• 26253 просмотра
Из дороги смерти делают автобан
Дорога на Иргиз всегда считалась опасной для передвижения – ямы, канавы, нет ни СТО, ни гостиницы.

Дорога на Иргиз всегда считалась опасной для передвижения – ямы, канавы, нет ни СТО, ни гостиницы. В этом году начался ремонт участка, на котором никогда раньше не было асфальта. Дорога на Иргиз вошла в транзитный коридор международного значения «Западная Европа – Западный Китай».
Карабутак и Иргиз стали ближе
Раньше в райцентр Иргиз можно было ездить только на внедорожниках. А весной, когда размывало дорогу, местные жители с большим трудом добирались до областного центра. Теперь Иргиз и Карабутак становятся ближе. В посёлок Карабутак сегодня можно доехать за 2,5 часа. Три года назад люди добирались в посёлок из Актобе по 7 часов. Асфальт на дорогах нужно ремонтировать каждые 8 лет, а после развала Союза средства на эти цели долго не выделяли.
– В 2006 году закончили реконструкцию 215 километров участка Актобе – Карабутак, начали следующие 215 километров автодороги Карабутак – Иргиз, к осени их закончим, – рассказывает директор Актюбинского областного департамента Комитета автомобильных дорог Баглан Баймагамбетов. – В 2009 году начнётся реконструкция участка Актобе – Мартук – граница России по дороге на Оренбург.
Реконструкция и строительство дороги стали возможны благодаря внедрению проекта транзитного коридора «Западная Европа – Западный Китай».
- Даже в советские времена хорошей дороги на Иргиз не было, – рассказывает главный специалист Актюбинского областного управления комитета развития транспортной инфраструктуры Жоламан Тажимбетов. – В 1976 году положили земляное полотно, ещё через четыре года его засыпали щебнем. И только в 1983 году до перекрёстка на Шалкар и Иргиз проложили асфальт. Но до Иргиза так и осталась щебёночная дорога. Автобусы ехали в райцентр по 12 часов. В этом году впервые в истории до Иргиза появится асфальтированная дорога. Да ещё какая! Широкая, способная выдержать 13 тонн нагрузки на каждую ось грузового транспорта.
Каждый метр полит потом
Корреспондент «Д» выехала в Карабутак. Транспорт на новой дороге до Карабутака идёт как по маслу. По пути нам встретились сотрудники ТОО «Иврус». Они укладывали последний слой асфальта. Люди трудятся в тяжёлых условиях: температура воздуха в степи около 45 градусов, добавьте к ним ещё 140 градусов от горячего асфальта. Три недели по всей области лили дожди. После дорожники работали в две смены, укладывали асфальт ночью, под передвижными фонарями, чтобы вернуться в график.
Строят дорогу жители Иргизского района, приезжие из Астаны, Алматы, Жамбыла, Караганды и других городов, всего 300 человек. Около 100 местных жителей привлекли водителями и механиками. Для работы на катках и погрузчиках набрали опытных людей, которые занимались строительством дорог в Уральске, Костанае, Актобе. Кроме обычных рабочих мест организовали 30 социальных для молодёжи и тех, кто попал под сокращение.
– Я раньше был охранником, пережил сокращение, – рассказывает учётчик ТОО «Иврус» Манас Дуйсенбаев. – В Актобе не смог найти работу. Тут я считаю число рейсов автомашин, тоннаж. Месяц работаю, живу в вагончике. Потом еду на 10 дней домой. Конечно, жарко, хожу целый день на солнцепёке в голой степи. Мне 56 лет, нужно заработать пенсию.
Вахтовым методом работает инженер по технике безопасности и охране труда ТОО «Иврус» Берик Токпанов из Иргиза.
– Средняя зарплата у дорожников – 35-40 тысяч тенге в месяц, – говорит Берик Токпанов. – Те, кто трудится на дробилке или асфальтобетонном заводе, получают по 45-50 тысяч тенге. Зарплату выдают вовремя.
Живут строители в двух дорожно-эксплуатационных пунктах. Так называют городки из вагончиков. В них же стоят лаборатории и асфальтобетонные заводы.
– Асфальт – это сложный пирог, в котором 6-7 слоёв, – объясняет по пути главный специалист Актюбинского областного департамента комитета автомобильных дорог Жоламан Тажимбетов. – Будут ли на дороге волны, трещины во многом зависит от качества битума. Все шесть слоёв дорожного пирога укладывают не за раз и не за два, и каждый слой утрамбовывает тяжёлый каток.
Битум для строительства дороги возят из России, горячий асфальт готовят на заводе в рабочем городке. Вся техника, которую используют на строительстве, зарубежная. «Даже шурупа и болта казахстанского нет», – говорят строители. Сломается деталь китайского или немецкого большегруза, нужно делать заказ и ждать поставки минимум три дня.
– Сложность работы на участке в том, что он отдалён от месторождений щебня, – рассказывает заместитель менеджера проекта ТОО «Дена Рахсаз Казахстан» Шатбек Байсынов.
Щебень возят с Кияктинского и Акшикольского карьеров. Они находятся на 1005 и 1035 километрах трассы, а ремонт идёт до 1240 километра. В итоге щебень возят за 200 километров от места ремонта. Дальность перевозок увеличивает затраты. Себестоимость перевозки каждой тонны груза на 100 километров – 8 тенге. В этом году ТОО «Дена Рахсаз Казахстан» и ТОО «Иврус» освоят на строительстве порядка 5 миллиардов тенге. Каждый километр стоит в среднем 50 миллионов тенге.
Развивается сервис и туризм
Семья Дё седьмой год держит кафе в четырёх километрах от Карабутака, где строят транзитный коридор «Западная Европа – Западный Китай». Дальнобойщики утверждают, что от Иргиза до Актобе их кафе лучшее.
– Раньше мы выращивали бахчевые, – рассказывает хозяйка кафе «Дальнобойщик» Лилия Дё. – По этой дороге часто ездили из Узбекистана. В 2002 году услышали, что тут будет развиваться грандиозный проект. Установили вагончик возле дороги, после выстроили кафе. Живём надеждой, что по дороге двинутся фуры из Китая. Тогда клиентов станет больше.
Бизнес у Лилии Дё семейный. Муж, три дочери, зять и сын работают вместе с ней.
– Раньше у нас часто кушали камазисты из Узбекистана, – рассказывает Лилия Дё. – Если станет много желающих, построим гостиницу.
Особо оживлённой дорога была в прошлом году: из Европы ехали в Китай, на Олимпиаду. Строительство дороги может дать развитие туристическому бизнесу в Иргизском районе. В 38 километрах от Иргиза находится кратер Жаманшин, куда упал метеорит. На дне кратера до сих пор находят необычные камни. Там находится Тургайский заказник с системой 30 больших и малых озёр. А в 1912 году тут впервые в мире нашли останки гигантского млекопитающего – индрикатерия.
– Совсем скоро дорога на Иргиз станет не Долиной смерти, как её называли, а популярным автобаном, – уверен замдиректора областного департамента комитета автомобильных дорог Аязбай Османгалиев. – Люди увидят всю красоту Иргизского района: речки, полупустыни, пустыни, пески и барханы. И сейчас есть туристы, которые готовы трястись сотни километров по бездорожью, лишь бы увидеть что-то необычное. Когда мы выстроим дорогу, появятся условия для туризма.

Дорога короче всех
Почти 8500 километров дорожного полотна станут самым коротким наземным маршрутом, который свяжет Европу и Азию. Если на доставку грузов морским путём уходит 45 суток, по железной дороге 14 суток, то по трансграничной магистрали «Западная Европа – Западный Китай» будет уходить лишь 10 суток.
Одна цифра
35-40 тысяч тенге получают рабочие за укладку асфальта под палящим солнцем в Иргизской степи.
| 2 миллиарда долларов выгоды. Сегодня товарооборот между Европой и Азией оценивается в 700 миллиардов долларов. Половина грузопотока идёт из Китая. По прогнозу после запуска транзитного коридора «Западная Европа – Западный Китай» поступления от транзита грузов по территории нашей страны могут дойти к 2015 году до 2 миллиардов долларов. |
Актобе – Карабутак – Актобе
Татьяна Токарь
-
Пожарных попросили вернуть премии, чтобы «встретить комиссию»
-
Пенсию и прожиточный минимум поднимут с нового года
-
5 пород рыб вошли в перечень социально значимых товаров в Казахстане
-
24-летний актюбинец помогал мошенникам забирать чужие миллионы
-
Какие дороги закрыты в Актюбинской области
-
Снег, гололед и поземок будет в Актюбинской области
-
Погода в Актобе на 11-13 декабря. Ожидается потепление и сильный снег
-
Громкое задержание. Появились подробности
-
Казахстанский фильм удалили из кинотеатров за нарушение законов РФ
-
Очередная лапша - актюбинцы высказались о заморозке тарифов на свет
-
В Актобе всю ночь чистили дороги от снега
говорили, что этой зимой соли не будет, или ошибаюсь? -
Может ли вдова вместо своей получать пенсию умершего мужа, если она больше?
А разве после смерти пенсионера, его пенсионные накопления не выдаются семье покойного? Или государство беззастенчиво присваивает их себе? Вспомнилось гоголевские "Мёртвые души" -
Ломать - не строить. Актюбинцы высказались о сносе старинного здания в городе
Ситуация когда к актюбинской власти пришли на-голову отмороженные спортсмены. Варвары-временщики-однодневки... Ладно один акбулакский (хвост прижмут, в рассею смотается), ему бәрі-бір, ну а второй-то наш актюбинский -
Чем и почём украшают город. «Сияние цветов» и «Ночное небо» подарили спонсоры
Особенно примечательно последнее фото, это как рядом с разрушающимся сараем в степи, высадили клумбу. Интересно, сколько лимонов на это было выделено, и во сколько раз... -
Водителя поймали в наркотическом опьянении. В третий раз
идиот... -
Чем и почём украшают город. «Сияние цветов» и «Ночное небо» подарили спонсоры
Мда уж... Промолчу... -
Мясо на рынках и в магазинах Казахстана будут проверять ежедневно
А раньше через сколько дней проверяли? -
Мясо на рынках и в магазинах Казахстана будут проверять ежедневно
Поистине: Правая рука не ведает, что творит левая... Несовершенство законов, изданные неподготовленными людьми. Юридическая вакханалия, где страдает лишь народ -
Алюминиевый кабель и насосы украли ночные воры
Одни греют задницы, не патрулируя ночную территорию, другие не включают мозг... Страна катится в пропасть олигофрении -
Сварщиков, бухгалтеров, водителей, инженеров искали на ярмарке вакансий в Актобе
Горестная судьба Артура пусть послужит уроком как назидание подрастающему поколению: Теневые деньги - ждите беды... Никогда коммерс не был, хотя это - все его делишки....
Комментарии 0