Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

939 просмотров

Хорошие дороги в Актобе могут строить только иностранцы?

В Актобе открыли центр качества дорог. «Диапазон» @gazeta_diapazon узнал, чем он занимается и станут ли наши дороги лучше.

Национальный центр качества дорожных активов по Актюбинской области, так называется новая организация, работает на месте бывшей дорожной лаборатории. 

– Дорожная лаборатория проверяла только трассы республиканского значения. Мы занимаемся еще и местными дорогами. Их контролировали организации технадзора. По каждому проекту проводят конкурс на ремонт дорог и на технадзор. Это все так и осталось, плюс качество дорог проверяем мы, – говорит директор центра Кайрат Каримбаев. – Кроме этого мы будем проводить экспертизу проектов на средний ремонт дорог. 

Кто платит за проверку

Что интересно, услуги проверяющей организации платные. Но спешу успокоить: за проверку дороги платят не подрядчики, а те, кто заказал ремонт и строительство дороги. 

– По городу мы проверяли уже капремонт улиц Маметовой, Карасай батыра, Байганина, Кулумбетова. На двух последних улицах нашли нарушения, – рассказал Кайрат Каримбаев. – В асфальте было мало мелких частиц, больше щебня. Это приводит к образованию пор, в асфальт попадают осадки, и он разрушается. Подрядчиков обязали укатать дорогу или полностью ее переделать. После устранения нарушений все проверим заново. 

По областным дорогам тоже были дефекты. На дороге Актобе– Болгарка–Шубаркудук были просадки: при укладке асфальта образовались неровность и трещины. Дорогу еще ремонтируют, мы дали предписание ТОО «РСУ». На трассе Шубаркудук–Соль-Илецк асфальт неровный, 2700 квадратов переделали. 

Мы проверяли еще строящуюся дорогу от Байганинского района до Атырау. Но там работает иностранная компания, поэтому все на уровне. 

Иностранцы строят лучше. Почему?

Хромтаускую трассу от Актюбинской области до границы с Костанайской областью, это 411 км, строила турецкая компания «Алсим Аларко». Атыраускую дорогу строит итальянская компания «Тодини». Трассу Западная Европа–Западный Китай до Мартука строила турецкая компания. Это самые лучшие дороги. В городе дороги тают вместе со снегом. Почему? 

– Вы говорите о междугородных трассах. Там все прописано в проекте, за нарушение наказывают, – говорит Кайрат Каримбаев. – Иностранцы у дороги сразу возводят городок, там своя лаборатория, свой бетонный и асфальтовый заводы. Материалы они используют местные, но тщательно отбирают. В требованиях указывают, какую технику применять, даже прописывают бытовые условия рабочих. У компании, которая строит дорогу в Атырау, есть специалисты, которые контролируют технику безопасности, быт, питание рабочих. Там все до душевых расписано, даже следят, чтобы рабочие получали молочное и фрукты.  

На местных дорогах экономят, из-за этого приходится нарушать. Километр международной дороги в десятки раз дороже местной. К тому же их строят с нуля. Все разбирают до земляного полотна и возводят заново. На дороге в Атырау асфальт не ремонтировали с 70-80-х годов. Сейчас там все снимают и делают заново. Мосты, водопропускные трубы будут новыми. Эта дорога будет даже лучше, чем дорога Западная Европа–Западный Китай. Но участки будут платными. Сейчас строительство идет от Кандыагаша.

То яма, то колодцы

На ремонт городских дорог тоже тратят немалые деньги, а жалоб на них меньше не становится. 

– Хорошая дорога и стоит дорого. Мы тонким слоем размазываем материалы на километры. Портится же дорога из-за того, что где-то основание неправильно уложили, использовали асфальт бракованный. Даже если все нормально сделали, под дорогами колодцы, коммуникации, кабели, и мы их постоянно раскапываем. Нарушается плотность грунта, его уже нормально не укатаешь. Еще же мы торопимся: из-за ремонта пробки. Дорога после этого дает просадку, начинает портиться. Есть и другие проблемы. Бордюры без разрывов ставим, плотно. Воде некуда уходить, и она портит асфальт. На Нокина с двух сторон поставили бордюры, только в этом году начали делать сливы, а асфальт клали в позапрошлом году. Зачастую строители не учитывают уклон дороги. Сливы в проектах начали закладывать только в последние годы. Чтобы асфальт служил дольше, применяли дорожные решетки, но это был эксперимент, везде их класть дорого. 

Асфальт под микроскопом

Нам показали, как дороги проверяют. Для этого есть выездная лаборатория. Инженеры на месте проверяют ширину дороги, уклоны, затем вырезают керн – кусок асфальта и изучают его чуть ли не под микроскопом. 

– Вырезанный асфальт делят на слои, сушат в жарочных шкафах, прессуют и погружают в вакуум, проверяют плотность, – рассказывает лаборант Алибек Байжанов [на фото].

– Также мы смотрим, из чего состоит асфальт. В нем должны быть щебень разных фракций, отсев, минпорошок, битум, но все в определенной пропорции. Когда чего-то меньше или больше, качество асфальта ниже. Много битума – асфальт потеет, выходит наверх, образуется колея, камушки вылетают. Асфальтобетонную смесь мы проверяем 3-5 дней. Смотрим состав, путем выжигания извлекаем битум, проверяем его. Это долгий процесс. Отдельно проверяем битум с асфальтовых заводов на растяжимость и другие параметры. 

Чем дешевле, тем лучше?

Может, дороги плохие, потому что тендер выигрывают те, кто делает ремонт за меньшие деньги?

– Сейчас систему изменили. Участники тендера могут сделать скидку до 10%, не более. Чтобы выиграть, они вносят часть денег в банк, показывают платежеспособность. Так сделали, потому что демпинг пошел, скидывали до 50%. Люди выигрывали тендер, потом думали: а как теперь строить? – говорит Кайрат Каримбаев. – Сейчас качество дорог будет строго контролироваться. Кроме этого мы будем мониторить состояние дорог, заводить на каждую паспорт. Раньше это делали только на республиканских дорогах. 

По Актюбинской области 7 тысяч км дорог – республиканских, областных, межрайонных и сельских. В целом у нас республиканские дороги на 80% относительно хорошего качества, местные – наполовину. Раньше ситуация была намного хуже.

Кайрат Каримбаев: «Мы проверяем из чего состоит асфальтобетонная смесь. Ее нагревают, делят, взвешивают, прессуют. На изучение уходит до 5 дней». || Фото автора



Инженеры Талгат Бижанов и Тельман Малаев вырезают фрагмент асфальта, везут его в лабораторию, чтобы проверить качество. На месте проверяют ширину дороги, уклоны. || Фото Евгения СОЛОДОВЩИКОВА



Автор — Альмира АЛИШБАЕВА

Комментарии 3

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.

  • MambetAga

    MambetAga

    На восьмой фотографии и без специальных приборов видно,что асфальт положили по-свински.

    1
    0
  • MambetAga

    MambetAga

    Все гораздо проще.Надо увеличить гарантийный срок ремонта или строительства дорог.Три года,это тупая кормушка и для дорожников, ,и для лабораторий, и для бесчисленный проверяющих ,и для акиматов. Десять лет гарантии и ни месяца меньше!,тогда и будет спрос.

    1
    0
  • Joker

    Joker

    Дайте иностранным компаниям построить дороги, они хоть немножко подольше будут радовать автовладельцев, у вас всё равно ничерта не получается, как вы этот пластилин не мнете всё равно выходит какашка....

    1
    0