Главные новости Актобе, Казахстана и мира

5292 просмотра

Россия готовится к войне в Азии

В ближайшее время странам-членам Организации Договора о коллективной безопасности предстоит завершить стадию нормативного оформления военно-стратегического проекта под названием «Коллективные силы оперативного реагирования» (КСОР). Москва к встрече глав государств участников ОДКБ, которая намечена на 14 июня, подготовила еще одно предложение, расширяющее военное присутствие ОДКБ в азиатском регионе. Несмотря на то, что согласование предыдущей инициативы потребовало от Дмитрия Медведева значительных усилий, Москва проводит поступательную политику по усилению своих военных позиций в Центральной Азии на случай войны

В ближайшее время странам-членам Организации Договора о коллективной безопасности предстоит завершить стадию нормативного оформления военно-стратегического проекта под названием «Коллективные силы оперативного реагирования» (КСОР). Москва к встрече глав государств участников ОДКБ, которая намечена на 14 июня, подготовила еще одно предложение, расширяющее военное присутствие ОДКБ в азиатском регионе. Несмотря на то, что согласование предыдущей инициативы потребовало от Дмитрия Медведева значительных усилий, Москва проводит поступательную политику по усилению своих военных позиций в Центральной Азии на случай войны…

На следующей неделе в Москве начнется масштабная конференция представителей различных уровней власти стран ОДКБ, которая завершится сессией Совета коллективной безопасности. В рамках многочисленных встреч Москва планирует завершить стадию оформления КСОР подписанием окончательного соглашения о создании военных сил. Напомним, что решение о формировании КСОР было принято 4 февраля 2009 года в Москве в рамках саммита ОДКБ, что было результатом многосторонних и двусторонних переговоров президента Дмитрия Медведева. Идея создания сил появилась в 2005 году, однако, в активную фазу обсуждения перешла после августовских событий на Кавказе в 2008 году. С сентября 2008 года президент Медведев приступил к переговорам, мотивируя необходимость создания КСОР тем, что «всем нужно подумать о создании новой архитектуры, которая опиралась бы на международное право, недопущение конфликтов и недопущение доминирования какого-либо одного государства, возложившего на себя функцию по формированию единого миропорядка».

После раунда трудоемких многосторонних и двусторонних переговоров лидеры Киргизии, Казахстана, Армении, Таджикистана, Узбекистана, Белоруссии и России подписали решение о формировании КСОР, что рассматривалось как своеобразная победа интересов Москвы. И, очевидно, эта победа была обеспечена не только дипломатическим талантом Медведева, но и вполне конкретными экономическими поощрениями, которые России не замедлила предложить, вложив в бюджет ОДКБ на 2009 год 94 млн. рублей, что на 19 млн. рублей больше, чем в 2008 году. А в рамках проводившегося в тот же день саммита ЕврАзЭс, куда входит практически тот же состав стран-участников за исключением Узбекистана, было принято решение о создании единого антикризисного фонда, куда Россия обязуется перечислить 7,5 млрд. долларов. В любом случае способность Москвы пролоббировать решение о создании КСОР является свидетельством перспектив значительного усиления России в Центрально-азиатском регионе.

Теперь Москва намерена предложить проект расширения военных возможностей ОДКБ – развертывание мощной военной группировки в Центральной Азии в дополнение к российско-белорусским и российско-армянским военным силам. Проект, по словам генсека ОДКБ Николая Бордюжи, прошел стадию обсуждения формы и содержания и теперь переходит в практическую плоскость. По информации источника в МИД России: «Это чисто военная структура, создаваемая для обеспечения безопасности в Центральной Азии на случай нападения извне».

Если КСОР предполагает «сборную солянку» батальонов государств-членов ОДКБ, где естественно главный военный вклад сделает Россия, то новый проект - это целостная специализированная военная структура. По информации пресс-секретаря ОДКБ Виталия Струговца: «Это будут танковые и артиллерийские части, военно-морской флот на Каспии. На этот счет подготовлены соответствующие документы». И, по всей видимости, Кремль планирует всерьез взяться за воплощение своей идеи, которая находит отражение и в недавно принятой «Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года», где указано, что ОДКБ является «инструментом, призванным противостоять региональным вызовам и угрозам военно-политического и военно-стратегического характера». Задачи, преследуемые КСОР, также описаны в стратегии: в условиях борьбы за ресурсы в Центральной Азии, «может быть нарушен сложившийся баланс сил вблизи границ Российской Федерации и границ ее союзников». И стоит отметить, что опасения Москвы небеспочвенны: в Центральной Азии существует опасность развертывания террористической деятельности исламистских организаций, например, «Исламского движения Узбекистана», не раз готовившего террористические акты. К тому же не стоит забывать о существовании целого острова нестабильности в Афганистане.

Однако при всей актуальности проблемы, скорее всего, Москве придется приложить немалые усилия для воплощения идей расширения военных проектов в жизнь. Во-первых, страны-члены ОДКБ прекрасно осознают, что подобные проекты укрепляют геополитические позиции России в регионе и будут использовать это в качестве элемента торга. Во-вторых, в последнее время Москва испытывает серьезные трудности во взаимодействии с Белоруссией, несговорчивым является лидер Узбекистана Ислам Каримов и симпатии в адрес Запада испытывает президент Таджикистана Эмомали Рахмон.

Так или иначе, «военные начинания» под эгидой Москвы могут существенным образом увеличить переговорный вес не только в рамках ОДКБ, но и на других международных площадках.

rtkorr.com

Автор — bobby

Комментарии 0

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.

Новости по теме