Антимонополия. Игра на раздевание
Вместо борьбы с монополистами руководитель антимонопольной инспекции Актобе Камшимбаев принуждает предпринимателей,
Вместо борьбы с монополистами руководитель антимонопольной инспекции Актобе Камшимбаев принуждает предпринимателей, которые никакого отношения к монополиям не имеют, производить сотни килограммов бумаг и платить драконовские штрафы.
Чего каждый из нас ждёт от антимонопольного ведомства? Наверное, защиты конкуренции и прав потребителя от аппетитов монополистов. Что мы видим на деле? Цены на бензин стабильно летят вверх, счета за свет становятся все весомее, за права потребителей газа борются в основном народ и пресса. А чем же в это время занимаются антимонопольщики? А антимонопольщики в это время с пристрастием проверяют и штрафуют бизнесы, которые к монополии не имеют никакого отношения. И неудивительно, разорять штрафами сельского производителя пельменей или небольшую типографию гораздо легче, чем защищать права потребителя в войне с мощным монополистом, бензиновым, газовым или энергетическим королём.
Недавно из антимонопольной инспекции по Актюбинской области пришел запрос в адрес ТОО «Central Trade», более известного как гипермаркет «Олжа». Сама по себе ситуация стандартная, только в данном случае чиновники явно перестарались. В течение 10 дней по 9 пунктам этого 2-страничного документа нужно предоставить ответы, объем которых займет не менее 20 тысяч печатных листов. Несколько специалистов плюс оргтехника должны работать на износ в течение целого месяца, чтобы ответить полностью на все вопросы чиновников.
Как аргументирует сам начальник инспекции г-н Камшимбаев, действует он по поручению агентства в Астане. Информация нужна им для «анализа рынка розничной реализации продовольственных товаров». Вот только показать это самое поручение в местном ведомстве отказались. Сами пункты запроса выглядят весьма странно.
Возьмем пункт №8. По нему необходимо предоставить «копии всех договоров со всеми приложениями, дополнениями, письмами, имеющими силу договора по всем поставщикам продовольственных товаров в период с 2009 года по настоящее время». Гипермаркет «Олжа» имеет более 180 поставщиков продукции и, естественно, столько же договоров. Один договор – это 5-6 листов. К договорам заключено 1050 дополнительных соглашений, количество документов по ним составляет 2100 страниц. Далее идут листы по спецификациям, письма и приложения. Простой арифметический подсчет показывает, что только по этому пункту инспекции необходимо предоставить 8616 листов.
Копирование этих материалов займет около 130 часов безостановочной работы 1 сотрудника или 16 рабочих дней. Таким образом, из-за подготовки ответов к этому запросу может быть парализована работа нескольких отделов. Затраты на оплату рабочего времени, картриджи и бумагу несравнимы с потерями, которые понесет компания, задействовав десяток сотрудников на исполнение воли одного ретивого чиновника.
Еще один очень интересный пункт, №4.
«Объем приобретения продовольственных товаров в стоимостном выражении их групп (молочные, кисло-молочные продукты; хлебобулочные изделия; мясо и колбасы; рыба; крупа; бакалея; макаронные изделия; фрукты и овощи; соки и напитки) и поставщиков с указанием их юридических адресов, контактных телефонов за период с 2007-9 годы по 1 квартал 2010 (раздельно по годам). При этом необходимо выделить долю каждого поставщика в общем объеме приобретения продовольственных товаров (в %), а также отметить поставщиков-импортеров, отечественных производителей».
Вы представляете, как решить эту задачку? В гипермаркете «Олжа» 25-26 тысяч наименований товаров, находящихся в продаже, а вместе с уже реализованными товарами перечень увеличивается до 60 тысяч. Без комментариев…
Впрочем, удивляют не только объемы запрашиваемой информации. Некоторые пункты запроса вообще не имеют никакого отношения к «анализу рынка», а ответы на них могут служить оружием в руках конкурента. Кроме арифметических и аналитических выкладок ведомство г-на Камшимбаева запросило копии договоров со всеми поставщиками, их контактные телефоны и юридические адреса (!) с 2007 года. Также чиновников интересует количество учредителей гипермаркета и их доля в общем бизнесе. Тогда при чем тут анализ рынка?
На интересующие предпринимателей вопросы г-н Камшимбаев не посчитал нужным ответить и не предъявил ни одного документа, доказывающего, что данный запрос – это инициатива агентства РК по защите конкуренции. Его молчание порождает сомнение: а не личная ли это инициатива Камшимбаева? Да и вообще, можно сказать с уверенностью, его ведомство просто не в состоянии переработать такое количество информации.
Руководство гипермаркета за ответами на эти вопросы съездило в Астану. В антимонопольном агентстве пообещали разобраться во всех деталях этого дела.
Действительно, 22 июня в Актобе приехал ответственный секретарь агентства Нурлан Абди. Встречу с руководителем гипермаркета гость из Астаны назначил на 11 часов в кабинете г-на Камшимбаева. Кстати, на тот момент руководитель актюбинской инспекции по странному стечению обстоятельств находился в отпуске. На встречу чиновника из Астаны с руководством гипермаркета отправился и корреспондент «Д». Нурлан Абди и заместитель г-на Камшимбаева на встречу опоздали. Впрочем, рандеву не состоялось. Ответственный секретарь не решился разговаривать с предпринимателем в присутствии журналиста и отказался от встречи.
Антимонопольное агентство – не спецслужба, но значит, им тоже есть что скрывать от прессы? Кто составил гениальный запрос: чиновники из столицы или умные головы из Актобе? Отправлен он всем торговым предприятиям города или только одному гипермаркету? Эти вопросы так и остались невыясненными. Камшимбаев хранит молчание, а за отказ от дачи информации хотя бы по одному пункту он грозит компании административным судом и штрафом до 2 миллионов тенге.
Президент страны постоянно говорит о необходимости поддерживать предпринимательство, сокращать количество проверок. Но нашим предпринимателям зачастую приходится работать не над расширением бизнеса, а над удовлетворением всё возрастающего аппетита отдельно взятого чиновника.
Кстати, это уже не первый случай, когда межрегиональная антимонопольная инспекция во главе с г-м Камшимбаевым предъявляет актюбинским предпринимателям астрономические штрафы. Летом прошлого года объемные запросы из ведомства получили две сети городских супермаркетов – «Дина» и «Анвар», рынок и несколько предприятий. На ответы чиновники установили 5-дневный срок. В ТОО «Алгабас» в Мартуке запрос послали по факсу, руководитель предприятия находился в отпуске и даже не видел его. В результате за просрочку с ответами ему пришлось заплатить 375 МРП (529 тысяч 875 тенге). За непредоставление информации Камшимбаев «выставлял счета» на 500-2000 МРП (706500-2826000 тенге).
Кстати, данные по реализации продуктов и средней цене товаров первой необходимости для анализа рынка можно получить в управлении статистики. Но это, видимо, слишком простой путь для нашего чиновника.
Как писала республиканская газета «Око», актюбинские бизнесмены усмотрели в действиях начальника антимонопольного агентства Азамата Камшимбаева лоббирование интересов костанайского предпринимателя. После обвинений, озвученных в республиканском СМИ, Камшимбаев подал иск в суд за клевету на трех актюбинских бизнесменов и журналистку Татьяну Токарь, автора статьи «Бизнес против драконовских штрафов» в газете «Око». Но после первого же судебного заседания чиновник попросил закрыть уголовное дело и от обвинений отказался. Вот только мало кто знает, что в редакцию газеты «Диапазон» (где также работает эта журналистка) был звонок от г-на Камшимбаева. Он предложил за отказ от уголовного преследования Татьяны Токарь… опубликовать в газете «Диапазон» «положительную» статью о его деятельности.
Что ж, «положительные» статьи мы, конечно, пишем. Только для этого должны быть «положительные» дела. А пока от действий чиновника потери несут и государство, и бизнес. Но, возможно, кто-то и выигрывает?
Виктор ПРОНИН
Комментарии 3