Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

14875 просмотров

Мясо как источник валюты

Производство мяса может принести Казахстану валютную выручку, сопоставимую с реализацией зерна.

Производство мяса может принести Казахстану валютную выручку, сопоставимую с реализацией зерна. Но россияне наше мясо не берут: их не устраивает забой скота в антисанитарных условиях и уровень нашей ветеринарии.

Который год Министерство сельского хозяйства говорит о том, что выручка от продажи местного мяса за рубежом может быть сопоставима с доходами от продажи зерна. Таможенный союз предоставит с 1 июля возможность перевозки товаров в Россию и Белоруссию по нулевой ставке. В каких-то 150 километрах от нас, в ближайших городах России сырое мясо стоит на 25% дороже, чем на актюбинских рынках. Может быть, стоит подумать над экспортом замороженного мяса? Тем более, по последним данным облсельхозуправления, Актюбинская область обеспечивает себя мясом на 150% от необходимого. Но российский потребитель наше мясо не берет. Его не устраивает забой скота во дворе в антисанитарных условиях и уровень казахстанской ветеринарии. Селяне и власти пытаются избавиться от барьеров на пути казахстанского мяса к столам иностранцев.

– С ноября прошлого года запрещено пускать в продажу мясо животных, которых забили в домашних условиях, – говорит начальник отдела новых технологий и переработки сельхозпродукции Мурат Токбулатов. – Эту процедуру нужно проводить в убойном пункте или на убойной площадке. В советское время существовала инфраструктура цивилизованного забоя скота, но в период развала ее потеряли. Пунктов нет в Байганине, Темире, Шубаркудуке и Шалкаре. Сегодня в области действуют 14 убойных пунктов и 2 площадки. Они удовлетворяют нужды населения области только на 65%. Каждому району необходимо построить по одному убойному пункту, требуется не менее 61 убойной площадки. В первую очередь они необходимы хозяйствам, которые занимаются реализацией мяса и получают субсидии от государства. Заботу о строительстве убойных площадок берут на себя именно эти хозяйства. Государство помогает им кредитами.

Для строительства убойных площадок ТОО «Актобе–Агросервис» получило из местного бюджета 100 миллионов тенге. На эти деньги закупают оборудование под 5% годовых в лизинг на 5 лет. Актюбинский завод металлоконструкций выступил с предложением строительства убойных пунктов. Один пункт обойдется в 12 миллионов тенге. Убойные цеха собираются построить к осени 8 хозяйств Айтекебий­ского, Байганинского, Каргалинского, Кобдинского, Мугалжарского, Уилского, Хромтауского районов и рынок «Табыс». Достаточно ли установить убойные пункты и посадить в них ветеринаров для решения проблемы экспорта мяса за рубеж? Производитель мяса СПК «Айбек» Самат Калдыгулов второй год как построил соб­ственный убойный цех на 41 разъезде, вложил в строительство 156 миллионов тенге.

– У меня три хозяйства, в общей сложности 900 голов КРС, – говорит Самат Калдыгулов. – Мы ежедневно делаем забой 30 голов. В декабре мы хорошо поработали, в январе тоже нормально. В феврале – марте идет сезонный спад. Чтобы бесперебойно работать, мне нужно пускать под нож около 5000 коров в год. Заказов на мясо очень много, сбыт идет отлично, я даже не успеваю. Не хватает поголовья местного скота. Практически весь февраль я работал на мясе, завезенном из Костанайской области. Весной прошлого года очень много скота пустили под нож из-за бруцеллеза. Первым делом нужно повышать производ­ство скота, а не места, где его можно зарезать. Зачем строить цеха, если мы и сейчас не имеем заказов в большом количестве?

– Увеличивать поголовье скота невыгодно?

– Выращивать скот очень выгодно, просто у людей нет средств на закуп молодняка. Например, в прошлом году мы создали сельский заготовительный центр. Государ­ство собиралось выделить для него 100 миллионов тенге. На эти средства я мог бы приобрести два маточных поголовья, которые ежегодно приносили бы приплод, и открыл бы откормплощадку. Тогда я довел бы поголовье до 5000 и свободно обеспечивал город свежим мясом. Но нет денег – нет проекта.    

Аналогичные проблемы у заготовительного центра «Мартук».

– На бумаге наш сервисный заготовительный центр открыт, а денег на него СПК «Батыс» не выделяет, сколько мы ни обращались, – говорит директор СЗЦ «Мартук» Азат Садуанов. 

В АО «НК «СПК «Батыс» сказать, будут ли деньги и когда, не могут. 

– Идет реорганизация СПК, его передают в ведение акимата области, – объясняет начальник отдела по связям с общественностью Аскар Шериязданов. – Возможно, вопрос прояснится через неделю.

Начальник отдела животноводства Султан Курманалин убежден, что наладить экспорт мяса из Казахстана в Россию за короткое время не удастся.
– Это не автомат, где можно нажать на кнопку и процесс пошел, – сравнивает Султан Курманалин. – Нарастить объемы производства животноводческой продукции не так просто. Чтобы довести скот до кондиции и выгодно продать, в КРС нужно вложить деньги на 2-2,5 года. Инвесторы не хотят годами ждать возврата средств и работать с 10-15% прибыли. Перед селянами стоит вопрос рынков сбыта. Когда покупатель готов заплатить хорошую цену, тогда вопросов нет. Но если рынок сбыта ограничен, вести перепроизводство мяса и удешевлять его нет смысла. В прошлом году мы поднимали вопрос строительства откормочной площадки на 5000 голов перед ТОО «Степное». Но руководитель хозяйства отказался, так как не хочет рисковать залогом на 1 миллиард тенге.

Таким образом, чем больше мяса по высокой цене наши производители смогут продать за рубежом, тем выше шансы повысить поголовье скота.

поголовье скота в актюбинской области

Татьяна Токарь

Автор — nata

Комментарии 0

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.