Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

9815 просмотров

Суду отвечают чиновники

Процесс по делу мошенниц, «раздававших» жильё по госпрограмме, в понедельник продолжился в БСМП.

Процесс по делу мошенниц, «раздававших» жильё по госпрограмме, в понедельник продолжился в БСМП. Туда с гипертонией из СИЗО доставили главную обвиняемую Ларису Менешеву. Адвокатам, потерпевшим и остальным участникам процесса, чтобы попасть на суд, пришлось облачаться в бахилы. Дело начали слушать прямо в палате.На суд пригласили замначальника управления финансов Улмекен Маменову, бывшего и настоящего руководителей ТОО «Жана уй».

Ключи от квартиры, где деньги лежат

Потерпевшие следили за ходом процесса с особым вниманием. Напомним, главная обвиняемая Лариса Менешева (кроме нее на скамье подсудимых еще три женщины) на одном из процессов заявила, что полученные день­ги она отдавала чиновникам из «Жана уй». Люди ждали, что они скажут. Их интересовало, откуда на руках у Менешевой оказались договора на квартиры по госпрограмме с печатью и подписью Улмекен Маменовой.

По делу о квартирном мошенничестве проходят 54 потерпевших (в прошлом номере потерпевшие ошибочно назвали «Д», что их 78), ущерб составил более 120 миллионов тенге. Иски еще 12 потерпевших объединили в другое дело, его будут рассматривать позже.

В суде будто испытывают терпение людей, потерявших день­ги и надежду получить жилье. В понедельник назначенный на 15 часов суд начался только в 17-30. Через час в актовый зал (суду пришлось перейти туда) стали стучать работники БСМП и предупреждать, что у них рабочий день закончился и пора закрывать кабинет. До этого речь участников процесса то и дело перебивало жужжание дрели – в БСМП идет ремонт.

– Никакие услуги по незаконному получению жилья я не оказывала, – отвечала Улмекен Маменова. – Список получателей жилья по госпрограмме утверждается протоколом, до этого заседает комиссия, которую возглавляет аким области. 12 человек из потерпевших были утверждены протоколом еще в декабре 2007 года, поэтому они получили договора, уже подписанные мной, и с печатью. Покупатели такой документ обычно подписывают после продавца. Текст договора вбивают работники ТОО «Жана уй». Мне договора поступают уже заполненные. Я их подписываю, передаю в «Жана уй». Кто их отдал Менешевой, не знаю. Могла ли она брать их у сотрудников «Жана уй»? Свои материалы мы передали в ДВД, идет следствие.

В список, составленный в декаб­ре 2007 года, вошли 1127 человек, нарушений не было. Иски, которые появились позже, касались только несвоевременной оплаты за жилье. По итогам 2005-2007 годов нас проверяла прокуратура. Двух сотрудников после этого уволили, но не из-за незаконного распределения жилья – за недостатки при оформлении документов.

С Менешевой я познакомилась в ноябре прошлого года в ходе оперативной разработки, проводимой ДКНБ. Я обратилась в ДКНБ, после того как Менешева через знакомых моего супруга предложила крупную сумму за место директора «Жана уй». [Менешеву при передаче взятки задержать не удалось. Ей стало обо всем известно, и она от встречи отказалась. – Ред.] Брать у Менешевой деньги, а потом заявлять в полицию, что она пытается меня подкупить, было бы неразумно.

– Мы не могли находиться вне поля зрения правоохранительных органов, финполиции. Зная это, вести разговоры с Менешевой, говорить, что Маменова требует деньги, безумие, – высказалась бывший директор ТОО «Жана уй» Лидия Гайнатуллина.

Теперь по поводу ключей. По словам Улмекен Маменовой, дом по улице Набережной, где «получили» квартиры некоторые из потерпевших, заселяли в апреле-июне 2008 года.

– Вначале ключи вручали хозяевам торжественно. Со временем у некоторых возникли проблемы с кредитованием, и вместо них заселяли других людей. Среди них и те 12 человек, которые проходят по делу. Им ключи давали безо всякой торжественности. Я сделала анализ по 54 потерпевшим. С сентября в 2009 году 23 человека передали деньги Менешевой.

Разрешил минфин

На суде подняли и такой вопрос: деньги и документы желающие получить жилье сдавали в октябре 2008 года, однако договор подписывали июнем, маем 2007 годом.

– Это связано с определением стоимости жилья, изменением курса доллара. Мы обратились в Минфин, были внесены корректировки, – ответила Маменова.

После новоселья под арест

В доме, построенном по гос­программе, в октябре 2008 года получила квартиру и одна из подсудимых женщин. Только документы на жилье оказались фиктивными. Как женщина получила жилье, и к какой категории ее отнесли в «Жана уй», суд должен еще выяснить.

– Мне дали ключи от квартиры в доме по улице Кунаева. Откуда они? – поинтересовалась одна из потерпевших.

– Ключи давали застройщики. Они могли быть у них, у администратора судов, который выселял прежних жильцов, и у работника «Жана уй». Как они попадали к Менешевой, не знаю, – ответила Улмекен Маменова. – Потерпевшие из числа претендентов на жилье по программе 2006-2007 годов. От них в бюджет стали поступать по 20, 30 тысяч тенге. И.о. директора «Жана уй» Шайдирова получила задание проверить, что это за деньги. Тогда и выяснилось: вместо того чтобы рассчитаться с государством, люди отдали деньги другим лицам.

– Зачем вы заставляли людей писать заявления против нас, диктовали им текст? Они мне звонили, сообщили, как все было, – поинтересовалась подсудимая Доскалиева.

– Такой установки не было.

С кем сговорились мошенницы?

– Люди по факту мошенничества с квартирами по госпрограмме обращались в ДКНБ еще в прошлом году, но следствие тормозилось, – рассказала «Д» Умит Шайдирова. – Мошенники были в сговоре с нашим специалистом. Через нее Менешева вылавливала претендентов на госжилье, предлагала квартиры, забирала деньги. В деле написано «неустановленное лицо в «Жана уй». Мы это лицо установили сами, но против него дело не возбуждалось. Почему? – вопрос к следствию. Этот специалист занимался выселением людей, не рассчитавшихся за жилье, ей сдавались ключи. Мы проверили архив, нашли сформированные этим специалистом 37 дел на людей, у которых брали день­ги мошенники. В этом списке есть двое из сегодняшних подсудимых. Все эти дела мы передали в ДВД, но в следственное управление они почему-то не попали. Специалист этот сейчас не работает, она в декретном.

Такое уже было

Как уже сообщал «Д», Лариса Менешева была уже судима за квартирное мошенничество. Дело было в 1998-1999 годах. Менешева в то время работала комендантом общежития в Астане, «продавала» комнаты. По делу проходили 16 потерпевших. Забрав у них деньги, Менешева скрылась, но ее нашли и осудили на 5 лет.

Есть сведения, что и сейчас в городе некие люди предлагают желающим жилье по госпрограмме за «нал» обходными путями.

– Не верьте этому, – предупреждают в ДВД. – Лучше проверить, с кем имеете дело. Звоните по телефонам доверия: 52-05-14, 21-07- 82 или пишите заявления в УБОП ДВД.

Альмира АЛИШБАЕВА

Автор — nata

Комментарии 1

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.

  • shaman

    shaman

    Aika,неа.. к сожалению

    0
    0