Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

1005 просмотров

Рейсовый автобус в Актобе водит женщина–пенсионерка

М. Тлегенова: «Чтобы пропустили, бывает, машу водителям из окна. Они видят белые перчатки, и что за рулем женщина, уступают». || Фото автора 

Мунсыз Тлегенова – единственная в Актобе женщина, которая водит автобус. За рулем она уже 42 года, ездит на маршруте 51 А из города в Нур Актобе, передает «Диапазон». 

«У меня есть постоянные пассажиры, я их узнаю издалека. Они меня тоже встречают как родную. Знаю, кто из них едет к детям, кто за внуком, кто в больницу, у кого кто родился, женился или заболел. Никогда не думала, что буду водить автобус. Пересела за его руль, когда закрыли троллейбусный парк, там я была водителем 19 лет», – говорит Мунсыз. 

1982 год. Алматы. Там курсанты учились водить троллейбус. В Актобе их еще не было. 

Мунсыз Тлегеновой 1 февраля исполнилось 62 года. В прошлом году, достигнув пенсионного возраста, она ушла из «Автопарка». Но, оставшись дома, начала болеть, и решила вернуться. В работе ее спасение. Женщину приняли в «Кала Транс», она трудится на маршруте Хлебокомбинат – 4 микрорайон Нур Актобе.

Училась водить троллейбус, который никогда не видела

- Я и не думала, что стану водителем, – рассказывает Мунсыз Тлегенова. – Родом я из поселка Талдысай Алгинского района. – В семье нас было 13 детей, я одна из старших. И хоть аттестат у меня был хороший, после школы я не стала никуда поступать, поехала работать в город. Надо было помогать родителям. Дядя устроил меня в учкомбинат. Там готовили операторов котельной, слесарей и других работников. Это было в 81–м году. Штат был небольшой, я помогала завучу готовить свидетельства. Со временем в учкомбинате открылись курсы водителей троллейбуса. Дядя говорит: а что ты сама не выучишься? Думаю, как? Я такой транспорт никогда и не видела. Мне пообещали сохранить зарплату – целых 120 рублей, еще и общежитие дали, и я пошла учиться, успевала работать.  

Позже все 27 человек из Актобе направили в республиканский учкомбинат в Алматы учить вождению. Это было в мае 82–го года. В Актобе, вспоминает Мунсыз Тлегенова, как раз ставили столбы, проводили троллейбусную линию. Запустили ее 11 августа 1982 года. Начинающая водительница работала на 3–м маршруте, троллейбус ездил от парка по проспекту Труда (Санкибай батыра) до крупных фабрик. Рано утром Мунсыз везла на работу сотрудников «трикотажки», Авторемзавода, кондитерской фабрики, ПОШ и других предприятий. Рабочий день у нее начинался с 6 часов, в 5:05 приезжал служебный автобус. 

– Вот уже 42 года у меня подъем в 4:30 утра, – говорит она.  

В Алматы актюбинские курсанты ездили сначала на учебных машинах, затем пересели на пассажирские. Каждому надо было отработать 287 часов. 

– Меня закрепили за пожилым водителем, он был очень строгим. Утром, в 4:55 я должна была стоять на остановке дежурного троллейбуса и ехать в парк. Мне было 19 лет. Я ни разу не опоздала. В первый день наставник мне сказал: выедешь из парка, не потеряв штанги, будешь хорошим водителем. Штанги, это «усы» троллейбуса. Мне удалось нормально выехать, хотя троллейбусов в парке было много, и сделать это было непросто. 

В тот же день у нас случилась небольшая авария. За рулем был другой стажер. Проезжая, он задел человека, который выходил из скорой. Тот даже не упал, но все испугались. Мужчина говорит: очень хотел пить, решил купить квас и не заметил троллейбус. Я услышала это, схватила банку, и побежала за квасом. Мужчина успокоился, стажер извинился, мы разъехались, а инструктор говорит: «Ты понятливая». Я изучала правила, оборудование и прислушивалась ко всему, что мне говорят. Навсегда запомнила наставление: смотри по сторонам и издалека на светофор, думай: успеешь проехать или нет и никогда не торопись. Этим наказом пользуюсь и сегодня, – говорит водительница. – Каждое утро, садясь за руль, молюсь, чтобы день прошел благополучно.  


«Мне снился автобус»

Когда троллейбусный парк закрылся, Мунсыз уехала к сестре в Караганду. Думала устроиться кондуктором в автопарк.  

- Но когда ехала в автобусе, обратила внимание, что управление в нем на автомате, и подумала: я же тоже могу так водить. Выучилась на права и стала водить автобус. До этого он мне снился. Платили в Караганде хорошо, на заработанные деньги я смогла купить в Актобе квартиру, и в 2015 году я переехала обратно. Здесь работала в «Автопарке» на 19-м маршруте, потом ушла в ПАТП, ездила на 46–м, 51–м маршрутах, а через 6 лет снова вернулась в Караганду, там платили лучше, а мне до пенсии оставалось три года. К тому же «Автопарк» там построил общежитие, и работникам давали жилье. В месяц я «наезжала» по 220 часов за себя, еще работала за других. Если кто–то не выходил на работу, бригадир обычно звонил мне. В Караганде я вышла на пенсию, и в апреле прошлого года вернулась в Актобе. Но сидеть дома не понравилось. Стали болеть суставы, просыпаться другие болезни, и я решила: надо работать. Пошла в компанию «Кала Транс». И вот уже почти год вожу автобус 51 А. Два дня работаем – два дня отдыхаем. Работа с раннего утра до 11 вечера. В Нур Актобе отстой, обед или перекус. Еду нам доставляют из ближайшего кафе.  

Забывают зонтики, «сменку» и перчатки

Вы можете сами что–то в автобусе подремонтировать?

– В нашей компании никто из водителей этим не занимается – мы как летчики, только водим. Случилась поломка – вызываем бригаду. Даже антифриз не заливаем. Но любой водитель по стуку знает, что в автобусе барахлит. Застучало – говорим мастеру, он исправляет. 

Постоянных пассажиров, вы, наверное, знаете в лицо?

– Конечно. Они всегда здороваются, желают хорошей дороги. Обычно это пожилые люди, они гораздо внимательнее. Молодые – другие. Тех, кто сел в автобус, готовый поругаться, видно издалека. Я в конфликты не вступаю. Стараюсь общаться с пассажирами в шутливой форме. Объявляю, например: «Сваты и свахи на заднем сиденье, той (праздник с каз.) закончился, готовимся к выходу», – смеется Мунсыз. 

 Что чаще забывают пассажиры в автобусе?

– Варежки и перчатки, зонтики, дети сменную обувь. Водители сдают их в диспетчерскую, но не все туда поедут, поэтому такие находки я вожу с собой. Если только хозяин не нашелся, передаю в диспетчерскую. 

 Сложно ездить по нашим дорогам?

– Самые проблемные места – ул. Кургулова и конечная остановка в Нур Актобе. Там автобусы отстаиваются, мы можем пообедать. Весной и осенью – грязь. Если застрял, ищешь трактор, чтобы вытащили. По городу пробки, дорогие узкие, машин и автобусов много. В таких пробках вежливее водители недорогих машин. Чем круче машина, тем, водитель наглее. Но у меня есть свое средство, – смеется Мунсыз. – Я ношу белые перчатки. Машу из окна в них. Водители видят, что за рулем автобуса женщина, уступают. 


Автор — Альмира АЛИШБАЕВА

Комментарии 0

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.