  • shaman

    shaman

    xbnfntkm,а вы походу сами недалекий человек!что значит "крыша сехала"? я вам тогда скажу что у трети планеты "крыша сьехала"!-----------------------разговор идет о нескольких вещах1) свободы вероисповедания! - каждй сам выберает веру2) свободы образования - запрещать посещать школу из за платка нельзя, а требовать фрму можно. но платок не протеворецчт форме!!

    0+
  • shaman

    shaman

    Wisest,это понятно, а еще есть такое "Тот кто хозяин своего языка и органа(понятно какого) тот попадет в Рай." поэтому все высказывания тут излишни )

    0+
  • shaman

    shaman

    Twister,Anti_ban,это писал Цитата: CheBurashkaВообще я сторонник Ислама в Казахстане(Мирного)страничка 2 вроде

    0+
  • Aoifes

    Aoifes

    чтобы мы чистые на тот свет ушли. Миф,Tide, Deni & Co не пробовали? :))

    0+
  • shaman

    shaman

    Цитата: KyzzhibekХотя я не представляю верующего хирургак вашему сведению скажу - в Исламе разрешена отсрока, совмещение с другими временами, чтение глазами(без участия тела), омовение песком(или пылью если нет воды). Ислам - легкая религия.meckin,а вы сами, чуствую, прошли их обучение (ТВ, итернет) и теперь не приемлите другие варианты.

    0+
  • shaman

    shaman

    Цитата: Mama_Koshka Детям нужно дать право выбора в Исламе принуждение запрещено. Деочка сама решила что хорошо а что плохо. Нельза просто дать ей учится, а дальше пусть делает что хочет? Вы скажете "а вдруг она убет себя?", а вруг у нее есть мозги и она выйдет замуж за понимающего человека, котрый будет ценит ее чистоту?

    0+
  • shaman

    shaman

    meckin,вы похоже фантастику любите.kapriz,кстати религиозный не занчит ограниченный в мыслях! как раз не верующие и есть ограниченные зависимые люди(если подумать).

    0+
  • Aleks

    Aleks

    Всегда будут те кто за и те кто против. И всегда будут провокаторы! - вот они самые опасные.мое мнение - я против ношения в школе и универе религиозной одежды. Обосновывать мое мнение не буду, да бы не посыпались на меня различные "напутствия", ругань и т.п.

    0+
  • shaman

    shaman

    bamberвы что свечку держали? нет такой статистики, просто такие изменения больше заметны, поэтому о них больше всего говорят.Twister, возможно не хотят причинить кому то вред. -Зачем боятся что если разрешишь одной ходить на уроки в хиджабе, за ней могут потянуться другие? что плохого в жизни без алкоголя, случайных половых связях, обмана и воровства?

    0+
  • shaman

    shaman

    Wisest,можно по подробней про этот хадис?meckin,известно много случаев когда сильные животные помогали слабым - просто так.кроме того я считаю что наука доказывает, что мы не случайны - потому что все вокруг сложно для, и невозможно для случая. А наука открывает то что уже было (но мы о нем не знали), и находит рациональные пути использования (которые оказались возможны потому что уже присутсвовали).запутал? но я не запутался! ))

    0+
  • shaman

    shaman

    Anti_ban,Milady,слышать и видеть можно многое, есть знакомая которая знает двух девушек, которые днем в университете Жубанова ходили с покрытой головой, а вечером занимались проституцией. - чтобы подозрений не было.

    0+
  • shaman

    shaman

    Цитата: meckinИ вообще я за порядочное общество , где не будет лжи,хамства,взяточников,по больше будет Патриотов Многонациональной Нашей Родины и чиновники будут служить для народа,а не наоборот!реально говоришь!Но! я вчера посмотрел фильм ВТОРЖЕНИЕ с Николь Кидман в главной роли, посмотри, как раз эта тема! мне очень понравился фильм! Глубокая мысль заложена в нем!

    0+
  • shaman

    shaman

    Shomekei,а в другой теме вы написали - Родным дитя - мои соболезнования.А этому - Аллах ему судья.Всем - никто ни отчего не застрахован.... а тут про Сталина.

    0+
  • shaman

    shaman

    sizodon,насчет раздора не соглашусь. я лично всегда настроен дружелюбно, нельзя обобщать из за мнения 2-3х людей. комменты ограничены-написал бы пример из истории Османской Империиsizodon,и еще - раздоры не от религии, а от разных убеждений. как например "кто раньше, курица или яйцо"

    0+