Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

5327 просмотров

Маленькие человечки будут жить!

Недоношенные детки с массой всего около килограмма имеют почти 100%-ные шансы выжить. В роддомах Актобе появилась необходимая для этого новейшая аппаратура.

Недоношенные детки с массой всего около килограмма имеют почти 100%-ные шансы выжить. В роддомах Актобе появилась необходимая для этого новейшая аппаратура.

Борьба за жизнь

– Хотя везде и говорится, что мы перешли на стандарты ВОЗа (Всемирная организация здравоохранения), по которым считается, что ребенок, родившийся после 22 недель беременности и массой более 500 граммов, считается живорожденным, но, к сожалению, мы пока не можем бороться за жизнь детей меньше 1000 граммов, – говорит врач-неонатолог детского отделения роддома БСМП Наргуль Калиева. – Это горько и обидно терять детей, ведь младенец, рожденный с массой 500-800 граммов, погибает не сразу, при рождении в детях заложен какой-то энергетический потенциал, они пытаются дышать, бороться за жизнь, мы помогаем, но у таких деток, как правило, еще незрелый мозг, несовершенные легкие, не развит желудочно-кишечный тракт, и питаться он способен только через пуповину. На Западе научились «кормить» таких детей при помощи аппаратов, у нас же пока такого нет. Когда к нам в Актобе приезжали представители ВОЗа, они оценили наши возможности и сделали такой вывод: детей более 1000 граммов мы можем и должны спасать в 90% случаев.

У неонатологов роддома БСМП есть опыт выхаживания таких детей: в декабре 5 малышей, рожденных с массой от 1400 до 1700 граммов, были успешно выписаны домой. В конце января родился 980-граммовый малыш. Первый этап в роддоме он прошел благополучно, сейчас еще находится в детской больнице.

Наша область с прошлого года стала пилотной по проекту «Безопасная беременность и эффективный перинатальный уход». В областном перинатальном центре и в роддоме БСМП появилась новая современная аппаратура.

Мамино тепло

– То, что нам предлагают по проекту, это не новые вещи, мы возвращаемся к тому, что немного забыли, – рассказывает о новшествах Наргуль Калиева. – Это все было в советской системе, просто ключевые моменты были утеряны. Время изменилось, технологии, появились новые носители, аппараты, препараты. Оказалось, что достаточно чистых помещений, чистых рук, и необходимо соблюдать прин­цип тепловой цепочки. Ведь ребенок, попадая во внешнюю среду из внутриутробного состояния, где температура всегда постоянная 36,6, испытывает шок. Если мы не соблюдаем какой-то режим, то уже на этапе рождения сбиваем всю программу формирования его как человека. Достаточно просто соблюдать температуру в родзале, просто укрыть теплой пеленочкой новорожденного – все это эффективно и малозатратно. Особенно в этом нуждаются дети, которые родились с малым весом. Теплые пеленки, теплый кювез, теплые руки. И не просто теплые, а еще и чистые. Из материнской утробы ребенок выходит практически стерильным или со своей флорой. А тут нас 10 человек, у каждого что-то свое. Оказывается, мы подвергали большой опасности малыша, бесконечно трогая его, разворачивая, слушая, проводя многочисленные манипуляции.

– Нам доказали, что чистота рук медперсонала – первый шаг к здоровому ребенку, – продолжает Наргуль Калиева. – Тщательное мытье рук с использованием дезсредств, одноразовые полотенца, это, кажется, само собой разумеется. Но зачастую мы успокаивали себя, я же надела перчатки. Теперь в каждом родзале, в детских комнатах возле мойки вывешены правила мытья рук. Дешевле выйдет приобрести специальное мыло, одноразовые полотенца, чем потом бороться с внутрибольничной инфекцией.

Сегодня в детской палате интенсивной терапии стоят красивые кювезы с попонками, укрывающими ребенка от посторонних звуков. Считается, что недоношенному ребенку мешает громкий звук вокруг, и он, как в утробе матери, должен быть изолированным от него. К этим кювезам подключена аппаратура с мониторами, с помощью которой врачи могут следить за состоянием ребенка: его сердечным ритмом, давлением, показателями крови и другим.  

– При этом если раньше маму к недоношенному ребенку практически не допускали, она могла только в окно наблюдать за ним, то сейчас, наоборот, если состояние ребенка стабильное, мама может в любой момент прийти к нему, просунуть свою руку в окошечко, подержать ручку ребенка, погладить его, – рассказывает врач-неонатолог. – Ведь для нас этот малыш, прежде всего, пациент, и как бы мы его ни любили и ни ухаживали, мамино тепло и энергия для него важнее. В новой программе нам так и говорят: разрешите матери ухаживать за малышом, лучше никто этого не сделает. Сложные процедуры, естественно, выполняем мы, а вот покормить, поменять памперс может мама. Казалось бы, мелочь, но, оказывается, для ребенка это просто необходимо.

Рожать могут и мужчины

Те женщины, которые рожали 10, да даже 5 лет назад, придя в роддом сегодня, ощущают большую разницу. Если раньше в огромном родзале тужились и кричали сразу несколько женщин, то сейчас и в перинатальном центре, и в роддоме БСМП залы для родов индивидуальные. В просторной комнате, которая заменяет предродовую палату и родзал, стоит кровать, есть шведская стенка, на которой можно потягиваться или схватиться, есть огромный мяч, сидение на котором помогает расслабиться во время схваток. Женщина во время родов не прикована к кровати, а может принимать любое удобное для нее положение. Пока женщина рожает, на батарее греются пеленки, носочки малыша, все это сейчас можно приносить с собой из дома. 

– Партнерские роды тоже стали более популярны, – говорит Наргуль Калиева. – С мужьями пока рожают не так часто, берут с собой маму, подругу, даже с психологом одна рожала. Те, кто приходит на партнерские роды, должны быть в чистой одежде и обуви. Никаких справок, кроме флюорографии, не требуется. Вообще, сегодня роддом перестал быть закрытым учреждением, как это было в советское время. Сейчас в нашем роддоме есть комната встречи с род­ственниками.

Как только ребенок родился, его кладут на живот мамы, накрывают, и в течение 2 часов малыш так лежит. Если все в порядке, через 2 часа его вместе с мамой перевозят в палату. Мама постоянно с ребенком, она не теряет его из виду ни на минуту.

– Мы не перестаем повторять, что здоровье малыша зависит от здоровья мамы, – говорит Наргуль Калиева. – Но вот индекс здоровья женщин у нас еще низкий. И сегодня самое главное, чтобы женщины начали относиться к себе, как к личности, чтобы они были готовы бороться за себя, любить себя.

Дети из пробирки в Актобе

В последнее время намного больше рождается детей, зачатых при помощи экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), как правило, это двойняшки.

– У нас рожали женщины, которые делали ЭКО в Алматы, Астане и даже в Китае, – говорит Наргуль Калиева. – Не было ни одного случая, чтобы мы потеряли ЭКО-шных детей, потому что мамы, как правило, перед этой процедурой обследованы, проверены, они долго готовятся к этому.

С этого года по программе правительства на дорогостоящую процедуру ЭКО выделяются деньги из бюджета.

– На нашу область пока на 2010 год выделено всего лишь 5 квот, – говорит Даметкен Кожанова, главврач Центра планирования семьи и репродукции человека. – О том же, что эта процедура будет выполняться и в Актобе, говорить пока рано.

Ольга ДАНИЛЕВСКАЯ

Автор — nata

Комментарии 0

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.