Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

1304 просмотра

Древние вулканы в Мугоджарах дробят на щебень

«Это как взорвать Везувий или Эверест. Из 7 вулканов осталось уже 6. Редкие породы у нас дробят на камни для ремонта дорог, – возмущается Владимир Юриш [на фото], геолог, академик Академии минеральных ресурсов РК.

Из-за добычи щебня в Мугоджарах всё меньше деревьев, исчезли соколы-балабаны.

Вулкан Дарбаевский. Здесь и на вулкане Алабас Южный идет добыча щебня. Вулкан Алабас уже исчез, его сровняли с землей. 

Вулканам в Мугоджар­ских горах более 350 миллионов лет. По словам Владимира Юриша, это мировое достояние, потому что там было дно океана, а такого нигде в мире нет, передает "Диапазон" @gazeta_diapazon. Во Франции есть гряда Шен-де-Пюи, и пик Пюи-де-Дом из этой гряды давно стал местом паломничества туристов. Первозданный вид вулкана нарушают разве что дорога и телевышка. 

– Вот пример бережного отношения к явлениям природы. Там открыли заповедную зону и геологический парк, никакие каменоломни, как у нас, не устраивают. У нас же на вулканах щебеночные заводы, стоит пыль, истребляются редкая растительность и животный мир, – с сожалением говорит Владимир Юриш, который полвека занимается изучением Мугоджар, он написал об этом отчет, который признали одним из важных в СНГ, и готовит к изданию книгу. 

– Западные Мугоджары близ Эмбы и в Шалкар­ском районе – это остаток древнего океана. Разрезы по реке Шуылдак и вулканические постройки Берчогурской группы – уникальные вещественные фрагменты этой коры. То, что ученые наблюдают на глубине 2,5-4 километра из батискафов, у нас можно увидеть в Мугоджарах. Аналогов этому в мире нет. Это мировой эталон, который можно считать ключом к исследованию современной океанической коры, в этом ценность этих образований. По ним можно изучать океаническую кору современных океанов: как она формируется, из чего состоит. Я многие годы изучал вулканизм Западных Мугоджар, написал отчет и вместе с другими специалистами который год пытаюсь защитить вулканы, но тщетно. Мы писали акиму области, в министерство, чтобы остановили добычу щебня на вулканах. Это можно делать в другом месте без вреда для них и окружающей среды, и мы готовы показать где, но нас не слышат. Вулкан Алабас уничтожили полностью. Разрезы по реке Шуылдак в Шалкарском районе – это глубоководные лавы начального этапа океанической коры. В Папуа-Новой Гвинее такую лаву поднимали с глубины 2400 метров, – с болью говорит Владимир Юриш. 

О вулканических образованиях знали еще 100 лет назад. Уже тогда в Мугоджарах выделяли вулканические толщи, но специализированные исследования провели гораздо позже. Первую структуру Владимир Юриш выявил в 1971 году в верховьях Эмбы, когда работал в геологоразведочной экспедиции. После этого годами изучал эти вулканы. Владимиру Владимировичу помогала его супруга, тоже геолог.

– Площадь вулканов порядка 15 тысяч квадратных километров, охраняемыми должны быть где-то 200 кв. км. 

Еще не все потеряно, хотя из семи вулканов Алабас уже сровняли с землей, Алабас Южный и Дарбаевский разрабатывают, собираются разрабатывать Большой Бохтыбай. Что останется? – говорит Владимир Юриш. – Вулканы представляют огромную научную ценность для всего мира. Наши ученые, ученые из Австралии, России, Германии обращались в МСХ, кто-то из них уже умер, не дождавшись решения вопроса. Да, добывающие предприятия работают в Мугоджарах на законных основаниях. Когда вели разведку, о ценности этих образований не знали, это доказали только в 2000-х годах. Но мы могли бы показать места, где можно разрабатывать щебенку без вреда, надо только пробурить 10 скважин по 20 метров, вот и все, но власти в этом не заинтересованы. Геологическое сообщество Казахстана и зарубежные ученые поднимают вопрос о создании в Мугоджарах геопарка, но нас не слышат.

Доцент кафедры экологии университета им. Жубанова, кандидат биологических наук Акылжан Телеуов тоже занимается проблемами Мугоджар.

– Мугоджары – это древние горы, образовавшиеся 350-400 млн лет назад, там россыпь находок не только для геологов – для археологов и палеонтологов. В средние века через Мугоджары шли торговые пути. 

Есть сведения первых географов, которые описывают, что в Мугоджарах были сфагнумные болота и редкое насекомоядное растение круглолистая росянка, – рассказывает Акылжан Телеуов [на фото].

– Мугоджары уникальны своей природой, там особый ландшафт. Между горами как бы образовывались воздушные карманы, где застаивалась атмосферная влага. Плюс грунтовые воды залегали близко к поверхности и создавали условия для произрастания рощ с березами, осиной, ольхой и родниками. Это особая природная среда. Когда спускаешься по склону в ложбину, ощущение, что входишь в воду. Поэтому именно в Берчогуре когда-то открыли кумысолечебницу для больных с легочными заболеваниями. Но от санатория остались одни развалины. Родников нет, стоит пыль. При взрыве 1 кг взрывного вещества выбрасывается 300 граммов пыли. Деревьев, которые ее осаждают и во время паводка фильтруют воду, все меньше. Дело в том, что когда для добычи щебня горы взрывают, трещины в горных породах расширяются, и грунтовая вода уходит все ниже. 

Застывшая лава в Мугоджарах на реке Шуылдак в Шалкарском районе. «Это дно древнего океана, оно имеет научную ценность», – говорит Владимир Юриш. 

Мугоджары, поверхностные и подземные воды Эмбенского месторождения – это единая геосистема. Реки Эмба, Темир питают Кокжиде и Кенкиякский водозабор. Нарушение геосистемы приводит к обмелению озера Шалкар и реки Кауылжыр. 

– Да, и в советское время были щебеночные заводы, но и деревья росли, и уровень воды не менялся, потому что заводы правильно были размещены, – продолжает ученый. – Сейчас все отдали на откуп людям, которых интересует только добыча. Технология производства простая: взорвал, раздробил, отгрузил. В результате исчезли березово-осиновые рощи, идет опустывание. Вместо лугов, где были житняки, бобовые, разнотравье, остались ковыли и полупустынная растительность, и то местами. Больше здесь нет соколов-балабанов. Это все удручает. Мугоджары надо сохранить, надо создать охраняемые участки, иначе грунтовые воды опустятся еще ниже, реки продолжат пересыхать: промышленные полигоны стоят как раз на водотоке. 

Мугоджары – ядро геосистемы, которое влияет на всю окружающую среду: растительность, реки, животный мир. 

Мы с эко-активистами готовим очередное письмо, теперь уже президенту страны, с предложением создать в Мугоджарах охраняемую зону – геопарк, археологический парк, поставить там знак границы между Европой и Азией, в перспективе в эти места можно организовать экотуризм. В Мугоджарах, кроме всего прочего, есть каменистая степь, которую больше нигде не увидеть.

Вулканам в Мугоджарских горах более 350 миллионов лет 

Лава, поднятая с глубины 2,4-4 км в Папуа-Новой Гвинее. 


Автор — Альмира АЛИШБАЕВА

Комментарии 0

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.