Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

1388 просмотров

Братьев из байского рода разделили, забрали дом и скот

В 30-40 годы прошлого века депортировали около 5 миллионов человек. Значительная часть высланных оказалась у нас, в Казахстане.

Дияр Рсалдин, волостной управитель. В 1928 году его арестовали и больше о нем нет никакой информации, и его сын Махмет Рсалдин (погиб в Великую Отечественную войну). || Фото предоставил автор

С 1997 года в нашей стране 31 мая отмечают День памяти жертв политических репрессий и голода. В 2020 году Касым-Жомарт Токаев подписал Указ о создании государственной комиссии по полной реабилитации жертв политических репрессий.

Жестокие репрессии прошли по всем союзным республикам Советского Союза, для Казахстана они были особенно сложными, наша страна стала местом для депортированных народов. Депортации подверглись в 30–40 годы прошлого века около 5 миллионов человек.

Первая волна репрессий прокатилась в конце 20–х годов. Тогда приняли постановление Совнаркома Казахской ACCP от 30.08.1928 года «По выселению и конфискации байских хозяйств».

ДЕДЫ-БРАТЬЯ ИЗ БАЙСКОГО РОДА

Одними из первых под репрессии попали мои деды – братья Рсалдины: Дияр и Ыспан. Дияр ата 1875 года рождения и Ыспан 1882 года. Они происходили из байского рода. Братья получили мусульманское образование, их родители были образованными людьми, они дали детям имена из древнего персидского эпоса «Ыспандияр».

Родовая зимовка располагалась в живописнейшем местечке Карагай Кудук, это недалеко от нынешнего Курайлы. В байском хозяйстве были верблюды, лошади, крупный и мелкий рогатый скот. Хозяйство было развитым, были хорошие кадры, корма, чистая вода.

Ныне рекламируемый принцип социальной справедливости существовал в родоплеменном укладе жизни казахов. Многие аулы состояли из представителей одного рода. В каждом ауле был организатор производства и создатель рабочих мест – бай, вокруг которого жили родственники. Они трудились на него и получали расчёт за труд жильём, едой, скотом и так далее. По уровню жизни жителей аула можно было судить о хозяине аула. Самым суровым наказанием для казахов было изгнание из рода.

Просторные пастбищные угодья, заливные лиманы полноводного чистого Илека, протекающего по байским землям, и близость уездного центра города Актобе с постоянными опытными кадрами, способствовали развитию хозяйства.

К 1914 году братья Рсалдины были известными баями: старший брат Дияр–ата был волостным управителем, а младший брат Ыспан успешно руководил большим хозяйством. От очевидцев я слышал, что только верблюдов у них было 600 голов, также имелись табуны лошадей, стада коров и отары овец.

Волостные управители были частью государственного управления на территории вверенной волости. И их рейтинг оценивался как сегодня работа исполнительной власти. Они были степной элитой.

ЗАБРАЛИ ИМУЩЕСТВО И СКОТ, АРЕСТОВАЛИ И ВЫСЛАЛИ ИЗ ДОМА

Стабильную жизнь разрушили гражданская война, разруха и коллективизация, первым этапом которой стало претворение в жизнь постановления «О выселении и конфискации байских хозяйств».

Первый удар пришёлся по крупным хозяйствам, куда попали хозяйства моих дедов. Конфискованы были все виды скота и другое имущество. Дедушка Дияр был арестован и выслан в Семипалатинскую область. От него больше не было вестей. У него остались жена и дети. Младшему Махмет ага было всего четыре года…

Дедушка Ыспан, уйдя из родных мест, спасся в селе Чайковка в пяти километрах от нынешнего Аккайына. Так что мои деды по современной терминологии являются основными и первыми инвесторами будущего совхоза «Илекский».

БОЛЕЕ 2 МИЛЛИОНОВ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ УМЕРЛИ ОТ ГОЛОДА

Последствия коллективизации 1928-1933 годов были ужасными: разрушен вековой уклад жизни аула, уничтожены все устои, наработанные тысячелетиями кочевой цивилизации. Земли и скот забирали не только у крупных баев, но и у остальных людей. Противников коллективизации репрессировали – их лишали избирательного права, арестовывали и выселяли.

Когда забрали все, начался голод. По сути, они отняли у людей работу, дома, профессию, потому что они не имели других специальностей, не знали русского языка. За эти годы из 6,2 миллиона населения республика потеряла 40% жителей, то есть погибли 2,1 млн. человек.

Эту чашу испытаний в полной мере испил дедушка Ыспан. У него от двух жен в семье было 13 детей, к 1935 году осталось только трое.

Ыспан ата, исходя из принципа «плетью обуха не перешибёшь», принял активное участие в организации колхоза в селе Чайковка, который носил имя В.И.Ленина. Хотя он не занимал официальной должности, был скотником, но опыт и его организаторские способности были использованы в самые первые годы создания хозяйства.

Трудолюбивый, верный данному слову Ыспан-ата в колхозе им. Ленина пользовался уважением и авторитетом. Есть ещё жители села Аккайын, которые помнят о его авторитете. Так бывший председатель колхоза, кавалер Ордена Ленина, руководивший хозяйством 18 лет, Василий Тимофеевич Гриненко не раз повторял: «Слова деда Ыспана не падают на землю».

В КАЗАХСТАН ДЕПОРТИРОВАЛИ 1,2 МИЛЛИОНА НЕМЦЕВ ПОВОЛЖЬЯ, УКРАИНЦЕВ, ЧЕЧЕНЦЕВ, НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

В годы Великой Отечественной войны в нашу республику депортировали 1,2 миллиона человек. Старшее поколение помнит, как начали прибывать эти люди. Сложно приходилось с размещением, питанием, лечением. Немцы Поволжья, украинцы, чеченцы, народы Северного Кавказа – их расселяли во всех населённых пунктах, физически работоспособных мужчин призывали на трудфронт. Местное население делилось последним с депортированными, основную массу которых составляли старики, женщины и дети.

Дедушка Ыспан из всех своих возможностей оказывал помощь переселенцам. Всё это через десятилетия вернулось сторицей.

Я отлично помню, как наш односельчанин дядя Степан Валенко, железнодорожник на станции Кандагач, приезжая ежегодно в отпуск, приходил к дедушке (хорошо владел казахским языком) и говорил: «Атаға сәлем беруге келдім» (пришел поздороваться с дедушкой). Они пили чай и долго беседовали.

Рядом проживал чеченец дядя Хасан. В начале 50-х годов сельчане держали овец и пасли поочередно. В один день овец пас юноша чеченец лет 17. Случилось так, что пропала наша упитанная овца. Дедушка вечером пригласил дядю Хасана на чай. За чаем он сказал, что пропала овца. Выслушав дедушку, он ответил: «Ата, если это чеченцы сделали, завтра овца будет у вас». Утром бабушка Аспет подоила одну корову, занесла молоко, вышла доить вторую, смотрит, в карде стоит овца. Немец скотник Беккер К.И. часто бывал у нас, говорил с дедушкой, пил чай, играл со мной в шахматы. Односельчанин Тиссен Иван Иванович вообще считался близким человеком у дедушки, он тоже в совершенстве владел казахским языком.

Депортированные чеченцы в 1955 году вернулись на историческую родину. Немцы остались, они внесли свой вклад в экономику, социально-культурную жизнь нашего района.

Сын Дияр ата, воспитанный его братом, в первые годы войны не был призван на фронт как сын репрессированного. Но попал на войну после Сталинградской битвы. За год с лишним на фронте его отметили  благодарностью Верховного Главнокомандующего маршала Сталина и медалью «За отвагу», одной из высокочтимых солдатских наград. Махмет ага погиб в возрасте 20 лет 10 августа 1944 года при освобождении Польши. Похоронен в местечке Любляно. Сын репрессированного достойно проявил себя в защите нашего тогда общего дома СССР.

В память о дедушке Дияре в Байторысайском сельском округе работает крестьянское хозяйство «Дияр-Ата». И конечно, для нас, потомков: жертв репрессий, гибель близких людей большая трагедия. Надеюсь, что такое не повторится.

- Жадигер РСАЛДИНОВ, ветеран труда, село Казан, Мартукский сельский округ

Жилгородок. За Домом культуры находится памятник жертвам голодомора и репрессированным в годы тоталитарного режима. || Фото www.gov.kz

31 мая в Казахстане отмечают День памяти жертв политических репрессий и голода. К памятным местам приходят потомки попавших под репресии. || Фото www.gov.kz

Комментарии 0

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.