Город-миллионник нельзя прокормить, если сёла развалены
"Я не раз писал в «Диапазоне» @gazeta_diapazon о плачевном состоянии сельского хозяйства в нашей стране. Мои опасения о будущем села подтверждаются постоянным ростом цен на основные продовольственные товары. Неудержимый рост цен на хлеб и мясо в Казахстане – нонсенс, ведь наша страна аграрная, с большим потенциалом", - пишет Улан АБДУЛЛИН, пенсионер, ветеран сельского хозяйства.
– Прежде чем браться за ложку, поработай тяпкой...
По выводам ЮНЕСКО, земля в Казахстане при разумном использовании может прокормить более 1 млрд человек. 30 лет тому назад Казахстан был республикой с самодостаточной экономикой и благоприятным культурно-социальным уровнем жизни, с 17-миллионным населением. Социалистический Казахстан в результате реализации множества реформ и планов, в числе которых освоение целины в 50-60-е годы, а также Продовольственная программа в 80-90-е годы, закрепил за собой роль житницы и крупной животноводческой базы Советского Союза. Республика могла накормить хлебом 100 млн человек, отгружала в союзный фонд до 360 тыс. тонн высококачественного мяса. Сельское хозяйство не только снабжало население продовольствием, но и обеспечивало сырьем перерабатывающую промышленность. Продукция пищевой и легкой промышленности составляла 70-75% товарооборота, эти отрасли были главными бюджетообразующими.
Любое уважающее себя государство при разрешении аграрно-крестьянской проблемы стремится четко выстроить вопросы о земле, о земледельцах, об агрокультуре, технике и приемах обработки земли, а также вопрос социальный – отношения города с деревней, промышленности с селом. Но после получения независимости руководители нашей республики гораздо меньше уделяли внимания укреплению продовольственной безопасности, они выдвигали разные инициативы «партнерства», которые не всегда были равноправными для страны и полезными для народа. Непростительной ошибкой правительства РК была ликвидация совхозов и колхозов, которая нанесла невосполнимый ущерб не только аграрной экономике, но всем жизнеобеспечивающим социально-экономическим секторам народного хозяйства. Выжившие в тяжелейших условиях и сохранившие свои хозяйства отдельные руководители доказали и сейчас доказывают преимущество крупных сельскохозяйственных формирований.
Преимущества крупных сельхозтоваропроизводителей неоспоримы. Под боком у г. Нур-Cултана прекрасно работают ТОО «Родина», АО «Ижевск». В нашей области сохранили хозяйство и успешно вписались в современный рынок динамично развивающиеся ТОО «Карашатау», ТОО «Степное», ТО «Асем-ай». Их руководители, так называемые «красные директора», сохранили коллектив, производство, инфраструктуру. В год массовой фермеризации сельского хозяйства на свой страх и риск более 100 совхозов и колхозов по республике сохранили все, что имели, сменив лишь вывеску.
Но не везде, как в Казахстане, наблюдалось столь небрежное отношение к сельскому хозяйству. В Беларуси, к примеру, колхозы и совхозы сохранили. Согласно земельному закону они и по сей день являются землепользователями. Аграрная экономика в этой стране все годы независимости динамично развивалась, все больше поставляла в Россию, Украину, Казахстан свою продукцию, прежде всего животноводства.
Узбекистан за годы независимости не потерял ни одного гектара посевной площади и ни одной головы скота, обеспечил рост численности населения почти в 2 раза. В обеих странах уже в 1994 году был восстановлен советский уровень промышленного производства.
В Монголии, где в Конституции закреплено, что 100% всех подземных богатств являются собственностью народа, 4-миллионное населения имеет более 20 млн крупного рогатого скота. Руководители вышеназванных государств не стали пользоваться рекомендациями иностранных советников, придавая значение тому, что они представляют интересы конкурирующих капстран. В годы становления независимости во все государства СНГ внедрялись иностранные советники, и только И. Каримов отказался от их услуг, заявив, что «лучше узбеков Узбекистан никто не знает».
Пагубные последствия ликвидации аулов в нашей стране сильно ударили по демографической ситуации в республике, у нас резко сократилась рождаемость. Если в 1992 году в Казахстане было 16 млн 964 тыс. жителей, то к 2019 году численность едва достигла 18 млн человек, тогда как соседний Узбекистан обеспечил за этот период рост численности населения в 2 раза! У нас значительно ухудшилась кадровая политика, из года в год увеличивается число осужденных чиновников, среди них премьер-министр, несколько министров и акимов, всего 73 служащих высокого ранга. При этом многие продвинутые управленцы, которые служили верой и правдой родине, оказались не у дел. Отличные знатоки сельскохозяйственного производства, как бывший председатель Верховного Совета РК С. Абдильдин и бывший министр сельского хозяйства КазССР Б.Турсынбаев могли бы в качестве руководителей внести большой вклад в развитие АПК. К сожалению, нынешняя власть по сей день не умеет или не хочет эффективно управлять ресурсами и избавить население от нищеты. Казахстанская общественность десятилетиями находится в ожидании позитивных перемен. Эти изменения прежде всего нужны для восстановления доверия к власти.
Я всю свою сознательную жизнь посвятил сельскому хозяйству. Это основа любого цивилизованного государства. В многовековой истории нации от всех событий больше всего страдали степь, казахские аулы и села, где в основном живут казахи. История нас упрямо учит, однако мы до сих пор не извлекли уроки и часто попадаем в ту же ловушку, обрекаем себя на новые суровые испытания.
Все подземные богатства когда-нибудь кончатся, а домашняя живность, земля – богатства вечные. В развитых странах животноводство и растениеводство – основной источник пополнения казны. Даже Израиль, где почти нет плодородных земель, экспортирует продукцию на 100 млн долларов в год. По показателям ВВП на душу населения эта страна превосходит нашу в 5,4 раза. В Канаде погодные условия схожи с климатом северного Казахстана, но там производительность труда в сельском хозяйстве в 14 раз выше, чем у нас. Голландия, чья площадь в 66 раз меньше нашей, экспортирует сельскохозяйственную продукцию на 100 млрд долларов в год, мы всего на 1,2 млрд в тенге.
Площадь Казахстана более 2,7 млн га. Предназначено для сельского хозяйства более 200 тысяч га, но 75% этих площадей из-за того, что их не используют, приходит в негодность. Мелкие фермерские хозяйства не принесли успеха ни владельцам, ни государству. Правительство сейчас пытается объединить мелкие хозяйства, но фермеры этого не хотят. Принудительная коллективизация – плохой метод, мы это уже проходили.
Что же делать? В условиях Актюбинской области для возрождения села надо в первую очередь остановить переселение сельчан в город, где их никто не ждет. Есть государственный проект «Бiр аул – бiр кооператив» для создания укрепленных сельхозформирований.
По данным статуправления, в области 373 поселка, из них 213 газифицированы. В аулах, где большие пастбища, плодородная земля, куда подведены газ, вода, электричество, связь, надо создавать укрепленные сельхозформирования с государственным участием. Для этого на селе надо развернуть жилищное строительство по программе «Нурлы жер», построить школы, детсады, медпункты, клубы, все то, что необходимо для нормального проживания. Вернувшимся в село надо предоставить дома со всеми удобствами, приусадебным участком по ипотеке на длительный срок с наименьшим процентом и возможностью дальнейшей приватизации. Для занятости населения необходимо строить мини-цеха по обработке мяса, молока, шкур и шерсти овец. Надо помочь вновь созданным сельхозкооперативам с производственными и оборотными средствами выделить заемные средства для покупки высокопроизводительной техники, скота и семян. Вернуть элеваторы в государственную собственность, так как хозяином зернового амбара должно быть само государство, а не частное лицо. Возродить создание элеваторов НЗ, как было раньше, чтобы обуздать ежегодно растущие цены на основные продовольственные товары. Необходимо организовать по всей республике оптово-распределительные центры. Тогда товаропроизводители избавятся от перекупщиков. Государство должно обеспечить крупных товаропроизводителей льготным ГСМ, для чего необходимо национализировать один из НПЗ в Казахстане для обслуживания сельхозпроизводителей.
Думаю, руководству области надо отказаться от идеи создания в Актобе мегаполиса с миллионным населением: чтобы прокормить такое количество жителей, надо сначала создавать продовольственный пояс. Средства, намеченные для этой цели, надо направить на село, исправить ситуацию. Средства Нацфонда, ЕНПФ, освободившиеся за счет снижения доли государства в экономике, сокращения пустых бюджетных трат, далеких от решения социальных задач, можно направить на создание и строительство крупных сельскохозяйственных формирований. Огромные средства Нацфонда и ЕНПФ сейчас вкладываются не в национальную экономику, а уходят в иностранные финансовые институты. Для финансирования крупных сельхозтоваропроизводителей нужно создать государственный Земельный банк, как в Германии, где с 1996 года применяют систему «дешевый кредит» с годовой ставкой 2,5%. Такой банк будет строго контролировать сельхозпроизводителей на предмет соблюдения агротехнических требований возделывания земли, сохранения пастбищ, качества продукции. Кредит выдается под залог посевных площадей, поголовья скота и техники. Такого посредника, как «Казагро» необходимо ликвидировать. С самого начала своей деятельности он не оправдал доверия фермеров. На заседании мажилиса спикер Н.Нигматуллин раскритиковал «Казагро», назвав его бермудским треугольником, где исчезают огромные бюджетные средства. Несмотря на адресную критику спикера, мажилис выделил «Казагро» дополнительно еще 60 млрд тенге. А куда же делись миллиарды, выделенные в разные годы на поддержку села? В ответ – тишина.
Прошу мое письмо считать прямым обращением к акиму области О.Уразалину и депутатам парламента. Возрождение аулов нельзя откладывать. Завтра будет поздно.
Комментарии 1