Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

635 просмотров

Для нормальных дорог в Актобе не хватает 13 млрд тенге

Ежегодно на ремонт городских дорог тратят миллиарды, но лучше они не становятся. Улицы в ямах и ухабах. Власти ссылаются на плохую работу подрядчиков, те – на нехватку средств, долги и утечку кадров. Недавно горотдел ЖКХ подал на дорожников в суд: после их ремонта асфальт развалился, на двух улицах появились провалы. Когда в Актобе решат проблему дорог?

Проспект Санкибай батыра с развитием Батыса-2 стал самым загруженным. В 2020 году здесь планируют реконструкцию и расширение дороги до 6 полос. Фото из архива "Д"

Как выяснил «Диапазон» @gazeta_diapazon, горотдел ЖКХ подал в суд на ТОО «Ерхат Жолдары» и компанию «Сауран Инжиниринг». Первое предприятие в 2017 году проводило средний ремонт дороги на улице Нокина. После сдачи объекта на поверхности дорожного полотна на разных участках произошло разрушение асфальта, образовалась просадка основания дороги, остались необустроенными съезды, говорится в иске. Заказчик просит суд принудить предприятие устранить недостатки. Судебное разбирательство назначили на конец декабря. Пока стороны встретились у судьи, ответчик с претензиями согласен.

Бюджет должен ответчику 115 млн тенге

– На ул. Нокина проблема в двух местах, – объясняет руководитель ТОО «Ерхат Жолдары» Мухтар Ермаханов (на фото). – Возле «Альтаира» образовался провал. Он из-за давнего провала в земле. Этого ни мы, ни заказчик не могли видеть. На пересечении улиц Нокина и Акимжанова разрушился асфальт на примыкании, то есть на съезде. Когда асфальт укладывали, уже холодно было, он потерял качество и весной начал рассыпаться. Мы как планировали? В том же году наше предприятие укладывало асфальт на втором участке улицы – от пр. 312-й Стрелковой дивизии до ул. М. Маметовой. Полагали, что все доделаем, когда будем завершать работы там. Но на втором участке мы положили только два нижних слоя асфальта, последний не успели: деньги не дали, и работы перенесли на 2019 год. В этом году деньги дали, когда на улице стояла уже минусовая температура. Какой смысл ремонтировать? Мы временно положили холодный асфальт. С деньгами в этом году как никогда туго. Объекты сдали и до сих пор не можем получить деньги. Бюджет нам задолжал 115 млн тенге. И так каждый год. В результате мы должны поставщикам за битум, асфальт, щебень, запчасти. Приходится брать кредит. Если деньги появляются, первым делом даем зарплату. У нас работают 130 человек. У каждого семья, кредиты, дети учатся. Нам надо удержать этих людей. Пожилые уходят на пенсию, молодежь на бульдозер садиться не хочет. Эти проблемы касаются и других подрядчиков. 


Мы давно на этом рынке, нам дорого наше имя, и нельзя говорить, что за нами одни провалы. Мы ремонтировали улицы возле Центрального рынка, в Авиагородке, в районе 51-й школы, где была сплошная грязь. Сделали там стоянки, обустроили парковку во дворе дома. Люди довольны. Обошлось нам это в 76 млн тенге, и с нами до сих пор не рассчитались, но мы работаем. Все говорят: почему плохие дороги? Чтобы они были качественными, нужно стабильное финансирование. Тогда можно купить хорошие материалы, применять новые технологии, заинтересовать кадры.

Асфальт проверят с лупой

Весной, когда в Актобе приступили к ремонту дорог, город должен был подрядчикам до 7 млрд тенге. Такую сумму озвучили на встрече в городском маслихате, где обсуждали проблему дорог. Из-за ям на дорогах только в первом полугодии в Актобе произошло 11 ДТП. 

– Затраты из бюджета на асфальтирование улиц растут из года в год. Когда же дороги станут лучше?

– Станут, – уверяет замруководителя горотдела ЖКХ, автодорог и пассажирского транспорта Руслан Торегали [на фото]. – Со следующего года качество всех ремонтируемых и построенных дорог будет проверять лаборатория национального центра качества дорожных активов. Специалисты будут давать отчет по каждой дороге, которую строят, ремонтируют, реконструируют. 


– Но за работу лаборатории надо платить. Не будет ли город теперь экономить на ремонте, на это и так ежегодно не хватает денег?

– Нет. Вопрос стоит о качестве проводимых работ, в этом заинтересованы все. Раньше «АктобеЖолЛаборатория» проверяла только дороги республиканского значения. Теперь будет контролировать и местные дороги. Специалисты будут проводить экспертизу качества работ и материалов при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автодорог. Есть постановление правительства об этом, его надо выполнять. 

Из года в год затраты на дороги растут. В прошлом году на это из бюджета выделили 4,4 млрд тенге. 1 млрд тенге из них пошел на строительство путепровода в районе «Сельмаша». 10% из этой суммы выделили из областного бюджета. В этом году на дороги дали 5,1 млрд тенге.


Город растет. Развиваются Батыс-2 и Нур Актобе. Более 1 млрд тенге выделяется на строительство автодорог в Нур Актобе. Там будут 9-метровые дороги, планируется строительство внутриквартальных дорог. На 3-4-й микрорайоны выделили более 2 млрд тенге. Там будут не только дороги, еще тротуары и велодорожки. Дороги строят с учетом дальнейшего развития микрорайона.

Для Батыса-2 разработали проект более чем на 2 млрд тенге, дороги будут шириной 15 метров. В этом районе строят 6 улиц, работы начали в 2018 году. 

Самый большой проект – строительство путепровода в районе «Сельмаша». Одну его часть возвели, идет строительство второй. Начали реконструировать прилегающую к путепроводу улицу Арынова, там будет 4-полосное движение. В этом году перенесли все инженерные сети, на это уходит очень много средств.

Полгорода – аулы без асфальта

 – К городу относятся 35 сел и жилых массивов, – говорит Руслан Торегали. – Там тоже нужны дороги. В этом году провели капремонт в Ясном, поселке Беккул баба, начали строительство дороги в Акжаре-2. Но в селах асфальтируем только те улицы, где ездит общественный транспорт. В 2020 году дороги построим в Заречном-3 и Заречном-4. 

В Актобе закончили ремонт улиц Нариманова, Кулумбетова, Байганина. Сдали в эксплуатацию тоннель на улице Тургенева. Это позволило избавиться от пробок и аварий в районе путепровода в 5-м микрорайоне. Соединив ул. Тургенева с ул. Г. Жубановой, мы разгрузили пр. 312-й Стрелковой дивизии. 

В какие ямы уходят миллиарды

Самым проблемным участком в Актобе водители называют проспект Санкибай батыра.

– Эту дорогу реконструировали в 2009 году. Она была 2-полосной, стала 4-полосной. Но Батыс-2, куда все едут по этому проспекту, развивается очень быстро и существующей дороги уже мало. К тому же она пришла в негодность. В этом году там провели текущий ремонт, но нужна реконструкция. Проект 6-полосной дороги уже готов. Но жители пр. Санкибай батыра против расширения: дорога станет ближе к их домам. До них останется 8-9 метров, сейчас 15-16 м, нарушения не будет. С весны приступим к работам. Обойдется это в 1,2 млрд тенге, 400-500 млн из них уйдет на перенос сетей. На ул. Тургенева, чтобы сделать тоннель, пришлось переносить теплотрассу, на это ушло 250 млн тенге. Ремонт дорог дорожает из-за этого. 

– Есть другие проекты, которые надо реализовать, – продолжает Руслан Торегали. – Но все упирается в финансы. Ремонт и строительство дорог в Актобе финансируется менее чем на 50%.  


Перекресток улиц Нокина и Акимжанова, где подрядчик должен переделать свою работу. Дорогу ремонтировали в 2017 году. || Фото Евгения СОЛОДОВЩИКОВА 

Почему тает асфальт

Проводимым в городе ремонтом дорог водители недовольны. Все помнят, как в старой части Актобе асфальт «растаял» в первую же весну после укладки.

– Такое было на ул. Некрасова. То, что летом отремонтировали, весной разрушилось, – говорит Руслан Торегали. – Проблема была в некачественном материале. Подрядчик за свой счет все восстановил. Бывают ямы, просадки, асфальт остыл, вода попала… В таких случаях мы даем уведомление об устранении недостатков. Если подрядчики этого не делают, подаем в суд. 

В 2016 году пр. Санкибай батыра от пересечения с пр. Молдагуловой до ул. Сатпаева ремонтировал «Мегоруд». В районе «Кол Авто» дорога разрушилась, там скапливалась вода. Подрядчик все привел в порядок. Сейчас мы подали в суд на ТОО «Ерхат Жолдары» и «Сауран Инжиниринг». Последнее в 2017-2018 годах ремонтировало ул. Бр. Жубановых от угла ул. Оспанова до ул. Г. Жубановой. На асфальте вокруг колодцев появились ямки.   

– Как работы принимали?

– Есть авторский, технический надзор. Те, кто их ведет, дают декларацию о соответствии качества, но дефекты бывают. С весны мы проводим комплексное обследование всех дорог. Если гарантийный срок не прошел, даем подрядчику уведомление, в течение 1-2 месяцев он должен недостатки устранить. Подрядчики от переделки не отказываются, зачастую у них на это нет средств.  

Ремонт по-новому

Как рассказали в горотделе ЖКХ, чтобы дороги стали лучше, сейчас при ремонте и строительстве применяют щебеночно-мастичный асфальтобетон. Он позволяет дорогам прослужить вдвое дольше. По большинству проектов предусмотрено применение именно такого покрытия. 

– Щебеночно-мастичный асфальтобетон использовали на пр. Абулхаир хана от пр. Молдагуловой до ул. Тлеу батыра, на пр. Молдагуловой, ул. Маметовой перед «Керуен Сити». Дороги получились отличными. Такой же асфальтобетон будет в Нур Актобе и в микрорайоне Батыс-2.

– Говорили, при ремонте будут использовать георешётки, и дороги в Актобе будут, как в Европе. Где они?

– Геотекстиль нужен не везде. Его стелили на ул. Маметовой. Там дорога вблизи русла реки, в этом месте есть еще грунтовые воды. Конструкция помогает удерживать влагу под дорогой, и там она была необходима. Также геотекстиль использовали на ул. Сеитова, где была лесополоса и место болотистое.

Когда в Актобе дороги станут лучше, в городском отделе ЖКХ однозначно сказать не смогли. Из 651 км городских дорог асфальтированы лишь 300 км. Только 59,6% дорог относительно хорошего качества. Чтобы таких дорог стало 70-80%, надо 13 млрд тенге. Пока их нет. Но все ли упирается в деньги?

Вода, морозы и безденежье – главные враги дорог

– Качество дорог – системная проблема по всей стране, – говорит заместитель резидент-инженера ТОО «ZS Engineering», занимающегося технадзором на дорогах, Нуртлек Хасенов. – В наших городах, кроме Алматы и Астаны, не развита арычная сеть. На проезжей части стоит вода, а это первый враг дорог. Поэтому уже во время проектирования надо закладывать арыки. Конечно, это дорого, но из-за того, что нет стока, срок службы асфальта сокращается в полтора раза. Плюс у нас резкоконтинентальный климат. Это тоже влияет на дороги. Иногда асфальт кладут при минусовой температуре. Это категорически запрещено. Поэтому факторов, влияющих на качество дорог, много. Если их не учитывать, можно сколько угодно вкладывать деньги, дороги лучше не станут. Должен быть технический надзор, надо добросовестно работать подрядчикам,  соблюдать технологию укладки асфальта и проверять качество материалов. Мы на республиканских дорогах проверяем каждую партию материала, технологию и качество покрытия после укладки. Так должно быть и на других дорогах. Со временем мы к этому придем. Но надо начинать с проекта. Сейчас любят критиковать дорожников, но это и адская, и ювелирная работа. »

Где планируют обновить и построить дороги в 2020 году

  • Заречный-3,4 
  • пр. Санкибая от пр. Молдагуловой до кольца в 12 мкр.  
  • ул. Арынова  
  • Нур Актобе  
  • Батыс   
  • Пригородный-1  
  • 8 мкр  
  • ул. Герцена  
  • Жанкожа батыра  
  • ул. Сазды 

Гарантийные сроки на дороги

  • На капремонт, строительство и реконструкцию – 3 года.
  • На текущий или ямочный ремонт гарантийного срока нет. 
  • 5 лет составляет межремонтный срок.

Кто работает на дорогах? 

  • Актюбинские компании ТОО «Ерхат жолдары», «Ассана Дорстрой», «КТП», «Дос Данай», «ПрогрессКонтракшн»
  • Предприятие из НурСултана строит тоннель и путепроводы 

651 км протяженность дорог в Актобе

  • Асфальт есть только на 300 км. По данным горотдела ЖКХ, только 59,6% дорог в городе хорошего качества.

Только цифры

  • 40 проектов по строительству, реконструкции и ремонту дорог готовы в Актобе.
  • 13 надо на их реализацию, выделяют в 4-5 раз меньше


Автор — Альмира АЛИШБАЕВА

Комментарии 0

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.