Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

20128 просмотров

Я выросла в песках Шалкара

Все дни, пока в Актобе гастролировал театр им.Ауэзова, люди набивались в драмтеатр, как в маршрутку. Проходы были заставлены стульями, некоторые смотрели спектакли     стоя. Среди актёров была наша землячка, бывший диктор областного телевидения Бакыт Жангалиева [на фото].

Все дни, пока в Актобе гастролировал театр им.Ауэзова, люди набивались в драмтеатр, как в маршрутку. Проходы были заставлены стульями, некоторые смотрели спектакли стоя. Среди актёров была наша землячка, бывший диктор областного телевидения Бакыт Жангалиева [на фото].

Из «мыльного» радио в телевизор

– Я выросла среди песков в поселке Айшуак, – рассказывает Бакыт апа. – Русского я не знала, но в детстве любила играть в такую игру: брала хозяйственное мыло, втыкала туда спички, получалось «радио». Я крутила спички и произносила: «Говорит Москва. Московское время 7 часов утра», повторяла это с разными интонациями много раз.  Еще я любила петь. В 3-м классе мы переехали в Шалкар, и я стала ближе к цивилизации. Туда в железнодорожный клуб приезжали с концертом Роза Багланова, разные театры. Я любовалась артистами и очень хотела быть на них похожей. В 7-м классе у меня умер отец, и семья перебралась в город. Я решила поступать в культпросвет на учителя, но провалила математику и пошла на театральное отделение. На кого учиться, мне было все равно. Лишь бы люди не говорили, что сестра Шынтаса (это мой старший брат, он был майором милиции, уважаемым человеком) не смогла поступить на учебу. Но так получилось, что я попала к замечательным преподавателям, выпускникам ГИТИСа. На театральном отделении готовили работников для народных театров и режиссеров. Мы ставили свои спектакли. Моей первой ролью была Айсулу. Мне нравилось играть, только голосом я своим была недовольна. Он казался мне каким-то грубым, а мне хотелось быть писклявой.

– Но благодаря этому голосу вы попали на телевидение...

– Это было в 1965 году. Я заканчивала культпросвет. Диктором тогда была Мариям Аимбетова. Мы, дев­чонки, во всем подражали ей, делали прически, как у нее. Но Мариям ушла, и на ее место пригласили меня. Кастинга не было. Все получилось само собой. Так всегда происходило. Я никогда не была рвущейся вперед, желающей обязательно достичь чего-то. Я была спокойной, независт­ливой. Сейчас мне говорят: «Тебе грех жаловаться». В театре я играла всех красавиц – главных героинь и исторические роли, например Батиму ханум. Сегодня мне в основном дают роль матери, бабушки. После меня на столичной сцене появилась Лидия Каденова из Иргиза и Бакыт Аитова из Эмбы. Они тоже стали известными актрисами. Мне кажется, у нас здесь природа какая-то особенная, она одаривает людей звучными голосами. В юности я не понимала, какой дар мне дан свыше.

Где же вы, мои друзья по культпросвету?

На телевидении Бакыт проработала недолго. После училища ей дали направление в институт искусств в Алматы.

 – Учителя видели во мне актрису, – рассказывает она. – Я попала на курс к Рабиге Мукаевой, она была ученицей Раевского. Остальные сокурсники остались здесь. Кто-то работал в музее, кто-то – в клубе, а кто-то пас баранов. Я знаю, чем живет каждый из них сегодня. Очень хотела разыскать Жумагуль Шабакову, она работала на радио, но в Актобе бываю редко, и никак не получается ее найти. Может, прочитает в газете и отзовется?  

Бабушка всех киношных внуков

С третьего курса Бакыт стали приглашать в театр. После института она осталась работать в театре имени Ауэзова, где играет уже 40 лет. Но любимой ролью осталась Акбала из «Крови и пота».

– Еще Баян, Айман, – перечисляет Бакыт апа, потом добавляет, – да все роли любимые.

В 1982 году за вклад в искусство Казахстана она получила звание заслуженной артистки.

– Сейчас снимаюсь еще и в кино, – говорит она. – Я играла бабушек в «Ангелочке», «Часе волка», снималась в фильме «Кек». Всего в 7-8 фильмах. Отечественное кино есть, но беда в том, что у нас нет проката, и многие фильмы не доходят до зрителя. Роли я не выбираю, нас выбирают. Главное – понравиться режиссеру. Но в этом плане я человек везучий. Бывает, режиссер видит только меня в какой-то роли. Для актрисы главное – фактура. И знания, конечно. Всех классиков я перечитала еще в училище. Талант тоже имеет значение, но это лишь малая доля, его надо развивать, а это огромный труд.

Вакцина от звёзд­ной болезни

Наш разговор то и дело прерывают звонки на сотку. В плотном графике она для всех находит время. Кому-то из журналистов предлагает свою машину.

– У вас никакой звездности...

– В нашем театре этого вообще нет. [За день до этого я встречалась с Асанали Ашимовым. Меня предупредили, что в день спектакля его нельзя беспокоить, но узнав, что к нему журналист, Асанали ага нашел время поговорить. – Прим. А.А.]. У нас есть свои традиции, их заложили наши корифеи. Главное – это дисциплина и пунктуальность. Как мы можем отказаться от встреч? Люди стараются, чтобы нас показать. И у молодых этого нет. С нами приехали Ерлан Билялов, Бактияр Кожа, Назгуль Карабалина, Асылбек Боранбай, Шынар Аскарова, всех сложно перечислить, но это очень талантливые ребята.

– Вы хорошо выглядите. У вас есть свой рецепт молодости?

– У меня есть коллега, актриса в возрасте. Так она в автобусе стесняется показывать пенсионное удостоверение и платит полную стоимость. Она все время на гастролях чем-то себя намазывает, у нее целый арсенал всяких баночек. Так эта актриса всегда шутит надо мной. Я ничего со своим лицом не делаю и не сижу на диетах. Ем сколько хочу и что хочу. Просто у меня формы никогда особо не менялись. Я на 5-м месяце беременности могла играть юную девушку... Семейную жизнь и театральную совмещать сложно, – говорит актриса. – Сына в 4,5 месяца я была вынуждена отнять от груди и отправить к маме в Актюбинск. Потому что надо было играть Баян-сулу. В молодости все роли у меня были сложные. Чищу картош­ку, мою посуду, а сама заучиваю роль. И так все актрисы. Некоторые думают, что у нас домработницы, няни… Так, наверное, должно быть, но этого нет. Зар­плата скромная, за звание заслуженной доплачивают совсем немного. Это за рубежом можно сняться в фильме и получить миллионные гонорары. После сына я родила дочь, ее воспитывали мы сами, и на какой-то период я отстала в своей работе. Всякое бывало. Была беременна двойняшками. Когда на меня упала декорация,  потеряла детей.

Спасибо за сына и за дочь

Супругом Бакыт Жангалиевой был известный поэт Елик Аскаров. Сейчас его нет.

– Он учился в театральной студии, а я уже работала актрисой, – вспоминает Бакыт апа. – Он влюбился в меня, и мы поженились. Дети сейчас взрослые. Сын окончил отделение международных отношений, но пошел по моей стезе, стал режиссером и собирается приехать работать в Актюбинский театр. Я могла оставить его в Алматы, Астане, но решила, что он должен работать здесь. Пусть это будет моей помощью своей земле. Дочь экономист, работает в банке.

В Актобе последний раз я была 12 лет назад. Отмечала здесь свое 50-летие. И вот приехала на гастроли. Мы остались очень довольны желанием людей ходить в театр. Хочется, чтобы на моей земле искусству уделяли больше внимания.

Альмира Алишбаева

Автор — editor

Комментарии 0

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.