У нас не протезы – брёвна. На них выделяют сотни тысяч, а они валяются
2 800 инвалидов в нашей области пользуются различными протезами. За ними они ездят в Алматы, где есть специальный завод, передает «Диапазон» @gazeta_diapazon.
Венера Султанова после травмы передвигается в коляске и на костылях. Чтобы встать на костыли, ей нужно надевать шины, они весят 4,4 кг, и корсет, который еще тяжелее. В них невозможно ходить.
Ожидание нужного приспособления может занять до месяца, ремонтировать их в Актобе негде. Инвалиды давно просят открыть в городе свой цех, с этим хотят помочь специалисты из Оренбурга.
Венере Султановой 43 года. В 27 она попала в аварию, повредила позвоночник и с тех пор передвигается в коляске. Она может ходить и на костылях, но для этого нужны специальные шины и корсет. Венере их изготовили на заводе в Алматы, но они лежат просто так.
– Пользоваться ими я не могу. Шины очень тяжелые, жесткие. Весят почти 5 килограммов, столько же весит корсет. В оренбургском реабилитационном центре делают такие же, но легкие и удобные, но у нас госзаказ только на казахстанском заводе, – говорит Венера.
Марал с детства пользуется протезом ноги.
– Для его изготовления, как и все, я езжу в Алматы, – говорит она. – Это далеко, проезд нам оплачивают только в плацкартном вагоне, а ездить в нем мы не можем. В Алматы обращаются люди со всей страны и, приехав туда, можно пролежать месяц, пока освободится мастер. Государство выделяет на протез 572 тысячи тенге. Хочешь лучше – доплачивай, хороший стоит более 3 миллионов тенге. Откуда у инвалидов такие деньги? Получается, протезы просто штампуют. Это бревно. Если обратишься в конце года, могут отказать даже в этом: деньги бывают уже освоены и надо ждать нового госзаказа. Если протез сломался – ремонтировать в Актобе его некому, надо снова ехать в Алматы. Некоторые инвалиды ездят в протезно-ортопедический центр Оренбурга, заказывают протезы там. Но это если есть деньги.
У Алмагуль Ильясовой проблема с ортопедической обувью. Заказала ее в Алматы, но носить не может.
– Ботинки большие и тяжелые. Ходить в них невозможно, – рассказывает девушка. – Мы давно просим, чтобы в Актобе открыли свою протезную мастерскую, чтобы у нас были свои мастера.
Обо всех своих проблемах инвалиды рассказывали 11 марта на встрече с представителями протезно-ортопедического реабилитационного центра из Оренбурга. Совместно с ними в Актобе хотят открыть протезную мастерскую. С такой инициативой выступил центр поддержки парализованных граждан.
– В последнее время идет много жалоб на протезы казахстанского завода. Они стоят миллионы, кто хочет дорогие и удобные, должен доплачивать. Из бюджета выделяют всего 572 тысячи тенге. Поэтому мы выходим с предложением основать мастерскую для сервисного обслуживания компенсаторной техники, изготовления протезов и ортопедической обуви у нас, в Актобе. Российские специалисты готовы консультировать, информировать, помогать с оборудованием, обучать специалистов. Первое время даже приезжать и работать здесь вахтовым методом. А то у нас как? Коляски есть – сервисного обслуживания нет, протезы есть – гарантийного обслуживания нет, ортопедическая обувь есть, носить люди ее не могут, – говорит Куралай Байменова, руководитель центра поддержки парализованных граждан Актобе.
– У нас большой опыт по работе с инвалидами. В нашем центре не только изготавливают протезы, корсеты – есть бассейн, кабинеты ЛФК, мы занимаемся реабилитацией. Для открытия мастерской нужны вакуумное и механическое оборудование, станки, материалы. Мы можем посоветовать какие и где взять, помочь с монтажом, обучением кадров, – говорит Александр Гайдуков, руководитель центра из Оренбурга.
По словам Вячеслава Егорова, специалиста по реабилитации оренбургского центра, в открываемой мастерской нужны будут станки, печи, вытяжки, гипс, а главное, специалисты.
– Мы поможем их обучить. Пока ваши люди приезжают к нам. Потому что разница в вашем и нашем протезировании огромная. Это как «Запорожец» и «Мерседес», – говорит он.
Руководитель управления координации и соцпрограмм Асланбек Шуиншалиев сообщил, что вопрос создания протезной мастерской в Актобе будут решать с министерством, все материалы передадут туда, их будут изучать.
«Это старые шины, им больше 12 лет, и они сломались. Легкие и удобные стоят миллионы», – говорит Венера Султанова. || Фото автора
Комментарии 4