Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

4913 просмотров

Привет с фронта

80-летний Виктор Ковалёв готовит ко Дню Победы свою «фронтовичку» – машину-полуторку 1942 года выпуска. 8 мая она снова будет возить пушку.

80-летний Виктор Ковалёв готовит ко Дню Победы свою «фронтовичку» – машину-полуторку 1942 года выпуска. 8 мая она снова будет возить пушку. Актюбинские ветераны смогут на ней прокатиться, сфотографироваться рядом.

На этой полуторке когда-то приехал с фронта житель поселка Красный Мадьяр Мугалжарского района. Со временем машина износилась и к 90-м годам от нее остались только движок, кабина и рама. Виктор Пантелеевич выкупил их за три бутылки и собирал машину еще три года. Даже съездил для этого в Луцк, где стоит памятник полуторке – настоящая машина. Умелец линейкой замерял памятник со всех сторон, чтобы самому изготовить недостающие детали. Вскоре полуторка была на полном ходу. 9 Мая Ковалев катал на ней алгинских ветеранов, в остальное время ездил на дачу, возил по городу грузы – шабашил.

Об алгинском умельце и его раритетной машине «Д» писал пять лет назад. Что изменилось за это время?

– Я сейчас собираю вторую полуторку, – сообщает Виктор Пантелеевич. – Искал переднюю рессору для машины и нашел в овраге возле Шибаевки раму от полуторки. Думаю, дай соберу вторую. Уже поставил колеса, двигатель, переднюю балку и руль. Работы осталось совсем чуть-чуть.

– Что у вас за любовь к полуторкам?

– Это машина из-под топора. Поломался – любую проволоку прикрути и можешь ехать дальше. Первой моей машине 68 лет, и она ездит! Правда, теперь за нее налоги требуют. 10 тысяч тенге! Без этого не пройдешь техосмотр. До прошлого года за старые машины налоги не брали. Хочу Назарбаеву написать и даже знаю, что он ответит. Скажет, паразиты вы, с такой «старушки» налоги брать. Эта машина войну прошла. Я писал на завод, хотел узнать, где она воевала, но ответ не пришел. Хорошо хоть документы восстановить помогли, я ведь ее по расписке купил.

Виктор Пантелеевич признается, что любит машину не только за простоту и выносливость, но и за то, что машина военная.

– В годы войны я в колхозе собирал колоски. Есть было нечего, мы сусликов ловили и жарили на костре. Свиней мало кто дер­жал. И то сельсовет проверял, чтобы, если резали, шкуру сдали государству. Из них солдатам шили сапоги. На фронте воевал отец. На него пришла похоронка, но он вернулся живым. Многие погибли…

…На полуторке Виктор Ковалев продолжает «воевать» в мирное время. Его машина участвовала в театрализованном представлении на юбилее Алии Молдагуловой в Кобдинском районе. Еще он снялся в кино.

–  В Кобде я 9 дней воевал, – говорит пенсионер. – На  полуторке перевозил беженцев. В кино «Запрет на жизнь» играл партизана. Четыре полицая меня избивают и требуют завести машину – мою полуторку. Били меня несильно, вид только сделали, но этот момент снимали дважды. Съемки шли в Алге, на развалинах химзавода. Первые кадры забраковали – на заднем плане современная машина проехала, а мы же войну снимаем…

Сейчас Виктор Ковалев снова колдует над своей машиной – ее надо подкрасить, подкрутить. 8 мая полуторка Виктора Пантелеевича будет участвовать в празднике для ветеранов, который пройдет возле магазина «Энергия». На праздник пригласили 107 участников войны.

На проспекте Санкибай батыра раскинется солдатский привал. С палатками, полевой кухней, машиной-полуторкой и пушкой с боевым расчетом. Сюда даже привезут оружие времен войны.

– Чтобы добраться до Актобе, мне предложили эвакуатор, – говорит Виктор Ковалев. – Я сначала отказался – машина на ходу, скорость у нее до 80 километров в час, но потом согласился. Все-таки технике много лет. Но желающих в городе покатать смогу. 

– А медали свои наденете?

– Конечно, у меня их две – за освоение целины и «Участник трудового фронта».

С этими словами Виктор Ковалев садится в машину, чтобы сделать для фото круг возле дома. Едва машина выезжает за ворота, со всех сторон раздается бибиканье. Алгинские водители приветствуют машину-фронтовичку и своего неуемного земляка.

Полуторку – автомобиль ГАЗ-ММ – начали выпускать в 1938 году. Масса машины 1750 кг, грузоподъемность 1500 кг,  мощность двигателя 50 ЛС, максимальная скорость – 70 км/ч. Полуторку отличали высокая проходимость, надежность и простота ремонта. В годы войны этот автомобиль использовался не только для переброски войск и грузов, но и в качестве шасси для установки 37-мм и 25-мм зенитных пушек и зенитных установок пулеметов «Максим» (4М). 
За годы войны Горьковский автозавод выпустил 157759 грузовых автомобилей. От мирных они отличались деревянными кабинами, упрощенными крыльями и только одной фарой – на фронте надо было соблюдать светомаскировку.

Актобе – Алга – Актобе


Альмира АЛИШБАЕВА

Автор — nata

Комментарии 0

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.