Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

10841 просмотр

В 280 лифтах люди рискуют жизнью

С 2014 года в Казахстане отменили лицензирование в области эксплуатации лифтов. ДЧС лифтами тоже не занимается. В этой сфере работают шабашники.

На фото: 10-этажка в 12 мкр, в лифте которого погибла Айзат Абдисамат, построена в 1997 году. Старый лифт часто ломался, говорят жильцы. || Фото Владимира ЗОБЕНКО

С 2014 года в Казахстане отменили лицензирование в области эксплуатации лифтов. ДЧС лифтами тоже не занимается.В этой сфере работают шабашники.

За лифты отвечает «дядя Вася»

Бахытжан Книсарин,

руководитель ТОО «Актобе кызмет»:

– В многоэтажках Актобе более 750 лифтов. Их обслуживают около 20 компаний, но профессионально работающих 6-7, остальные ИП и ТОО. С 2014 года государство отменило лицензирование в нашей отрасли: решило поддержать бизнес, и это я считаю неправильным. Кроме ИП и ТОО, много «дядь Вась», нигде не зарегистрированных, которые тоже обслуживают лифты. Жильцам выгодно работать с ними. Не надо платить 500-700 тенге официально через банк (за счет этих денег уплачивают налоги, содержат штаты и аварийные службы), легче отдать 300-400 тенге шабашникам. О том, как эксплуатируется лифт, проводится ли техобслуживание, меняются ли запчасти, речи нет. Я уже не говорю о техническом освидетельствовании, которое по закону «О гражданской защите» и по правилам безопасной эксплуатации лифтов раз в 12 месяцев должны проходить все лифты. Провели замену лебедки, тросов, ремонт кабины – в паспорте должны делать отметку. Занимается этим КСК. По истечении 25 лет должны провести полное техническое освидетельствование лифта, вынести заключение о замене лифта. Многие лифты требуют замены до этого срока. Норма выбраковки тросов – 5 лет. Но кроме тросов в лифтах ничего уже нового нет. Где берут запчасти мастера, неизвестно. Скорее всего, бэушные, на разбор. Большинство лифтов советские. Тогда были другие СНиПы, ГОСТы. Сегодняшние лифты на 70% состоят из механизмов для безопасности.

Чтобы лифты нормально работали, нужен жесткий контроль. Раньше при ДЧС был комитет, который занимался лифтами. Сейчас к ним относятся только промышленные лифты, дома – нет. Благо, у нас остались несколько профессионально работающих компаний, они экспертируют лифты друг у друга. Но к таким компаниям относится примерно 45% лифтов. Остальные обслуживают «дяди Васи».

– К профессионалам не идут, потому что услуги дорогие?

– Себестоимость содержания 1 лифта 20 500 тенге в месяц. Это деньги на содержание аварийной службы, диспетчерской, масло, провода, автоматы, замки. Шабашники берут 400-450 тенге, официальные компании – 500-700 тенге в месяц.

В городе 280-300 лифтов, у которых срок вышел, и их надо остановить, заменить, но каждый стоит 7-8 млн тенге. В 2011-2013 гг. по программе термомодернизации заменили около 40 проблемных лифтов. Остальные ждут. Их эксплуатируют с риском для жизни людей.

Не наше дело

Хайдар Ермашев,

руководитель горжилинспекции:

–В городе 776 лифтов, более чем у 200 вышел срок эксплуатации, им более 25 лет. Проводим собрания с жильцами, объясняем: надо проводить капремонт или заменить лифты. По программе термомодернизации до 2016 г. поменяли 36 лифтов, сейчас такой возможности нет.

Контроль за лифтами к нам не относится. Гос­органа, этим занимающегося, нет. Лифты – долевая собственность жильцов, за них отвечают они и КСК. Надо заключать договор с лицензированными компаниями или специалистами, у которых есть сертификат.

Автор — Альмира АЛИШБАЕВА

Комментарии 0

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.