Почему в нефтяном Казахстане всё время не хватает ГСМ?
Потребность Казахстана в ГСМ ежегодно растет. То и дело в стране образуется дефицит горючего. Особенно нехватка топлива ощущается при проведении весенне-полевых и уборочных работ.
Потребность Казахстана в ГСМ ежегодно растет. То и дело в стране образуется дефицит горючего. Особенно нехватка топлива ощущается при проведении весенне-полевых и уборочных работ. Построенные еще в советское время 3 НПЗ сейчас перерабатывают 14 млн тонн нефти в год, при этом покрывают только 70% потребности страны в бензине и другом жидком топливе. Лакомый кусок – мощный шымкентский завод – отдан иностранцам.
Выручают нас пока российские нефтезаводы. Было время, когда наши госчиновники обращались за помощью в Азербайджан. Но сколько можно надеяться на добрую волю соседа? Добывая ежегодно 78 млн тонн нефти, постоянно испытывать дефицит нефтепродуктов – не абсурд ли это? Это все равно, что экспортируя зерно, импортировать муку.
При переработке нефти в недостаточных объемах цены на бензин непрерывно ползут вверх. У наших чиновников на этот случай есть оговорка: при дешевом бензине водители из соседних стран заправляют у нас полные баки. Если следовать этой антирыночной логике, цены на хлеб тоже надо поднять: соседи же его тоже покупают.
Чиновники ежегодно успокаивают общественность тем, что заводы в ближайшем будущем модернизируют, и в 2019 году объем нефтепереработки на трех заводах достигнет 17,5 млн тонн. Но в это верится с трудом. Правительство пока не собирается строить мощный нефтяной комплекс.
Полагаю, где-то у нас сидят противники бензиновой независимости страны. Ведь все знают, что нефтепродукты – стратегическое сырье, и что повышение цен на газовое и жидкое топливо влечет за собой рост цен на товары и услуги.
Высокие чины в правительстве часто приводят нам в пример опыт других стран, а у нас делают все наоборот. Государство могло бы построить нефтеперерабатывающий комплекс с широкими экспортными возможностями и множеством рабочих мест. Читал, город-государство Сингапур с населением всего лишь 5,8 млн человек, не имеющее собственной нефти, построило нефтеперерабатывающий комплекс на привозной нефти и ежегодно реализует продукцию с высокой добавленной стоимостью на 73-107 млрд долларов.
Желающих взяться за строительство НПЗ в нашей стране нашлось бы достаточно. Это высокорентабельный бизнес. Ввод в эксплуатацию новых нефтезаводов позволил бы избавиться от периодически возникающего дефицита ГМС, создать конкурентную среду в отрасли, стабилизировать цены, а тысячи людей были бы с работой. Не говоря уже об увеличении поступлений в бюджет.
Казахстан объявил программу третьей модернизации, о политическом и экономическом обновлении страны. Для реализации нужно только желание.
Комментарии 1