Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

18730 просмотров

Казахи сватались по средам

– Но сначала отец жениха направлял в дом невесты уважаемого в своей среде человека – жаушы, – рассказывает Арман Бисембаев, директор областного центра истории, этнографии и археологии. – Садясь на коня, одну штанину он заправлял в сапог, а другую выпускал поверх голенища. Это означало прось­бу к отцу невесты быть снисходительнее. Кроме того, это было знаком нарушения существующего положения вещей, чем, по сути, и является переход члена одной семьи в другую. Как символ-намек, означающий будущий приезд сватов, жаушы оставлял в доме девушки шило, спрятав его под кошмой.

С давних времен у казахов женились, сосватав невесту и отдав за нее калым. Досвадебный обряд начинается со сватовства. 

– Но сначала отец жениха направлял в дом невесты уважаемого в своей среде человека – жаушы, – рассказывает Арман Бисембаев, директор областного центра истории, этнографии и археологии. – Садясь на коня, одну штанину он заправлял в сапог, а другую выпускал поверх голенища. Это означало прось­бу к отцу невесты быть снисходительнее. Кроме того, это было знаком нарушения существующего положения вещей, чем, по сути, и является переход члена одной семьи в другую. Как символ-намек, означающий будущий приезд сватов, жаушы оставлял в доме девушки шило, спрятав его под кошмой.

Жаушы в доме девушки давал подарок, называемый каргыбау (буквально ошейник) и сам получал в подарок лошадь или халат – шеге шапан (гвоздь-халат). Кстати, жаушы в буквальном смысле означает соперник, враг, а в случае сватовства – гонец или вестник. Преподнесенный им подарок каргыбау означал достижение договоренности. Далее следовало само сватовство. Но в разных регионах, иногда даже в пределах одной области обряд этот отличался. Эти отличия есть и сегодня.

Кстати, сваты для своего визита выбирали «счастливые» дни – среду или четверг.

Белый баран для сватов

Обряды официального сватовства начинались с прибытия главных сватов, количество которых могло колебаться от 3-4 до 20-30 человек. Количество сватов зависело от богатства и значимости сватающегося, но стремились к тому, чтобы число в целом было нечетное. По данным этнографов начала ХХ века Н.И.Гродекова и А.А.Диваева, сваты сначала останавливались у род­ственников отца невесты, посылая оттуда извещение о своем приезде. Это делалось для того, чтобы принимающая сторона – отец невесты – могла достойно подготовиться, поставив юрту для гостей и известив свою родню.

Уже по прибытии сваты в присутствии гостей делали предложение, которое положительно закреплялось закланием белого барана (или с отметиной на голове (сары каска) и прочтением молитвы и благословения (бата). Казахстанские этнографы Х.Аргынбаев  и А.Толеубаев сообщают о клятвенных обещаниях, скрепляемых кровью (ант берісу), когда в чашу с кровью барана сваты опускали пальцы. Как один из вариантов, отмеченный Толеубаевым, главные сваты – родители жениха и невесты – делали  небольшие надрезы на внутренней стороне большого пальца и ранки прижимали друг к другу.

К числу ритуальных угощений при сватовстве относится особое блюдо куйрык бауыр, состоящее из курдючного сала и бараньей печени. В некоторых районах Казахстана (на востоке) подавали  – тос, баранью грудинку. Еще один этнограф конца XIX века П.Маковецкий говорит о том, что при спорной ситуации, было ли сватовство, бии (судьи) спрашивали, было ли угощение куйрык бауыр, и при утвердительном ответе факт сватовства считался доказанным. То есть данный обычай имел и юридическое значение в семейном праве казахов.

Шашу на радость

Во время  церемонии сватовства проводились шуточно-состязательные игры, направленные на сватов, задача которых была не обижаться. А.А.Диваев пишет, что молодые женщины угощали сватов грудинкой барана, урюком и другими сладостями, спущенными через шанырак в кожаном ведре для дойки кобыл (конек). Сваты в свою очередь после угощения оставляли в ведре деньги. К числу особых широко распространенных обрядов у казахов относится обычай, подчеркивающий общественное одобрение и максимальное благопожелание – шашу, осыпание продуктами: баурсаками, куртом, сушеными фруктами, мелкими монетами. Этот обряд встречается не только на свадьбе, он отмечает «пороговые», переходные моменты жизни человека.

К числу досвадебных церемоний относится обряд олі – тірі, при котором стороне невесты давали самца барана – кошкара, которого закалывали в честь духов предков (аруактар) и созывали аксакалов. Особенность этой жертвы подчеркивает казахстанский ученый Н.Шаханова, отмечая, что тушу должны были отварить полностью, «не выбросив ни одной кишки».

В досвадебный период отношения жениха и невесты регламентированы большим количеством запретов и требований, и здесь на первый план выступает обряд урын бару – ритуальная встреча жениха и невесты посредством также представителя другого рода снохи (женге). Многие запреты на женге не распространяются. Жених при тайном приезде специально пригонял тестю верблюда в виде штрафа – айып.

Испытания для жениха

Вообще, путь жениха полон самых разных препят­ствий,  которые можно преодолеть, преподнеся в качестве откупа подарок. Так, например, положенные поперек дороги шест – бакан (для поднятия шанырака) или привязь для жеребят (желі) нельзя обходить или перешагивать. Многочисленные подарки –  откупы подчеркиваются пословицей «невеста может быть без калыма, но не без подарков» (калынсыз кыз болса да, кедесіз кыз болмайды). Очень древними обычаями, уходящими корнями в глубокое прошлое, являются жертвенные выливания в огонь очага растопленного жира. Причем это делалось не только невестой в доме свекра, но и женихом после первого посещения юрты тестя – босага аттау, во время чего жених не садится на почетное место, а остается в углу, между первой и второй составными частями решеток юрты – т.е. в углу, жапсар. В обязанность жениха входили три поклона (тежім) – духам предков, главе дома и матери невесты.

При посещениях невесты гостевая юрта жениха, находящаяся далеко от аула невесты, в каждый следующий раз ставилась ближе. Исследователь XIX века И.Ибрагимов пишет, что по расстоянию между кибиткой жениха и аулом невесты даже незнакомый казах может определить, в который раз жених приехал. Но обычно в третий приезд устраивалась свадьба, привозилась оставшаяся часть калыма, называемая «сут акы» – плата за материнское молоко, шанырак для новой юрты, дверные косяки – босага, половина необходимых для возведения юрты кошм.

 

Что вам нравится и не нравится в сегодняшних свадьбах?

Светлана Айтбаева,

артистка областной филармонии:

– Нравится, что сейчас люди стремятся воссоздать народные традиции. Как-то моя род­ственница выдавала замуж дочь и попросила меня помочь провести свадьбу интересно. Я просмотрела в библиотеке массу литературы и сделала открытие: оказывается, у казахов был обряд шар

Автор — 123

Комментарии 0

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.