Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

6020 просмотров

В 2012 году Казахстан ждет реанимация анимации

Пока \"Казахфильм\" вальсирует с главными своими достижениями – 17 картинами за два года и заказным сериалом \"Астана – любовь моя!\", – маленькая, но перспективная мультипликация подрастает в яслях кинобизнеса.

Пока \"Казахфильм\" вальсирует с главными своими достижениями – 17 картинами за два года и заказным сериалом \"Астана – любовь моя!\", – маленькая, но перспективная мультипликация подрастает в яслях кинобизнеса.

1967-й – год первого казахского мультфильма \"Почему у ласточки хвост рожками\" Амена Хайдарова. 2010-й – год появления на \"Казахфильме\" анимационного оборудования, соответствующего времени. В 1967-м за месяц работы художник успевал нарисовать лишь 40 секунд будущего фильма. Сегодня на эту же работу он тратит один день. Тогда это был адский ручной, копейками оплачиваемый и порою школьниками творимый труд. Сегодня не адский, но тоже ручной, хотя рабочие места аниматоров и оборудованы \"Макинтошами\", напичканными софтами Autodesk Maya, Animator Pro, Anime Studio Pro, линейкой Adobe, спецпрограммами 3D-coat и Mudbox. Все это позволяет творить чудеса, ставшие обыденностью для студий Pixar и Disney.

\"Я бы хотел, чтобы мои внуки смотрели казахские мультфильмы на казахском языке, сказки, например\", – так по-своему охарактеризовал цели возрождения анимации в нашей стране один из режиссеров-мультипликаторов, выпускник ВГИКа Болат Омаров. Цель достойная и более разумная, нежели ставка на коммерцию: какими бы гениальными сегодня ни были наши мультфильмы, с точки зрения кассовых сборов им обеспечен провал.

Как и 40 лет назад, так и сейчас основные проблемы казахской анимации, по мнению самих участников процесса, – сценарии и специалисты (я бы добавил к ним прокатные взаимоотношения).

\"Драматургов хороших нет, нет и сценарной школы, большие проблемы с другими кинопрофессиями. А ведь 80% успеха фильма – хороший сценарий\", – подбрасывает еще пару своих мыслей г-н Омаров.

До недавнего времени казахские телеканалы тратили деньги на приобретение зарубежной продукции, а \"Казахфильму\", наоборот, предлагали самому платить за показ его фильмов. Сегодня у киностудии есть договоренности с телеканалами, согласно которым последние обязуются покупать и транслировать продукцию отечественной кинофабрики, но это сущие копейки.

Единственное, на чем гипотетически могут зарабатывать отечественные аниматоры, – полнометражные мульты, 10-минутки нынче в кинотеатрах показывать перед сеансом не принято. Потому и не знает никто о существовании \"Айки\" (короткой зарисовки о мальчике и сайгаке), \"В поисках счастья\" (главные герои – баран и козел), \"Момына и разбойников\".

Мультфильмы не шедевральны, но они – испытательный полигон, на котором оттачивается мастерство новых художников и обогащается профиль бывалых авторов, вроде тех же Омарова и руководителя анимационного объединения \"Казахфильма\" Жакена Даненова. Омаров заканчивает работу над фильмом \"Чей год лучше?\" о знаках зодиака, а Даненов приступил к 60-минутному эпическому проекту \"Ер-Тостик и птица Самрук\".

Через полтора года лента, вероятно, окажется на экранах кинотеатров и уж точно на ТВ. Если предположить, что затраты на картину могут составить $1 млн и более (официальный бюджет, со слов пресс-службы \"Казахфильма\", еще не утвержден Минкультом), то даже с точки зрения столь скромной суммы проект достаточно рисковый. Ведь ни один продукт \"Казахфильма\" (тем более анимационный) до сих пор не окупился (\"Рэкетир\" и \"Кайрат – чемпион…\" созданы не там).

Авторы \"Ер-Тостика\" искренне верят, что картина получится. Сегодня это огромная доска, изрисованная, исписанная намеками на синопсис и предварительными набросками художников, а завтра – это, как знать, успешный и любимый мульт детей до 16. К созданию ленты будет привлечено до 50 человек. Для сравнения: трилогию про русских богатырей Алешу Поповича, Добрыню Никитича и Илью Муромца создавали команды в 100-200 человек, а совокупный бюджет трех проектов – $18 млн. Жакен Даненов в кинематографе уже 37 лет, его мультработа \"Невеста волка\" последней из казахфильмовских участвовала в зарубежном смотре (в 2005 году в Сеуле).

\"Над полнометражным мультфильмом в наше время работают три-пять лет, – рассказывает он. – Названные выше короткометражки – работа частных студий страны по нашему заказу\". По его словам, на сегодня постоянными контрактерами \"Казахфильма\" являются алматинская Animator Pro Рамиля Усманова, шымкентская \"САК-Жебе\", астанинская AstanaFilm, есть студия даже в Кокшетау. Бюджеты их короткометражек, на производство которых уходит шесть-семь месяцев, составляют 10-13 млн тенге.

Кинематограф, и мультипликация в частности, у нас по-прежнему в состоянии ракеты, которая все разводит пары, да никак не взлетит. На данный момент нашему Алливуду (\"А\" – от Алматы) не сравниться с объемами, например, узбекского кинопроизводства. Однако благодаря тому, что аниматоры будут продолжать свое компьютерное дело, нам будет что смотреть и чем гордиться в будущем. Никто не ждет от наших мультов перекрытия кассы тетралогии \"Шрек\", мы просто хотим их увидеть на ТВ и в кино. Когда-нибудь дирекции кинопрограмм и кинопрокатчики поймут, что переведенные на казахский язык стародавние \"томы и джери\" – это и не стильно, и не патриотично. Стильно – это когда наши мультфильмы, уж какие есть, идут в кинотеатрах и по ТВ на равных правах с конкурентами из-за бугра.

В начале 2012 года \"Ер-Тостик\" выйдет в свет. По совпадению, также через два года будет завершена программа модернизации творческого объединения анимационного кино \"Казахфильма\". Два этих события претендуют на эпохальность. Только если прокатчики и телевидение также окажутся заинтересованными головой, а не ее противоположностью в развитии казахской анимации.

Бизнес&Власть

Автор — katya

Комментарии 0

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.