Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

5137 просмотров

Смерть и похороны. Что делать и как быть, если человек ушёл из жизни

Смерть – это неизбежная часть жизни, с которой в какой–то момент сталкивается каждый. Когда уходит близкий человек, остаётся не только горечь утраты, но и множество вопросов о том, что делать дальше. «Диапазон» расскажет о самом основном.

Фото Вконтакте

1. Первый шаг 

Звоним 102 и 103 или в поликлинику

Департамент полиции Актюбинской области:

– Если наступила смерть человека, то нужно вызвать по телефону 102 следственно–оперативную группу для оформления протокола осмотра тела, они проверяют на наличие телесных повреждений, чтобы исключить признаки насильственной смерти.

Станция скорой медпомощи:

– Если человек умер, в любом случае, необходимо вызывать полицию. В дневное время также можно обратиться в свою поликлинику, к примеру, если человек болел хроническим заболеванием. Часто бывает, что вызывают скорую помощь, когда человек без сознания, упал, и если к нашему приезду человек ушёл из жизни, мы сами вызываем полицию. Сейчас скорая помощь не выдает никакие справки, такая практика была раньше, сейчас ее нет.

2. Второй шаг

Регистрация смерти на портале eGov.kz

Пресс–служба АО «Национальные информационные технологии»:

– В случае смерти гражданина близкий родственник умершего подает заявку на портале электронного правительства на госуслугу «Регистрация смерти» https://egov.kz/cms/ru/services/marital_statusu. Для этого нужно авторизоваться на портале и перейти по кнопке «Заказать услугу онлайн», затем заполнить заявку и загрузить документ, подтверждающий смерть, подписать заявку с помощью ЭЦП. С результатом оказания услуги можно ознакомиться в личном кабинете.

Если невозможно подать на услугу онлайн, близкие родственники или другие лица могут обратиться с заявлением о регистрации смерти в любой регистрирующий орган. В ином случае с ходатайством о смерти могут обратиться работники жилищно–эксплуатационных организаций, местных исполнительных органов, администрации организации, где умерший содержался либо наступила смерть лица, или органов внутренних дел, обнаруживших труп.

Уведомление о смерти можно получить на веб–портале «Электронного правительства». Для этого нужно перейти по кнопке «Заказать услугу онлайн», заполнить ИИН умершего и нажать на кнопку «Далее».

3. Третий шаг 

Единовременная выплата и свидетельство о смерти

Филиал НАО «Государственная корпорация Правительство для граждан» по Актюбинской области:

– Уведомление о смерти можно распечатать и предоставить по месту требования. Оригинал свидетельства о смерти можно получить в ЦОНе. В случае некорректно указанных данных, нужно обратиться в ЦОН для внесения изменений. 

Если умерший был пенсионером или получал пособие по инвалидности, оформить единовременное пособие на погребение можно через мобильное приложение «ЦОН», портал eGov.kz или ЦОН. Единовременная выплата на погребение через ЕНПФ производится в случае смерти лица, имеющего пенсионные накопления в фонде. Получить выплату имеют право члены семьи.

При отсутствии в информационной системе актов гражданского состояния документа о смерти, выданного медорганизацией, госрегистрация смерти производится по заявлению заинтересованного лица с представлением документов, являющихся основанием для регистрации смерти.

О духовном

Так как большинство населения Актюбинской области придерживаются Ислама или Христианства, мы решили узнать у священнослужителей, как по религиозным канонам следует организовывать похороны и прощание с умершим.

Махамбет БИСЕНОВ, наиб имам мечети «Нур Гасыр»: 

- В мечеть нужно обращаться, еще до того, как человек умирает, чтобы имам или молда прочитали суру «Ясин», она облегчает выход души из тела. Но когда мусульманин в предсмертном состоянии, а рядом нет имама или молды, нужно, чтобы он лежал на правом боку и смотрел в сторону Мекки. Потому что Мекка – это направление для мусульман: для живых и для мертвых. Если нет возможности положить его на правый бок, тогда кладут ногами в сторону Мекки, под голову кладут подушку, чтобы его лицо смотрело на Мекку. И рядом сидящий человек, должен ему напоминать слова Единобожия, Ашхаду аль ля иляха иль–ля–Ллах уа ашхаду анна Мухаммадар–расулю–Ллах (Я свидетельствую, что нет Бога кроме Аллаха и я Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха). Кто перед смертью скажет эти слова, войдет в Рай. Не так просто вспомнить эти слова перед смертью. Глаза смотрят вслед уходящей душе, после их нужно закрыть, и так как мышцы расслабляются, нужно подвязать нижнюю челюсть. Умершего укладывают ровно, руки по швам, ноги вместе, чтобы его было удобно завернуть в саван. Одежду срезают и проводят все необходимые процедуры, обряд обмывания тела покойного.

По шариату, если человек умер сегодня – сегодня его и надо хоронить. У нас же ждут родственников издалека, чтобы они успели попрощаться. После всех необходимых процедур, 20 метров белой материи (прим.авт. – саван) делят кусками и заворачивают в них тело. В это время копается могила, метр на два и как можно глубже, 1,5–2 метра. Если почва твердая, делают углубление сбоку, как кармашек, и туда кладут тело. Имам собирает людей на джаназа–намаз, все самые близкие, кто любил, почитал, уважал усопшего, молятся за него, просят за него прощение. Неправильно нанимать плакальщиц, запрещается громко плакать, причитать, рвать на себе волосы, одежду, сильно горевать, истерить. Плакать не запрещается, плачь, ты же человек, но нельзя переходить границы. Знающий понимает, что праведный человек направился к своему Господу, он там будет отдыхать. В мире душ для него будет отдых до Судного дня. Тело обратится в землю, а душа продолжит жить вечно.

В муфтияте есть утвержденное меню для садака. Оно должно быть как можно проще. В доме, где умер человек, еда не готовится, им не до еды: у них горе. Еда готовится для гостей, кто приехал издалека, и они должны есть у соседей. Раньше у казахов была связь с соседями, почти как родственная. В кафе и ресторанах все должно быть скромно: баурсаки, курт, шай. Иной раз смотришь на садака – будто праздник! Конагасы – это еда для гостей, приехавших издалека. У нас будто соревнуются друг с другом, у кого стол богаче. Мы не должны забывать, что здесь мы временно, мы гости здесь, и с собой ничего не заберем. К слову, садака можно не проводить, это не является обязательным. Можно прийти в мечеть и почитать Коран или заказать хатм Корана (полное чтение Корана). Само понятие садака – это для бедных делают, то есть, если вы накрываете стол, вы должны собрать бедных и неимущих.

На могиле все должно выглядеть просто. На высоту верблюжьего горба поднимается земля над могилой, на изголовье ставят недорогой камень с данными усопшего, оградку делают высотой с колена верблюда, чтобы люди, животные не наступали. По шариату нельзя ходить по могиле, садиться сверху. Если есть общая большая ограда, которая всю могильную территорию закрывает, тогда не нужна оградка маленькая.

Чтобы быть захороненным по канонам Ислама, человек должен прожить жизнь, придерживаясь пяти столпов Ислама, люди, жившие рядом, соседи, друзья, родственники, должны знать, что он был мусульманином, верил в Аллаха, намаз совершал, был правдивым и тому подобное. Самое главное, чтобы верил в единственность Аллаха и в то, что Мухаммад, раб Его и заключительный Пророк и Посланник.

Руководитель отдела Актюбинской и Кызылординской епархии по связям с обществом и СМИ протоиерей 

Дмитрий СОЛОВЬЕВ:

- По учению Православной церкви смерть – это рождение человека в жизнь вечную. Большие сходства есть между самим рождением в эту жизнь и в жизнь вечную. Что касается похорон, поминок, есть определенные требования. Христианин, во–первых, обращает внимание на захоронение. Важно, чтобы это место было приличное, чистое, желательно, чтобы было около родных. Человек обязательно должен быть отпет, так называют церковное погребение. Для этого приходят в любую православную церковь, и это совершается один раз над человеком. Повторно могут отпеть, только если не знаешь, был человек ранее отпет или нет. Где отпевать тело – есть разные варианты. Можно договориться со священником и привести тело в церковь. Тело можно отпеть в домашних условиях, в узком кругу. Кто–то хочет, чтобы это было похоже на гражданскую панихиду, и тогда выносят тело на улицу, собираются люди. Это более масштабное мероприятие, но, по сути, то же самое, и в том, и в другом случае священник должен быть. Сейчас при многих погребальных услугах открыты комнаты прощания, бывают, привозят туда, есть такие комнаты даже при некоторых моргах. Есть еще вариант, когда отпевают человека на кладбище около могилки, приезжают туда и совершают отпевание. Еще последний вариант – это заочное отпевание, когда человек, например, уже погребен, но не отпет. Или он числился без вести пропавшим, но установлено, что он умер, но должно быть свидетельство о смерти. Мы не отпеваем самоубийц, потому что самоубийство – это самый тяжкий грех. Жизнь дана Богом, и какая трудная бы она ни была, ситуации бывают разные, болезни, но нужно нести свой крест до конца, просить сил у Бога.

Обязательно ли накрывать столы на поминки? Накрывать можно, но смысл не в том, чтобы просто покормить людей, а чтобы усопший продолжал жить на земле в добре, которое делают его близкие. Это хорошо, что покормите людей, но можно вместо этого поехать в детский дом, или в доме престарелых кого–то одеть, можно оказать помощь в доме адаптации. То есть делать добрые дела в память об усопшем. Если делаете поминки, есть обязательное требование – никакого спиртного. Иногда стыдно смотреть на наши поминки, которые превращаются в свадебный стол. Спиртное неприемлемо на поминках ни при каких условиях. Потому что спиртное – это принадлежность радости. Человек, который выпил на поминках, не сможет молиться, он будет буянить. Важно, чтобы вокруг усопшего был мир и спокойствие, не было ссор. Главное хоронить с любовью. Что касается могил, памятников, есть выражение преподобного Амвросия Оптинского: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного». Попроще надо и с любовью, простота это залог того, что правильно. Поэтому наши бабушки еще так делали, просто крестик деревянный ставили, самое главное, чтобы могилка была чистой, ухоженной, оградка рядом. Хотя, памятники мы не отвергаем, каждый по–своему выражает любовь. И не надо придавать сакральное значение некоторым вещам. Например, лампадка у иконы это напоминание о любимом, нет разницы, сколько она должна гореть, или каким способом ее надо тушить.


Автор — Адина ЖАСАГАНБЕРГЕНОВА

Комментарии 1

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.

  • Шындыкбай

    Шындыкбай

    Познавательная статья... Никто не вечен... Все там будем, вопрос лишь в разнице во времени

    7
    21